Конспект урока по Литературе «СИНОНИМЫ» 5 класс

Урок. СИНОНИМЫ 5 класс.

Цель урока:

  • познакомить с понятием «синонимы»;

  • формировать навык определять общее лексическое значение;

  • использовать синонимы в речи в соответствии с их стилистической окраской

Задачи: Проанализировать и систематизировать полученные знания

Планируемые результаты: Должны научиться находить синонимы в текстах и пользоваться ими в речи.

Ход урока: 1) Орг.момент;

2) Физ.минутка

3) Проверка домашнего задания

— Какие темы мы изучали на прошлых уроках? (омонимы, антонимы)

— Приведите примеры. (лук, ключ, ручка- омонимы; солнце – луна, свет-тьма)

-4) Новая тема.

Сказка.

Жили были три брата в стране Лексика. Жили, не тужили и вдруг решили собраться и пойти в лес погулять. А в лесу славно, воздух чистый, птички щебечут. Ходили, ходили и заблудились. Наступила ночь. Решили они переночевать под ёлкой. А злая колдунья Путаница увидела их и решила заколдовать, наложить на них заклятие беспамятства. Уснули наши братья. Она и совершила обряд. Утром проснулись братья и не помнят, как же их звать. Давайте, ребята, мы их послушаем и поможем.


1) Брат говорит:

— Я обозначаю такие слова, как ночь – день, земля – небо, бежать – стоять, теплый – холодный, белый – черный.

Что обозначает выражение: «Живут как кошка с собакой»? Это совершенно неправильное выражение, потому что оно означает не то, как мирно и дружно живем мы с Песиком, а наоборот, что мы враги, противоположности.

Так как меня зовут?

— Антоним, — кричат ребята.

2 брат:

— Мое имя объясняют так: « Когда ты читаешь слово лук, то прежде всего представляешь себе лук репчатый. Однако есть еще предмет, который обозначается словом лук – ручное оружие для метания стрел. Ясно, что это два совершенно разных, не связных между собой предмета. И называются они двумя разными словами, хотя и похожими друг на друга, как близнецы. Такие слова, которые пишутся или произносятся одинаково, но имеют разные значения, называются (ОМОНИМАМИ).

3 брат. Мое имя легко объяснить: эти слова как члены одной семьи, они похожи при всей своей непохожести. Я и тигр, и пантера, и лев, и рысь, и гепард – все из семейства кошачьих; пес, волк, шакал – все из породы собак. Так как меня зовут? (Синоним)



На этом уроке мы познакомимся с новым понятием — СИНОНИМЫ

-В русском языку есть разные слова, которые обозначают одно и то же: один и тот же признак, одно и то же действие. Такие слова называются синонимы.

-Синоним – из греч. «син» – вместе «онима» — имя. Например:

  • ГИППОПОТАМ

  • БЕГЕМОТ

животное

  • КРАСНЫЙ

  • АЛЫЙ

Красный цвет

  • Бежать

  • Мчаться

Действие

  • МЕТЕЛЬ

  • ПУРГА

  • БУРАН

Снежная буря

  • ЗНОЙ

  • ЖАРА

Высокая температура воздуха;

  • ДОРОЖКА

  • ТРОПИНКА

Узкая полоса земли

  • АЛФАВИТ

  • АЗБУКА

Перечень букв в определенном порядке

ВЫВОДЫ: Это синонимы, докажите почему. (Потому что эти слова обозначают одинаковые понятия, но имеют оттенки значений) (Синонимы бывают разных частей речи, обозначают предмет, признак, действие)

— Прочитаем теорию на странице с. 144-145. Дадим определение слово синоним. С. 145

Синонимы имеют не один признак, а несколько. Записываем на доске:

*Небольшой, малый, маленький, крохотный, миниатюрный, крошечный, карликовый, чуточный, микроскопический

*Колоссальный, исполинский, гигантский, огромный, громадный, большой

ВЫВОД: Такой прием называется ГРАДАЦИЕЙ

  • Лицо

  • Лик

  • Рожа

  • Всегда ли мы их можем употреблять? Почему?

(Потому что рожа используется лишь в разговорном стиле)

Заслушивается песенка о синонимах.

5.Закрепление. упражнение 351 с. 145

— Зачитаем задание:

-Мчаться-нестись, бежать, лететь;

— тревожный – беспокойный;

— бросать – кидать, швырять;

— огромный – громадный;

— пища – еда;

Куда ты мчишься? Откуда несется этот запах? Папа, ты бросишь курить? Какой частью речи могут быть синонимы?

Выводы по упражнению:

Упр. 353 с. 146

  • С каким из синонимов могут сочетаться данные существительные?

  • Серым, пасмурным (днем, костюмом);

  • коричневые, карие (глаза, носки);

  • о мокром, сыром (луге, воздухе);

  • голубым, лазурным (платьем, небом)

Составим предложения: В этот пасмурный вечер так захотелось летнего тепла и солнышка. Мне купили новый серый костюм. Взгляд у него был очень хмурый.

Выводы по упражнению:


6. Выводы по уроку:

— Что нового на уроке вы узнали?

— Какие слова называются синонимами?

— Оцените себя на уроке.

Выставляются оценки за урок учителем.

7. Домашнее задание: упражнение 357 с. 147



Свежие документы:  Конспект урока по литературе в 5 классе "А.С. Неверов «Ташкент – город хлебный»"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: