Конспект урока по Литературе «Стихи о войне» 8 класс

Слайд 1….

«Стихи о войне»

Открытый урок

внеклассного чтения

букет цветочков.gif8класс

Учителя: Четвернина О.Г.

Лебедева Н.Г.

Урок — мастерская

Б.Окуджава «Песенка о Лёньке Королёве».



Слайд 2 Целевое назначение:

1.Познакомить с авторской песней Б.Окуджавы «Песенка о Лёньке Королёве».

2.Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное,

чутко относиться к поэтическому слову.

3. Воспитывать любовь к Родине, чувства уважения и благодарности к её защитникам.

4.Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: мультимедиа, запись песен Б.Окуджавы, В.Высоцкого; «Толковый словарь» С.Ожегова, портрет Б.Окуджавы.

Ход урока

Слайд3. Если мы войну забудем – вновь придёт война.

  1. Организационный момент.

  2. Исполнилось 65 лет со Дня Победы советского народа над фашистской Германией. Его мы отмечаем ежегодно.

  • Почему взрослые вспоминают войну?

Все говорят, что это тяжёлое, плохое, страшное время, значит, его надо поскорее забыть.

( Есть в жизни вещи, которые человек забывать не должен и не может.

Обратимся к Слайду 3. Чтение эпиграфа урока: Если мы войну забудем – вновь придёт война.

1 . Индукция.

Чтение учителем стихотворения.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг,

И смерть опять проходит мимо.

Сейчас настанет мой черёд,

За мной одним идёт охота.

Будь проклят сорок первый год

И вмёрзшая в снега пехота.

Это о тех, кто погиб, выполняя свой солдатский долг, долг защитника Отечества, родного дома.

2.Самоконструкция.

Напишите слова-ассоциации, которые возникают у вас при слове «война».

Подберите к данным словам определения и другие слова, чтобы получились словосочетания.

  • Обмен мнениями в группе, в результате записи дополняются.

  • Выбор лучших работ в группе.

3.Социоконструкция.

  • Я попрошу озвучить свои записи.

сли две группы, то читают 2 человека, а если 3 группы, то читают три человека.)

  • Ребята из других групп могут записать словосочетания, каких у них нет.

(Суровое время, страшная година испытаний, голодное детство, кровавый снег, погибшие в бою, пал смертью храбрых, похоронка ,

людская память и т. д.)





Слайд 4

«Пусть всегда будет солнце»,

«Мы не хотим войны»,

«Мы помним, мы гордимся»

  • По данным темам напишите мини-сочинение.

  • Чтение сочинений-миниатюр.

4.Социализация.

Война – жесточе нету слова.

Война — печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Булата Окуджавы. ( Портрет Б.Окуджавы на доске.)

Рассказ подготовленного ученика о Б.Окуджаве.

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 году в Москве в семье профессиональных партийцев. В 1934 г. вместе с родителями переехал в Нижний Тагил, туда отец был направлен первым секретарём горкома партии.

В 1937году родители были арестованы, отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Булат Окуджава возвратился в Москву, а в 1940 г. переехал к родственникам в Тбилиси. В школьные годы трудился рабочим, в 1942г. добровольцем ушёл на фронт. Воевал на Северокавказском фронте, был ранен. В 1945 году мобилизовался, поступил на филологический факультет, окончил его в 1950году, по распределению работал учителем в деревне Шамордино Калужской области, затем в Калуге, там он регулярно печатался в местных газетах. Первая книга стихов вышла также в Калуге.

Булат Окуджава – автор нескольких сборников автобиографических рассказов и повестей, нескольких романов, сценариев и пьес.

Первые песни Окуджава сочинил ещё во время войны. Но исполнять свои песни начал только в 1956году, в 60-е годы его песни стали звучать и в кинофильмах. Песни Окуджавы были недоброжелательно встречены в высших кругах, но победила любовь многочисленных почитателей поэта, так что последние годы жизни он прожил триумфально.

Скончался Окуджава в Париже, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище – 12 июня 1997г.

В 1998 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы в области литературы.

В Переделкино, под Москвой, открыт дом- музей поэта. Он написал более 800 стихотворений и почти 200 из них — авторские песни.

Произведения Б.Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Слово учителя.

Действительно, песни Окуджавы знают все: и старшее поколение и младшее. Многие из них известны по кинофильмам. Например, такие, как «Здесь птицы не поют» из кинофильма «Белорусский вокзал», песни «Ах, война, что ты сделала, подлая?», «В нашем доме война отгремела» и другие.

Слайд 5 (Портрет Б.Окуджавы, звучит песня «Здесь птицы не поют».)

Сегодня мы остановимся на авторской песне Б.Окуджавы «Песенка о Лёньке Королёве».

В ней встретятся слова, которые потребуют предварительного объяснения.

Радиола

Всемогущий Как вы понимаете значение этих слов?

Мессершмиты

Дети: высказывают своё мнение, предположения

Учитель: Словарь Ожегова даёт нам следующее толкование этих слов.

Слайд 6 Словарная работа

Радиола – проигрыватель для пластинок, соединяющий в себе и радио.

Всемогущий – тот , кто всё может.

Мессершмиты – фашистские военные самолёты.

Учитель: А кого обычно называют королём? Какое отношение он может иметь к войне?

(Это человек, который управляет страной. Он защищает свою страну. Может вступить в бой за свою страну. Король может воевать, защищать свою страну.)

Работа с текстом

Учитель: Давайте теперь прочитаем стихотворение вместе и представим себя жителями маленького московского двора.

1.Чтение стихотворения учителем.

Слайд 7.

1-е четверостишие:

Во дворе, где каждый вечер

Всё играла радиола, где пары танцевали, пыля,

Ребята уважали очень Лёньку Королёва

И присвоили ему званье короля.

Анализ стихотворения



  • Какое время описывает рассказчик?

(Довоенное)

  • О чём мы узнаём из четверостишия?

(Мы узнаём о жизни людей до войны.)

  • Кто он, сам рассказчик?

(Это житель двора или человек, живущий по соседству).

  • Что было символом, приметой московского дворика?

(Танцы под радиолу.)

  • Жил во дворе Лёнька Королёв. За что его прозвали королём?

(Его могли так назвать по фамилии. Могли и за то, что он всех защищал и всем помогал, если нужно.)

  • Как все к нему относились?

(«Все ребята уважали очень Лёньку Королёва

И присвоили ему званье короля…»).

  • За что его могли уважать?

(Ответы детей ).

  • С каким настроением нужно читать эти строки?

(С настроением светлого воспоминания.)

  • Что мы узнали о Лёньке? Каким он был человеком?

(Всемогущим, благородным.)

  • Почему автор говорит о Лёньке: «король, как король»?

(Таким и должен был быть король в его представлении.)

  • Что значит «царственная рука» в понимании Окуджавы?

(Верная рука.)

  • «И спасти король мог не только ребят своего двора». С каким настроением мы будем читать эту строфу?

(С бодрым, серьёзным, поучительным.)

Слайд 8 Чтение строфы учащимися

Но однажды, когда мессершмиты, как вороны,

Разорвали на рассвете тишину,

Наш король, как король, он кепчонку, как корону,

Набекрень, и пошёл на войну.

  • Что случилось на рассвете июльским утром 1941 года?

(Началась война.)

  • Прочитайте строки, описывающие начало войны.

(«Мессершмиты, как вороны,

Разорвали на рассвете тишину…»)

  • Как поступил тогда Лёнька? Прочитайте.

(«Наш король, как король,

Он кепчонку, как корону, набекрень-

И пошёл на войну…»)



  • Вновь повторяется строка «король, как король». Почему?

(Настоящий король должен защитить свою страну, и Лёнька это сделал так, как будто он каждый день отправлялся на войну. Будто это и не подвиг, а обыденное будничное дело.)

  • Только это не совсем обычный король. Что он носит на голове?

-Вместо короны у него кепчонка.



  • Как он надел свою кепчонку?

— Он надел её

Гордо, как корону.

  • Он надел её набекрень, то есть набок, может, чтобы других успокоить, что вот, мол, ничего страшного. В первые же дни войны отправился Лёнька на фронт. Он не ждал, когда его вызовут повесткой, — пошёл сам защищать свою страну. С каким чувством, настроением будем читать эту строфу?

-С серьёзным, тревожным голосом: нужно передать состояние готовности.

Чтение строфы учащимися. Слайд 9





Чтение 4-й строфы

Вновь играет радиола, снова солнце в зените,

Да некому оплакать его жизнь,

Потому что тот король был один ( уж извините),

Королевой не успел обзавестись.

  • Как автор говорит о гибели Лёньки?

-«…Вновь играет радиола,

Снова солнце в зените,

Да некому оплакать его жизнь…»



  • Это значит, что когда вновь наступил мир, Лёнька не вернулся.

Мы узнаём, что Лёньку некому оплакать. За эти строки песню Булату Окуджаве очень долго не разрешали печатать и исполнять песню на эти стихи. Чиновникам не нравилось, что Окуджава сказал о том, что героев некому вспомнить. Ведь если честно, мы вспоминаем о них раз в году. А о скольких мы ничего не знаем! И только , может быть, вот такие стихи заставят нас вспоминать о них чаще. С каким настроением нужно читать эту строфу?



-С печальным настроением, грустным: голосом нужно передать состояние потерянности.

Слайд 10

Чтение 5-й строфы

Потому что на войне, хоть и правда стреляют,

Не для Лёньки сырая земля.

Потому что ( виноват), но Москвы не представляю

Без такого, как он, короля.

  • Почему о таких ребятах нужно помнить, ответ мы найдём в последней строфе. Какими чувствами наполнены эти строки?

Слайды 11, 12, 13.



Это чувство ожидания, чувство надежды, чувство грусти.

  • Как вы понимаете последние две строки?

-Старая Москва уже не будет прежней без таких ребят, как Лёнька. Мы должны быть достойны их памяти, стараться походить на них.

Сейчас вы перечитаете стихотворение целиком. В каком темпе вы будете читать? Нужно ли читать слишком громко?

-Нужно читать не быстро, но и не медленно: в спокойном темпе. Но так, чтобы все услышали. (Чтение песни).

  • Согласны ли вы, что здесь есть ощущение мира, в котором жили люди? Сохранился ли он?

-Война разрушила этот мир.

  • Почему автор решил рассказать нам о Лёньке Королёве?

-Мы должны помнить тех, кто победил в этой страшной войне. Даже если мы не знаем их имён.

  • Какие чувства он передал читателям?

-Чувство грусти и печали о тех, кто уже не придёт никогда. Чувство гордости за таких ребят, как Лёнька Королёв.

Слайд 14(Звучит песня в исполнении автора)Слайды 15-20.

Рефлексия

1.Чтение наизусть стихотворения А.Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» (ученик)

2.О чём вы думали, слушая стихотворение?

-Как жаль, что мы ничего не можем сделать, чтобы вернуть погибших. В этом нет нашей вины, но всё-таки очень жаль.

Слайды 21- 33.

  • Идея этого стихотворения – наш вечный долг перед теми, кто ценою своей жизни отстоял мир. Идея – вечная память погибшим и преклонение пред их подвигом: ведь честная гибель на войне при любых обстоятельствах – подвиг, это принесение в жертву себя ради мира, в котором будут жить другие.

Д.З. Выучить стихотворение любого поэта о войне.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя" 7 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: