Конспект урока по Литературе «Система образов-персонажей драмы А.Н. Островского «Бесприданница»»

Система образовперсонажей драмы А.Н. Островского «Бесприданница»

Цели урока:

  • раскрыть жизненные позиции героев, оказавшихся в ситуации нравственного выбора;

  • развивать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения, обобщать;

  • формировать у школьников нравственную ориентацию на распознание истинных и ложных ценностей, чтобы противостоять жестким законам современного мира;

  • убедить учащихся, что нравственные законы вне времени.

Пусть непорочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму, –
Нет на свете печальней измены, 
Чем измена себе самому. 

Н. Заболоцкий

Ход урока

  1. Работа с эпиграфом. Целеполагание

  2. Индивидуальная работа по карточкам на знание текста

  3. Организация работы в группах (А4, карточки с доп. сведениями о героях)

А.Н. Островский придавал большое значение имени. И мы не будем нарушать эту традицию.

ИМЯ – ОБРАЗ – СУДЬБА

  1. Харита Игнатьевна Огудалова

  2. Лариса Дмитриевна

  3. Мокий Парменыч Кнуров

  4. Василий Данилыч Вожеватов

  5. Юлий Капитонович Карандышев

  6. Сергей Сергеевич Паратов


  • Значение имени

  • Цитатная характеристика

  • Отношение к Ларисе Дмитриевне / окружающим

  • Символ образа

  1. Защита групп








Мокий Парменыч Кнуров

Мокий — от греч. осмеивающий, насмешник

Парменыч — от греч. Пармений — твердо стоящий

Кнуров — от кнур — боров, кабан, хряк (В.И.Даль)



вожеватый — вожеватенький, тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник.



Сергей — высокий, высокочтимый.

Паратов — 1) Некоторые считают, что фамилия образована от искаженного французского слова parade, мотивируя это тем, что Паратов любит покрасоваться, “пустить пыль в глаза”.

2) Но скорее драматург образовал данную фамилия от диалектного слова поратый, что означает “бойкий, сильный, дюжий”. Дополнительный аргумент в пользу этой точки зрения можно считать тот факт, что Островский довольно редко образовывал фамилии героев от искаженных иностранных слов.

3) барат — обмен товара на товар,

баратерия — обман по счетам торговли


Харита Игнатьевна Огудалова

Харита — любезная, прелестная (греч.).

Харитами “величали цыганок из хора, а

Игнатами называли обычно в Москве каждого цыгана”… Мать Ларисы из цыганок…”.

Огудалова — от огудать — “обольстить, обмануть, надуть, провести… “(В.И.Даль).


Лариса-чайка (греч.).

Значимое имя. Мечтательная и артистическая, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Поэтическая натура Ларисы летит на крыльях музыки: она прекрасно поет. Играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках.


Карточка №1

Найдите в тексте пьесы фразы, предвещающие трагическую гибель Ларисы



Карточка №2

Кто впервые называет Ларису «вещью» и как она реагирует на это слово?



Карточка №3

Как, пользуясь способами одного из героев, сделать дорогой подарок, получив при этом выгоду?



Карточка №4

Каковы жизненные принципы Хариты Игнатьевны Огудаловой? Чему она учит свою дочь?



Карточка №5

Сравните купцов Кнурова и Вожеватова. В чем сходство и отличие?



Карточка №6

Что отличает Ларису от окружающих ее людей? Чем она руководствуется в жизни?

Карточка №7

Паратов для Ларисы – идеал мужчины. Он действительно соответствует некоему идеалу или любовь Ларисы слепа?

Карточка №8

Кто такой Карандышев? Какую характеристику дают ему герои пьесы?

Карточка №9

С какой целью Карандышев устраивает званый обед? Какие противоречивые чувства вызывает он во время самого обеда и в финале этой сцены?

Карточка №10

Как вы думаете, какова роль романса «Не искушай меня без нужды…», который исполняет Лариса в сцене обеда у Карандышева? Как ведет себя Паратов во время исполнения романса.

Карточка №11

Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с Ларисой?

Карточка №12

Как на протяжении всей пьесы звучат мотив купли-продажи, тема человека-вещи? Как образ Робинзона дополняет эту тему?

Карточка №13

Почему Лариса, умирая, благодарит Карандышева за выстрел?

Карточка №14

В финале пьесы Лариса произносит: «Никто не виноват… Никто…Это я сама…» И тем не менее, кто же виновен в гибели Ларисы?

Карточка №15

Кто впервые называет Ларису «вещью» и как она реагирует на это слово?



Карточка №16

Как, пользуясь способами одного из героев, сделать дорогой подарок, получив при этом выгоду?



Карточка №17

Каковы жизненные принципы Хариты Игнатьевны Огудаловой? Чему она учит свою дочь?





Карточка №18

Сравните купцов Кнурова и Вожеватова. В чем сходство и отличие?



Карточка №19

Что отличает Ларису от окружающих ее людей? Чем она руководствуется в жизни?

Карточка №20

Паратов для Ларисы – идеал мужчины. Он действительно соответствует некоему идеалу или любовь Ларисы слепа?



















































Пусть непорочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму, –
Нет на свете печальней измены, 
Чем измена себе самому.

Н. Заболоцкий









Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению «Обобщающий урок по разделу Устное Народное Творчество» 3 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: