-
| Актуализация знаний (мотивация к деятельности) | — Сегодня мы продолжаем работу над таким сложным, глубоким, серьезным произведением как повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». — Давайте вспомним, чему были посвящены предыдущие уроки? Что было предметом нашего изучения? — Обратимся к домашнему заданию. Вы должны были подготовить цитатный план речи о товариществе (IX глава). — Как проявляется в повести ее народный характер? В чем сходство героев-запорожцев с былинными богатырями? | Включились в учебную деятельность. Ответы учащихся: — Эпоха и герои. — Нравственный облик Тараса Бульбы. — Товарищество. Ответы учащихся: 1. «Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша». 2. «Всё взяли бусурманы». 3. «Вот в какое время подали мы руку на братство». 4. «Нет уз святее товарищества». 5. «…Породниться родством по душе…может только один человек». 6. «…Таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». 7. «Нет, братцы, так любить, как русская душа…нет, так любить никто не может». 8. «…Подло завелось теперь на нашей земле». 9. «…Проснется оно [русское чувство] когда-нибудь». 10. «Пусть же знают они, что такое значит в Русской земле товарищество!» Ответы учащихся: — Народный характер повести проявляется в том, что Гоголь показал народное восприятие времени и истории. Это было очень важно тогда, когда жил Гоголь. Изобразив героическое прошлое русского народа, его отношение к Отчизне, к свободе, автор дал понять, что «есть еще порох в пороховницах», не иссяк еще источник богатырства. Именно поэтому многие запорожцы напоминают былинных богатырей. Во-первых, козаки без колебаний встают на защиту своей Родины, это является смыслом их жизни. Во-вторых, преувеличивается их сила («там, где прошли незамайновцы — там и улица, где поворотились — там уж и переулок»). В-третьих, Гоголь включает в текст повести лирические отступления о птицах, слетающихся на поживу, о вдовах, которые будут оплакивать своих мужей. |
-
| Открытие нового знания | — Для этого обратимся к самому началу повести, вспомним, как складывались характеры героев, каковы истоки их поступков. А затем попытаемся их сравнить. -А что лежит в основе любого сравнения? — Какие признаки будут для нас важны? — Итак, назовем эти составляющие. — Сравним этих героев, так как именно сравнительная характеристика поможет нам найти ответ на наш вопрос. Для этого будем заполнять таблицу. — С чего начинается повесть? — Как выглядят Остап и Андрий, опишите их внешний облик. — Прочитайте отрывок из повести «Учёба в бурсе». Подчеркните карандашом информацию, которая доказывает отношение героев к учёбе, заполните таблицу. — Каким мы видим Остапа в Киевской академии? Почему он считался одним из лучших товарищей? Чем отличался Андрий от Остапа по участию в проказах? — Назовите юношеские мечты Остапа и Андрия. — А сейчас поработайте в своих группах и составьте синквейн – описание Остапа и Андрия. Опишите черты характера. — Это ваше личное мнение и я не стану с вами спорить. — Как ведут себя в бою Остап и Андрий? Прочитайте первый бой братьев. — Что было смыслом жизни для Остапа? Для Андрия? — Под стенами города. (В бою братья показали большую удаль. Тарас гордится ими. Но в какой момент произошел в душе Андрия перелом?) — В осажденном городе (Какое впечатление произвел город на Андрия?) Что заставило его остаться?). — Мы знаем, что первым погиб Андрий, но мы сначала проанализируем гибель Остапа. Я прочитаю сцену гибели Остапа, а вы приготовьтесь ответить на вопросы: — Какие качества Остапа сказались в его последний час? — Как ведёт себя Тарас, видя мучения сына? Что он говорит? Как его характеризуют эти слова? — Каковы последние слова Остапа? — Почему он не проявил слабость? — Можем ли мы понять его чувства? — Как умирает Андрий? Я предлагаю посмотреть отрывок из фильма «Смерть Андрия». Гибель Андрия – это спорный вопрос, который я предлагаю вам обсудить немного позже. Сопоставление Остапа и Андрия имеет в повести глубокий социально-философский и художественный смысл. Гоголь переосмысливает библейский мотив. — С каким библейским персонажем можно сравнить смерть Андрия? А Остапа? — Смерть сыновей Тарас Бульбы. — Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры. — Поразмышлять и выразить ваше отношение к гибели Андрия, помогут шесть шляп. Почему именно шесть шляп? Потому что мы воспринимаем мир и мыслим по-разному. Мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами. Задание группам: 1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»: Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрию? 2 группа «Белая шляпа объективного наблюдателя»: Изложение факта гибели героя с включением цитат. 3 группа «Чёрная шляпа пессимиста»: Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти Андрия Тарас Бульба? Выскажите свою точку зрения о смерти героя. 4 группа «Жёлтая шляпа оптимиста»: Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника. Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи? 5 группа «Синяя шляпа философа»: Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью» 6 группа «Зелёная шляпа творческая»: Написать свой конец повести. — Итак, какую проблему рассматривает автор в своей повести? — Какой смысл противопоставления Остапа и Андрия? — Таким образом, эпическое единство образа Тараса Бульбы раздваивается в образах его сыновей. Образ Остапа воплощает идею неразрывной связи с родовым телом, верность рыцарской чести и Отечеству, образ Андрия — идею отпадения, эгоистической разобщенности людей, отрыва от целого: коллектива, народа, Бога. ИТОГ: — Раскрывая нам характеры двух братьев, Гоголь ни в коем случае не хочет показать одного хорошим, а другого плохим. Два брата должны стать врагами. Оба гибнут, один — от рук врагов, прочий — от руки отца. Нельзя назвать одного хорошим, другого — плохим. Гоголь дал национальный характер в развитии, показал людей, по натуре принадлежащих разным историческим эпохам. Остап перенял черты героической, но несколько примитивной эпохи. А Андрей, младший брат, уже близок к более утонченной и развитой цивилизации. Поэтому так и отличаются их взгляды, суждения о вечных человеческих ценностях, будь то любовь, честь, долг перед Родиной. | Ответы учащихся: — Наличие общих признаков. Ответы учащихся: — То, что составляет образ, а именно — совокупность всех характеристик. Ответы учащихся: — Портрет, поступки: отношение к другим героям, к родителям, учеба, поведение в бою, отношение к личному счастью; авторская позиция, речь героев, их мечты, характер. Ответы учащихся: — С приезда сыновей Тараса в отчий дом из духовного училища. Ответы учащихся: -Крепкие, повзрослевшие. — Остап: Более мужественный и суровый. — Андрий: Более красивый и милый, «в лице выражалось более нежности». Ответы учащихся: — Остап: «В первый год ещё бежал…Его возвратили, высекли… Четыре раза закапывал он букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали новый». — Андрий: «Учился охотнее и без напряжения… Был более изобретателен, нежели брат». Ответы учащихся. Ответы учащихся: — Остап: Мечтал стать казаком Запорожской Сечи. — Андрий: Любил помечтать и о личном счастье. Групповая работа учащихся. Ответы учащихся: -Остап: Мужественный, цельный Сражается, мучается, погибает Достойный сын своего отца Патриот — Лучший товарищ, «имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время…» Ясный ум, сильная воля, честность, мужество, сдержанность. Целеустремлённый воин, хладнокровный. — Андрий: — Красивый и слабый Храбрится, влюбляется, предает Нельзя уважать таких людей Предатель — Красивый и сильный Влюбляется, сражается, погибает Жил по своим законам — «Имел чувства несколько живее и как-то более развитые…Кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам» (Эпизод с полячкой). «Очаровательная музыка пуль»: упоение боем, любование. Ответы учащихся: -Остап: Хладнокровный, уверенный, заметны наклонности будущего вождя, казаки шли за ним, как за опытным воином. — Андрий: Несется как пьяный. Удаль безрассудная. Получает наслаждение, упоенье от битвы. Не заботится о товарищах. Чтение заданного эпизода. — Для Остапа – война, а для Андрия – любовь. Пересказ встречи со служанкой панночки. Остолбенел, пожалел. — Поражен жертвами голода. Ответы учащихся. Просмотр отрывка из фильма «Смерть Андрия». Ответы учащихся: — Смерть Андрия можно сравнить с библейской притчей «Жертвоприношения Авраама», Тарас Бульба приносит сына в жертву православию: «Как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова». — Остап распят мучителями на эшафоте за веру, подобно Христу («Остап выносил терзания и пытки, как исполин»). Остапа и его крик, подобный воплю Христа на кресте: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» («Боже Мой, Боже Мой, для чего ты Меня оставил?» — Остап: Стойко выносит терзания и пытки, умирает как герой. Гибель Остапа славная, геройская. — Андрий: Испугался, побледнел, храбрость оставила его. Смерть Андрия бесславная, позорная. Учащиеся выполняют работу группой, но отвечать будет один от каждой группы. — Через образы Остапа и Андрия автор поднимает проблему подвига и предательства. — В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака — сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости. Путь Остапа — путь верного служения Родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство, за измену. |