Конспект урока по первой главе повести «Тарас Бульба» 7 класс
Выполнила: Бусс Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Выборг
«Вся семья вместе, так и душа на месте.» Слайд 1
Семья в повести
Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Цель: выяснить каковы особенности взаимоотношений в семье и определить , как эти отношения повлияли на характеры героев.
Задачи: — проанализировать 1 главу повести
— познакомиться с героями произведения: семьей Тараса Бульбы , его сыновьями.
— определить роль образа матери Остапа и Андрия.
-воспитания уважения и любви к семье.
Ход урока
Индуктор (двигатель)Слайд 2 :
В семейном кругу
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Какие ассоциации возникают при слове семья?
(добро, тепло, понимание)
2.Разрыв.
вопрос: Такая ли семья у Тараса Бульбы семья Тараса Бульбы?
Сейчас большое внимание уделяется семье. Почему? (в здоровой семье-здоровый дух общества)
Почему важно выяснить особенности семьи (взаимоотношения, воспитания)
(Характер, поступки и роль в обществе, отношение к обществу и людям зависит от отношений и воспитания в семье)
3.Особенности семьи Бульбы.
Семья Бульбы. Слайд 3
Разбить класс на 4 группы:
Вопросы 1 группе:
Зачитайте описание внешности Остапа во 2 главе
Какие черты выделяются в его портрете?
Объясните, почему он закапывал свой букварь
Как он относился к учёбе?
Почему он всё-таки стал учиться?
Как он относился к наказаниям за проделки?
Как он выносил наказания?
Какие черты характера вы можете выделить в Остапе
Вопросы 2 группе:
Прочитайте, как выглядит Андрий во 2 главе
Какие черты выделяются в его портрете?
Как Андрию давалась учёба?
Как он вёл себя в проделках?
Наказывали его? Почему?
Какие выводы о качествах его характера вы можете сделать?
Вопросы 3 группе:
Как Тарас обращается к своим сыновьям?
Как, по-вашему, он к ним относится?
Как выглядит Тарас (работа по первой главе)
Рад ли Тарас встрече с сыновьями?
Гордится ли он ими?
Над чем он смеётся?
Каких героев из фольклора напоминает Тарас? Почему?
Охарактеризуйте коня Тараса.
Почему он несколько раз думает, что и ему надо ехать на Запорожье?
Вопросы 4 группе:
-Какой мы видим мать в момент приезда сыновей?
-Почему она стоит у порога, а не бежит к ним навстречу?
-Перед ней два сына. Как мать проявляет себя по отношению к ним? (обнимает…)
— Мы слышим первые слова Тараса о своей жене. Какие это слова?
-Как относился Тарас к жене? Так ли надо относится к жене? Вспомните , как в предыдущем тексте Лермонтова Калашников относился к своей жене?
— Что делает мать во время обеда, как она выглядит? Подтвердите словами из текста.
-Как называет ее Гоголь?
-А как называет её Тарас?
-Какого выражения мы не видим на лице матери? . Что чаще появляется ? .
-С кем сравнивает Гоголь мать Андрия и Остапа?
-Какие страшные картины представляются матери?
— Что она предчувствует?
-Расскажите, как ведёт себя мать в момент отъезда сыновей
-Почему мать не имеет имени? (она мать-этого достаточно, это уже имя)
-Выписать ключевые слова, эпитеты на А4. Можно в виде схем.
5.Социализация опыта. (озвучивание результата исследований)
Чтение стихотворения 4 группе:
Слайд 12
Нет более родного слова,
Священней, выше слова-мать.
Душой бесхитростной готова
Она в любой момент понять
Все наши беды, наше счастье,
Себя забыв поставить в счёт.
Слезу украдкой в день ненастный
Рукой мозолистой смахнёт.
Пока она на белом свете,
Играем в детство много лет.
С сединами — мы всё же дети,
И горя, будто бы, и не было.
-Что для нас мать?
6. Вывод.
-Какие отношения в семье у Тараса Бульбы?
-Как родители влияют на детей? Что они взяли от отца, матери.
Важен для семьи семейный очаг.
7. Прослушайте песню в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом» Слайд 14
Как слова песни перекликаются с текстом?
-Охарактеризуйте жилище Траса Бульбы.
Что такое интерьер? ( Интерьер – это внутреннее убранство помещения)
Чтение фрагмента текста.
.
Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы – венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями. Через третьи, четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу
Слова из текста, требующие лексического толкования
Нагайка – короткая ременная плеть.
Путы – верёвка или ремень, которыми стягивают ноги животного, чтобы ограничить свободу передвижения.
Чарки, кубки – небольшие сосуды для питья.
– Что вы можете сказать об эпохе и хозяине этой комнаты?
Выводы, сделанные вместе с учителем, записываются в тетрадь к ученику.
а) Светлица “опрятная” с огромным столом и скамьями вдоль стен, в комнате редко кто бывает, а если её и используют, то для собраний.
б) На самом видном месте – сабли, нагайки, ружья, дорогие изделия (серебряные кубки, позолоченные чарки), зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями.
– Может ли быть хорошим хозяином тот, кто живет на всем готовом и не знает цену добру, потому что дается оно самым легким путем – путем грабежа и насилия?
– В каком эпизоде показано пренебрежение Тараса к вещам, в которые вложен человеческий труд?
Чтение фрагмента текста.
“И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. Завтра же едем: Зачем откладывать, какого врага мы можем здесь высидеть, на что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?– сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки”
Запись в тетрадь.
Враг ассоциируется с вещами, которые не берегут. Они существуют, чтобы их бить и пропивать.
7.Подведение итогов.
Составьте синквейн, который будет ответом на вопрос
-Какова семья Бульбы?
Слайд 17
Семья
Недружная, далекие
Кричит, бьет, рушит.
Надо беречь семью- высшая ценность жизни, и в воспитании детей тем более.
8. Домашнее задание. Слайд 19
• Прочитать 2,3 главы
• Вопрос: Какова _роль пейзажа в повести?
• Написать письмо матери от лица Андрия или Остапа в соответствии с духом времени: «Жизнь в Запарожской Сечи»
Презентация.
Задание 1 группе:
Зачитайте описание внешности Остапа во 2 главе
Какие черты выделяются в его портрете?
Объясните, почему он закапывал свой букварь
Как он относился к учёбе?
Почему он всё-таки стал учиться?
Как он относился к наказаниям за проделки?
Как он выносил наказания?
Какие черты характера вы можете выделить в Остапе
Задание 2 группе:
Прочитайте, как выглядит Андрий во 2 главе
Какие черты выделяются в его портрете?
Как Андрию давалась учёба?
Как он вёл себя в проделках?
Наказывали его? Почему?
Какие выводы о качествах его характера вы можете сделать?
Задание 3 группе:
Как Тарас обращается к своим сыновьям?
Как, по-вашему, он к ним относится?
Как выглядит Тарас (работа по первой главе)
Рад ли Тарас встрече с сыновьями?
Гордится ли он ими?
Над чем он смеётся?
Каких героев из фольклора напоминает Тарас? Почему?
Охарактеризуйте коня Тараса.
Почему он несколько раз думает, что и ему надо ехать на Запорожье?
Задание 4 группе:
—Какой мы видим мать в момент приезда сыновей?
-Почему она стоит у порога, а не бежит к ним навстречу?
-Перед ней два сына. Как мать проявляет себя по отношению к ним? (обнимает…)
— Мы слышим первые слова Тараса о своей жене. Какие это слова?
-Как относился Тарас к жене? Так ли надо относится к жене? Вспомните , как в предыдущем тексте Лермонтова Калашников относился к своей жене?
— Что делает мать во время обеда, как она выглядит? Подтвердите словами из текста.
-Как называет ее Гоголь?
-А как называет её Тарас?
-Какого выражения мы не видим на лице матери? . Что чаще появляется ? .
-Какие страшные картины представляются матери?- Что она предчувствует?
9