Слайд 1….
«Стихи о войне»
Открытый урок
внеклассного чтения
8класс
Учителя: Четвернина О.Г.
Лебедева Н.Г.
Урок — мастерская
Б.Окуджава «Песенка о Лёньке Королёве».
Слайд 2 Целевое назначение:
1.Познакомить с авторской песней Б.Окуджавы «Песенка о Лёньке Королёве».
2.Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное,
чутко относиться к поэтическому слову.
3. Воспитывать любовь к Родине, чувства уважения и благодарности к её защитникам.
4.Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: мультимедиа, запись песен Б.Окуджавы, В.Высоцкого; «Толковый словарь» С.Ожегова, портрет Б.Окуджавы.
Ход урока
Слайд3. Если мы войну забудем – вновь придёт война.
Организационный момент.
Исполнилось 65 лет со Дня Победы советского народа над фашистской Германией. Его мы отмечаем ежегодно.
Почему взрослые вспоминают войну?
Все говорят, что это тяжёлое, плохое, страшное время, значит, его надо поскорее забыть.
( Есть в жизни вещи, которые человек забывать не должен и не может.
Обратимся к Слайду 3. Чтение эпиграфа урока: Если мы войну забудем – вновь придёт война.
1 . Индукция.
Чтение учителем стихотворения.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг,
И смерть опять проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним идёт охота.
Будь проклят сорок первый год
И вмёрзшая в снега пехота.
Это о тех, кто погиб, выполняя свой солдатский долг, долг защитника Отечества, родного дома.
2.Самоконструкция.
Напишите слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове «война».
Подберите к данным словам определения и другие слова, чтобы получились словосочетания.
Обмен мнениями в группе, в результате записи дополняются.
Выбор лучших работ в группе.
3.Социоконструкция.
Я попрошу озвучить свои записи.
(Если две группы, то читают 2 человека, а если 3 группы, то читают три человека.)
Ребята из других групп могут записать словосочетания, каких у них нет.
(Суровое время, страшная година испытаний, голодное детство, кровавый снег, погибшие в бою, пал смертью храбрых, похоронка ,
людская память и т. д.)
Слайд 4
«Пусть всегда будет солнце»,
«Мы не хотим войны»,
«Мы помним, мы гордимся»
По данным темам напишите мини-сочинение.
Чтение сочинений-миниатюр.
4.Социализация.
Война – жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Булата Окуджавы. ( Портрет Б.Окуджавы на доске.)
Рассказ подготовленного ученика о Б.Окуджаве.
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 году в Москве в семье профессиональных партийцев. В 1934 г. вместе с родителями переехал в Нижний Тагил, туда отец был направлен первым секретарём горкома партии.
В 1937году родители были арестованы, отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Булат Окуджава возвратился в Москву, а в 1940 г. переехал к родственникам в Тбилиси. В школьные годы трудился рабочим, в 1942г. добровольцем ушёл на фронт. Воевал на Северокавказском фронте, был ранен. В 1945 году мобилизовался, поступил на филологический факультет, окончил его в 1950году, по распределению работал учителем в деревне Шамордино Калужской области, затем в Калуге, там он регулярно печатался в местных газетах. Первая книга стихов вышла также в Калуге.
Булат Окуджава – автор нескольких сборников автобиографических рассказов и повестей, нескольких романов, сценариев и пьес.
Первые песни Окуджава сочинил ещё во время войны. Но исполнять свои песни начал только в 1956году, в 60-е годы его песни стали звучать и в кинофильмах. Песни Окуджавы были недоброжелательно встречены в высших кругах, но победила любовь многочисленных почитателей поэта, так что последние годы жизни он прожил триумфально.
Скончался Окуджава в Париже, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище – 12 июня 1997г.
В 1998 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы в области литературы.
В Переделкино, под Москвой, открыт дом- музей поэта. Он написал более 800 стихотворений и почти 200 из них — авторские песни.
Произведения Б.Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.
Слово учителя.
Действительно, песни Окуджавы знают все: и старшее поколение и младшее. Многие из них известны по кинофильмам. Например, такие, как «Здесь птицы не поют» из кинофильма «Белорусский вокзал», песни «Ах, война, что ты сделала, подлая?», «В нашем доме война отгремела» и другие.
Слайд 5 (Портрет Б.Окуджавы, звучит песня «Здесь птицы не поют».)
Сегодня мы остановимся на авторской песне Б.Окуджавы «Песенка о Лёньке Королёве».
В ней встретятся слова, которые потребуют предварительного объяснения.
Радиола
Всемогущий Как вы понимаете значение этих слов?
Мессершмиты
Дети: высказывают своё мнение, предположения
Учитель: Словарь Ожегова даёт нам следующее толкование этих слов.
Слайд 6 Словарная работа
Радиола – проигрыватель для пластинок, соединяющий в себе и радио.
Всемогущий – тот , кто всё может.
Мессершмиты – фашистские военные самолёты.
Учитель: А кого обычно называют королём? Какое отношение он может иметь к войне?
(Это человек, который управляет страной. Он защищает свою страну. Может вступить в бой за свою страну. Король может воевать, защищать свою страну.)
Работа с текстом
Учитель: Давайте теперь прочитаем стихотворение вместе и представим себя жителями маленького московского двора.
1.Чтение стихотворения учителем.
Слайд 7.
1-е четверостишие:
Во дворе, где каждый вечер
Всё играла радиола, где пары танцевали, пыля,
Ребята уважали очень Лёньку Королёва
И присвоили ему званье короля.
Анализ стихотворения
Какое время описывает рассказчик?
(Довоенное)
О чём мы узнаём из четверостишия?
(Мы узнаём о жизни людей до войны.)
Кто он, сам рассказчик?
(Это житель двора или человек, живущий по соседству).
Что было символом, приметой московского дворика?
(Танцы под радиолу.)
Жил во дворе Лёнька Королёв. За что его прозвали королём?
(Его могли так назвать по фамилии. Могли и за то, что он всех защищал и всем помогал, если нужно.)
Как все к нему относились?
(«Все ребята уважали очень Лёньку Королёва
И присвоили ему званье короля…»).
За что его могли уважать?
(Ответы детей ).
С каким настроением нужно читать эти строки?
(С настроением светлого воспоминания.)
Что мы узнали о Лёньке? Каким он был человеком?
(Всемогущим, благородным.)
Почему автор говорит о Лёньке: «король, как король»?
(Таким и должен был быть король в его представлении.)
Что значит «царственная рука» в понимании Окуджавы?
(Верная рука.)
«И спасти король мог не только ребят своего двора». С каким настроением мы будем читать эту строфу?
(С бодрым, серьёзным, поучительным.)
Слайд 8 Чтение строфы учащимися
Но однажды, когда мессершмиты, как вороны,
Разорвали на рассвете тишину,
Наш король, как король, он кепчонку, как корону,
Набекрень, и пошёл на войну.
Что случилось на рассвете июльским утром 1941 года?
(Началась война.)
Прочитайте строки, описывающие начало войны.
(«Мессершмиты, как вороны,
Разорвали на рассвете тишину…»)
Как поступил тогда Лёнька? Прочитайте.
(«Наш король, как король,
Он кепчонку, как корону, набекрень-
И пошёл на войну…»)
Вновь повторяется строка «король, как король». Почему?
(Настоящий король должен защитить свою страну, и Лёнька это сделал так, как будто он каждый день отправлялся на войну. Будто это и не подвиг, а обыденное будничное дело.)
Только это не совсем обычный король. Что он носит на голове?
-Вместо короны у него кепчонка.
Как он надел свою кепчонку?
— Он надел её
Гордо, как корону.
Он надел её набекрень, то есть набок, может, чтобы других успокоить, что вот, мол, ничего страшного. В первые же дни войны отправился Лёнька на фронт. Он не ждал, когда его вызовут повесткой, — пошёл сам защищать свою страну. С каким чувством, настроением будем читать эту строфу?
-С серьёзным, тревожным голосом: нужно передать состояние готовности.
Чтение строфы учащимися. Слайд 9
Чтение 4-й строфы
Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
Да некому оплакать его жизнь,
Потому что тот король был один ( уж извините),
Королевой не успел обзавестись.
Как автор говорит о гибели Лёньки?
-«…Вновь играет радиола,
Снова солнце в зените,
Да некому оплакать его жизнь…»
Это значит, что когда вновь наступил мир, Лёнька не вернулся.
Мы узнаём, что Лёньку некому оплакать. За эти строки песню Булату Окуджаве очень долго не разрешали печатать и исполнять песню на эти стихи. Чиновникам не нравилось, что Окуджава сказал о том, что героев некому вспомнить. Ведь если честно, мы вспоминаем о них раз в году. А о скольких мы ничего не знаем! И только , может быть, вот такие стихи заставят нас вспоминать о них чаще. С каким настроением нужно читать эту строфу?
-С печальным настроением, грустным: голосом нужно передать состояние потерянности.
Слайд 10
Чтение 5-й строфы
Потому что на войне, хоть и правда стреляют,
Не для Лёньки сырая земля.
Потому что ( виноват), но Москвы не представляю
Без такого, как он, короля.
Почему о таких ребятах нужно помнить, ответ мы найдём в последней строфе. Какими чувствами наполнены эти строки?
Слайды 11, 12, 13.
—Это чувство ожидания, чувство надежды, чувство грусти.
Как вы понимаете последние две строки?
-Старая Москва уже не будет прежней без таких ребят, как Лёнька. Мы должны быть достойны их памяти, стараться походить на них.
Сейчас вы перечитаете стихотворение целиком. В каком темпе вы будете читать? Нужно ли читать слишком громко?
-Нужно читать не быстро, но и не медленно: в спокойном темпе. Но так, чтобы все услышали. (Чтение песни).
Согласны ли вы, что здесь есть ощущение мира, в котором жили люди? Сохранился ли он?
-Война разрушила этот мир.
Почему автор решил рассказать нам о Лёньке Королёве?
-Мы должны помнить тех, кто победил в этой страшной войне. Даже если мы не знаем их имён.
Какие чувства он передал читателям?
-Чувство грусти и печали о тех, кто уже не придёт никогда. Чувство гордости за таких ребят, как Лёнька Королёв.
Слайд 14(Звучит песня в исполнении автора)Слайды 15-20.
Рефлексия
1.Чтение наизусть стихотворения А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» (ученик)
2.О чём вы думали, слушая стихотворение?
-Как жаль, что мы ничего не можем сделать, чтобы вернуть погибших. В этом нет нашей вины, но всё-таки очень жаль.
Слайды 21- 33.
Идея этого стихотворения – наш вечный долг перед теми, кто ценою своей жизни отстоял мир. Идея – вечная память погибшим и преклонение пред их подвигом: ведь честная гибель на войне при любых обстоятельствах – подвиг, это принесение в жертву себя ради мира, в котором будут жить другие.
Д.З. Выучить стихотворение любого поэта о войне.