«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Учитель Фисюк В.С.
Школа № 9
Цели урока: повторить теоретические сведения о драматическом роде литературы; поработать над лексическим значением ключевых слов урока.
Активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий пьесы; воспитывать осмысленное отношение к жизни.
Оформление доски: запись темы, эпиграфа, ключевых слов урока:
Феерия, ремарка, реплика .
Друг-тот ,кто связан с дружбой сторонник ,защитник кого-либо .
Коварство -злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством.
Бессмертие- вечное существование, загробная жизнь.
Память-то ,что связано с умершим (воспоминание о нем, чувства к нему).
Блаженство- полное, невозмутимое счастье.
СТРАНА ВОСПОМИНАНИЙ,ДВОРЕЦ НОЧИ,САДЫ БЛАЖЕНСТВ, ЦАРСТВО БУДУЩЕГО.
Ход урока.
Слово учителя.
Цель нашего урока внеклассного чтения- повторить теоретические сведения о драматическом роде литературы, поработать над лексическим значением ключевых слов урока; обобщить знания , которые мы получили ,отправившись в путешествие с автором пьесы «Синяя птица» Морисом Метерлинком и ее героями, и завершить наше путешествие.
Нельзя говорить о пьесе, не зная особенностей, законов драматического рода литературы.
Давайте вспомним их.
(Учащиеся называют их)
Пьеса М.Метерлинка –феерия. В чем особенность этого жанра?
(Феерия-добро. Стремление к счастью. Жизнь. Феерия- светлый тон. «Феерия» происходит от феи ,в ней светло, она стремится к счастью ,в ней действуют добрые силы. Сказки фееричны. Они всегда хорошо кончаются.
Назвала я наш урок высказыванием Л.Н.Толстого «Счастлив, тот, кто счастлив у себя дома»,а эпиграфом взяла слова русского ученого И. Шевелева «Порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то ,что и не снилось». (Запись темы и эпиграфа в тетрадь.)
Чаще всего мы с вами желаем друг другу счастья. Мечтаем о счастье. А что такое счастье ? Каким оно бывает? Как его добиться? Как оставаться счастливыми? Над этими вопросами размышляют вот уже почти 100 лет читатели и зрители феерии М. Метерлинка «Синяя птица».
Когда происходит действие пьесы?( В Рождественскую ночь)
-Что это значит?( Может произойти любое чудо).
Пьеса Метерлинка построена на мотиве поиска счастья -Синей птицы.
-Почему именно синей?
-Что еще может символизировать Синяя птица? (удачу, мечту ,надежду, любовь).
-Чему учит пьеса Метерлинка?
-Дети собрались в долгий и трудный путь поисков счастья не случайно .Кому нужно было помочь?
-Поход за счастьем ,за истиной начинается прямо в стенах родного дома, где детям открылась первая чудесная истина. Какая? (Человеку необходимо духовное зрение, чтобы увидеть суть вещей ,предметов, явлений.)
-Фея Берилюна надевает Тильтилю на голову зеленую шапочку , и он поворачивает алмаз один раз , другой (Демонстрируется отрывок из кинофильма «Синяя птица»)
-Что происходит со всеми окружающими предметами?
-Почему?
-Каково значение слова друг?
-А как повела себя кошка?
-Каково лексическое значение слова коварство?
-Почему кошка против похода за Синей птицей?
-Почему именно кошке отведена такая роль?
-Какой урок преподносит нам Метерлинк? ( Дружба и коварство всегда идут рядом. Нужно уметь отличать одно от другого .)
В перечне картин пьесы мы угадываем образ дороги, по которой пройдут дети:
Царство Будущего
-Почему эти названия пишутся с большой буквы?
-Итак, первая страна, которую посетили дети Тильтиль и Митиль- Страна Воспоминаний. Мы побывали там вместе с ними.
-Почему именно в нее начинается поход за счастьем?
-Какие выводы могли сделать дети после встречи с бабушкой и дедушкой?( Без прошлого нет будущего).
-А что означают слова «бессмертие» и «память»?
-Эти понятия, как и понятия друг и коварство, тоже идут всегда рядом .Если помним, человек бессмертен.
-Дедушка и бабушка подарили детям Синюю птицу, но она становится черной? Почему?
-Далее дети приходят во Дворец Ночи. Что спрятано и живет в этом дворце?
-Почему для всякого рода загадок, тайн, ужасов, болезней, воин выбран именно Дворец Ночи? Символом чего является Ночь?
-Почему ничто не может остановить Тильтиля?
-Какой символический смысл здесь носит мужество Тильтиля?
(Страх отступает перед Знанием, в Знании- сила.)
-Но пойманные во Дворце Ночи синие птицы оказались мертвыми. Почему?(И эта истина еще не последняя, и она не исчерпывает знания о мире- нужно узнать что-то еще. И это что-то о кроется детям в Саду Блаженств.
Что такое блаженство?(полное, невозмутимое счастье).
Почему Душа света торопится увести детей от тучных блаженств?
На смену тучным блаженствам появляются иные блаженства, которые связаны с духом. О каких истинных блаженствах вы узнали из пьесы?
Блаженство быть справедливым.
Блаженство быть добрым.
Блаженство созерцать прекрасное
Блаженство Материнской Любви.
(Нужно уметь наслаждаться истинными блаженствами и ценить их, это очень просто, они всегда рядом.)
И в завершении пути-Царства Будущего.
Почему детям так не терпится родиться?
Какой еще урок преподносит автор?
(Надежда на счастье нужна Человеку всегда, ведь без нее невозможно жить.)
-Как вы думаете, случайно ли М етерлинк сделал царство будущего ярко-голубого, сказочно-голубого. волшебно- голубого цвета?
И вот синяя птица в руках у героев, но она опять поменяла окраску.
Почему это произошло?
Что это значит?
(Обретенную истину нельзя считать абсолютной, нельзя познание считать законченным, познание — процесс бесконечный. Остановка на пути познания – это смерть познания.
Синяя птица в клетке — символ именно такой остановки.
Счастье дается человеку именно в процессе бесконечного приближения к абсолютной истине. )
И вот дети оказываются перед стеной, в ней калитка. Рассвет. Это картина «Прощание».
Прошел год с тех пор, как дети отправились в путь.
Почему год, ведь всего прошла одна ночь?
Может быть ,все это ребятам приснилось? Не это главное. Ведь порой нам снится то, что в жизни невозможно, а жизнь преподносит то, что и не снилось.
А что же жизнь преподносит героям наяву?(Отрывок из кинофильма)
Каков символический смысл этого эпизода?(Надо уметь разглядеть счастье в простых домашних блаженствах, великой радости материнской любви.)
Подаренная больной девочке Синяя птица возвращает радость жи зни,но тут же улетает. О чем это заставляет задуматься?
Счастье нельзя удержать в клетке. Оно свободно как птица Счастье всегда с нами только не бойтесь его искать.)
Слово учителя на фоне музыки из кинофильма «Синяя птица».
Мы с вами живем в одном большом Доме: нашем Мире-планете Земля. Мы не можем надеяться на сказочное счастье .Но, если мы будем чувствовать ответственность за то ,что происходит в нашем Доме, будем стремиться строить будущее с учетом интересов и мнений других людей, сострадать друг другу, нам удастся создать новый Дом- Мир, в котором захочет поселиться Счастье. Ведь счастлив тот ,кто счастлив у себя дома».
Наш урок подходит к концу. Домашнее задание: написать сочинение-размышление «Какие истины мне открыла пьеса «Синяя птица» М.Метерлинка?».
Эпиграфом можно взять мое напутствие:
Если вам среди обид и бед
В пути удачи нет как нет ,
Взгляните вверх и все печали
Развеет голубой привет.