Конспект урока по Литературе «Содружество муз…» (А. С. Пушкин «Метель», Г. Свиридов «Музыкальные иллюстрации к повести») 6 класс

Тема: «Содружество муз…»

(А. С. Пушкин «Метель»,

Г. Свиридов «Музыкальные

иллюстрации к повести»)


6 класс

Авторы урока: Кургузова Ольга Аркадьевна – учитель музыки,

Шаповаленко Юлия Вадимовна – учитель литературы.


Цели урока:

1. Повторить и обобщить материал по изученному произведению А. С. Пушкина «Метель» и музыкальным иллюстрациям Г. Свиридова.
2. Развивать у школьников умение делать анализ музыкального произведения и художественного текста, находить параллели в литературе и музыке, делать обобщения, развитие ассоциативно-образного мышления.
3. Воспитывать у учащихся музыкальный, литературный и художественный вкус.

Форма урока: интегрированная.

Оборудование: портреты А. С. Пушкина, Г. Свиридова, репродукции картин, презентация, рисунки и газеты школьников, фрагмент видеофильма, музыкальные диски.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя о теме, целях, форме урока.

  3. Ориентировочная беседа об иллюстрациях.

  4. Прослушивание пьесы «Тройка» и демонстрация отрывка из художественного фильма.

  5. Аналитическая беседа по пьесе «Тройке».

  6. Исполнение песни «Зимняя дорога».

  7. Аналитическая беседа по произведению А. С. Пушкина «Метель».

  8. Исполнение романса. Аналитическая беседа по романсу.

  9. Заключительные вопросы.

  10. Подведение итогов.



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

В 2009 году исполняется 210 лет со дня рождения А. С. Пушкина. В рамках недели русского языка и литературы мы посвятили несколько уроков жизни и творчеству поэта, провели читательскую конференцию. Сегодня мы с вами проводим заключительный урок по повести А. С. Пушкина «Метель». На предыдущих уроках литературы мы говорили о цикле «Повести Белкина», о замысле произведения, об исторической эпохе, которая показана в тексте, об образах, композиции и языке. На уроках музыки вы обращались к иллюстрациям Г. Свиридова к произведению Пушкина, подробно анализировали некоторые из них.

Цель нашего сегодняшнего необычного интегрированного урока литература-музыка состоит в том, чтобы повторить и обобщить наши знания и впечатления, увидеть, осознать и прочувствовать насколько гармоничным, красивым и ярким может быть содружество муз. Именно так и звучит тема нашего сегодняшнего урока – «Содружество муз…»

  1. Ориентировочная беседа об иллюстрациях.

Не секрет, что общему восприятию художественного текста во многом помогает живопись, кинематограф, музыка. Живописные иллюстрации оживляют образы, делают их более объёмными и живыми. Некоторые иллюстрации вы видите на мультимедийной доске. Какие эпизоды запечатлели художники?

Какую роль, на ваш взгляд, играют музыкальные иллюстрации?

(Ответы учащихся. Композитор в иллюстрациях решает сложные задачи самых различных жанров. Музыкальные иллюстрации способны усилить эмоциональное впечатление от прочитанного, сделать более яркими, узнаваемыми образы героев, создать атмосферу происходящих событий, подчеркнуть интонацию автора. Иногда автор-композитор дорисовывает то, что автором литературного произведения лишь предполагается или даётся намёками).

Созданию музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель» предшествовало написание музыки к одноимённому фильму 1965 года режиссёра В. Басова, который мы с вами смотрели. Сочинение для симфонического оркестра появилось в 1974 году и включало в себя 9 пьес. «Тройка» — пьеса, которая открывает музыкальные иллюстрации, и которую мы сейчас послушаем.

  1. Прослушивание пьесы «Тройка» и демонстрация отрывка из художественного фильма.

  2. Аналитическая беседа по пьесе «Тройке».

На какие события настраивает нас эта музыка? Есть ли в ней контраст?

(Ответы учащихся. Тревожные, драматические события, предчувствия беды. Картина России 19 века, картины природы. Контраст – основа музыкального развития).

Какую смысловую нагрузку несёт в себе образ тройки, в каких эпизодах произведения он появляется?

(Образ тройки впервые встречается в эпиграфе, а затем в некоторых эпизодах текста. Он объединяет действия трёх героев повести. Это сказывается и в трёхчастной форме иллюстрации).

Какой романс-песня на стихи А. С. Пушкина, написанный его другом по Царскосельскому Лицею, созвучен пьесе «Тройка»?

(«Зимняя дорога»).

  1. Исполнение песни «Зимняя дорога».

  2. Аналитическая беседа по произведению А. С. Пушкина «Метель».

Образы зимней дороги, метели являются ключевыми. Ведь именно метель стала поворотным моментом в судьбах героев. Как это показано А. С. Пушкиным в композиции произведения? Можно ли говорить о двух планах повествования?

(Ответы учащихся. Два временных плана. Стихия разлучила влюблённых).

Почему А. С. Пушкин для названия произведения выбирает именно слово «метель». Какие синонимы вы можете подобрать.

(Метель – сильный ветер со снегом, вьюга. Вьюга – снежная буря. Буря – ненастье с разрушительным ветром. Пурга – снежная буря, метель в степи.

Впервые образ метели появляется в эпиграфе произведения. Какие тайны текста раскрывает эпиграф?

(Идею, основную мысль текста).

Сформулируете идею текста.

(Автор хотел показать, как стихия может повлиять на судьбы героев. Метель разлучила влюбленных).

Определите тему повести. О чем этот текст?

(О любви.)

Найдите в тексте доказательства стихийности чувства любви у молодых. Как, по-вашему, рассказчик относится к влюбленным? Почему? Обратите внимание на язык произведения.

(Иронически. Ирония – скрытая насмешка. Там они клялись в вечной любви, сетовали на судьбу и делали различные предположения…если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Наступила зима и прекратила их свидания; но переписка сделалась тем живее. Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей, которые, конечно, будут тронуты наконец героическим постоянством и несчастием любовников и скажут им непременно: «Дети! придите в наши объятия». В поступках героини сказывает её увлечённость романами, нежелание расставаться с родителями. Владимир же само похищение поручает «искусству Терешки кучера»).

Всегда этот иронический тон будет сохраняться? Когда нам становится страшно за героев?

(Когда они попадают в метель).

Докажите, что для образа Марьи Гавриловны и Бурмина характерна двойственность, эволюционность.

(Отчаянность и решимость главной героини уступает место серьёзности, рассудительности, взрослости. Необдуманность поступков Бурмина, которого молва окрестила повесой, сменяется на замкнутость, серьёзность и честность. Он стал офицером, защищал родину во время войны 1812 года, заслужил «Георгия в петлицу», честно рассказывает Марье Гавриловне о безрассудном и недостойном поступке, искренне в этом раскаивается).

  1. Исполнение романса. Беседа по романсу.

Духовную близость, рождающую истинную любовь Бурмина и Марья Гавриловны, отразил в своей иллюстрации Г. Свиридов, которая называется романс.

Вспомним, что такое романс?

(Романс – это камерно-вокальное произведение, создаваемое композиторами на литературный текст для исполнение голосом в сопровождении инструмента.)

Исполнение «Не уходи, побудь со мною…»

Слушание романса полностью.

Основная тема этого романса – это тема любви. Чьи образы запечатлел Г. Свиридов в этом романсе. Обратите внимание на диалог интонаций.

(Образы Марьи Гавриловны и Бурмина. Женский образ – скрипка, мужской – труба, флейта-кларнет, раскрывающий военную тематику, эпоху и героизм Бурмина).

Можно ли сказать, что форма романса проявляет эмоциональность?

(Да. Постепенное нарастание звуков, тембровых окрасок свидетельствует об эмоциональности героя, невозможности больше сдерживать свои чувства, накопившиеся в душе).

  1. Заключительная беседа.

Почему рассказ о давно минувших событиях дан лишь в конце повесть?

(Чтобы заинтриговать читателя).

Можно ли говорить о содружестве муз литературы и музыки?

(Ответы учащихся).

Повесть заканчивается хорошо, несмотря на напряжённость повествования. Какая из иллюстраций Свиридова, на ваш взгляд, наиболее ярко это отражает? В какой ситуации она могла бы звучать?

(Ответы учащихся. Вальс Г. Свиридова очень ярко, образно, живо передаёт и атмосферу эпохи, и счастье героев. Их встреча морозной ночью в метель не оказалась случайной. Взаимную любовь и уважение они заслужили, пройдя множество испытаний и потерь).

  1. Подведение итогов (звучит вальс Г. Свиридова).

На сегодняшнем уроке мы повторили и обобщили материал по изученному произведению А. С. Пушкина «Метель» и музыкальным иллюстрациям Г. Свиридова. Обратили внимание на образы, композицию, форму, языковые особенности. Увидели, что музыка способна выразить или дополнить те чувства, которые невозможно передать словами. Убедились, что содружество муз, содружество гениальных творческих личностей способно творить чудеса, затрагивать струны души и оставлять неизгладимый след в нашем сердце.




4



Свежие документы:  Контрольная работа за I полугодие по литературе 8 Класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: