1. Амосова Валентина Александровна
2. МБОУ «Старобрянская сош» Заиграевского района Республики Бурятия
3. Учитель русского языка и литературы
Тема: » Сверху взгляд на Россию брось – рассинела речками Русь…»
8 класс
(интегрированный урок по литературе и географии)
Цель урока:
Обобщить материал по географии и литературе как систему знаний; закрепить умения составлять сравнительную характеристику; закрепить знания терминов, продолжить работу с контурными.
Задачи урока:
1.Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую терминологию.
2.Развивающие: развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; развивать устную и письменную речь учеников, умение объяснять значение географических терминов, лексическое значение слов.
3.Воспитательные: воспитание основ мировоззрения и причинно-следственных связей, любви к природе и чувства бережного отношения к ней через осознание богатства и гармонии окружающего мира; совершенствование навыков общения; умение работать в коллективе.
Тип урока: Интегрированный урок на основе обобщения, систематизации и проверки знаний по географии и литературе.
Оборудование: Учебно-наглядный комплекс: контурные карты, карточки с заданиями, компьютер, проектор.
Ход урока:
Учитель литературы: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок – интегрированный.
Я хочу поинтересоваться, как вы понимаете значение этого слова – интегрировать? Обратимся к нашим консультантам.
Консультант 1: Интегрировать – 1. Объединить в одно целое. «Толковый словарь»
Учитель литературы: Вот и мы попытаемся вместе с Галиной Ивановной объединить географию и литературу в один урок и подчинить общей теме. А тема сегодняшнего урока напрямую связана с отгадкой следующих загадок
1. Не конь, а бежит, не лес, а шумит?
2. Не вода, не суша – на лодке не уплывёшь и ногами не пройдёшь.
3. Глядятся в него молодые рябинки цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые берёзки свои перед ним поправляя причёски.
И месяц, и звёзды – в нём всё отражается. Как это зеркало называется?
Итак, тема нашего урока: «Сверху взгляд на Россию брось – рассинела речками Русь…»
Учитель географии: У вас на партах лежат карточки, с которыми мы будем работать, задания, справочный материал, а также атласы. Надеюсь на вашу активную работу и сотрудничество.
Открываем тетради, записываем тему.
Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме внутренние воды и водные ресурсы, вспомним произведения русских писателей, где упоминаются реки.
1. Разминка по терминам.
Найдите соответствие между термином и понятием:
Термин | |
1.Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке 2.Превышение истока реки над устьем 3.Поведение реки в течение года 4.Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности 5.Нрязекаменные потоки 6.Низкий уровень воды в реке 7.Крупные искусственные водоемы, созданные на реках 8.Время когда река покрыта льдом 9. Воды, пригодные для хозяйственного использования 10.Слой горных пород ,не оттаивающий в течение длительного времени | А) водохранилище Б) водные ресурсы В) межень Г) половодье Д) падение реки Е) режим реки Ж) наводнение З) сель И) ледостав К) многолетняя мерзлота |
Ответы 1г, 2д, 3е, 4ж, 5з, 6в, 7а, 8и, 9б, 10к.
2. Учитель литературы: Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей.
Послушайте, как описывает исток Волги, великой русской реки, писатель Юрий Полозов и мысленно представляете:
“Околица села — глинистый пологий скат. Внизу под Горкой щетинится осокой и хвощом небольшое болотце, а над ним легко и торжественно вознеслась арка, подобная радуге; недалеко как бы вплыл дощатый помост с перильцами, а чуть поодаль на сумрачном фоне елового леса красуется игрушечно крохотный рубленый домик… На арке надпись: “Исток великой русской реки Волги”.
Вы медленно опускаетесь с горки, медленно ступаете на помост. С каждым шагом все ближе милая русская светелка.
И вот вы входите в нее. Все сразу обволакивает ровный, покойный полумрак, мягкая, настоянная прохлада.
Эта бодрящая прохлада точно бы струится из круглого отверстия в полу. И вы вдруг падаете на колени, всматриваетесь… Черной тушью таинственно мерцает глубинная холодная вода. Не всплеснет, не всколышется ни одна струйка… тихо, очень тихо в прохладной светелке.
Так вот где знаменитый исток младенческой Волги, вот где заветная ее колыбель!..
— Здравствуй, Волга! Низко-низко кланяюсь тебе…”.
У вас, ребята, было домашнее задание: «Найти высказывания русских писателей и поэтов о реках» Справились?
Все остальные не просто слушают, а в тетрадях записывают названия рек, которые прозвучат в рассказах ребят.
уч-ся — «Невы державное теченье»…
Всего три слова, но они — как музыка, и в них вся река — могучая, величавая, неизменно полноводная и в дни весенних возрождений природы, и в летнюю жару. Такой вытекает она из огромного Ладожского озера, такой проходит через славный город Петербург, как бы соревнуясь с ним в красоте и державном величии. И только изредка, обычно в неспокойные темные осенние дни, резко меняется характер реки. Ветер с моря гонит ее обратно на город, она борется со стихией, но совладать не может:
Нева всю ночь рвалася к морю…
И спорить стало ей невмочь.
Река пошла вспять:
Но силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
и затопляла острова.
А. С. Пушкин дал полное поэтическое и совершенно правильное описание знаменитого наводнения 19 ноября 1824 г, в Петербурге. И он же показал Неву во всем ее спокойном величии.
уч-ся: Упоминание о кавказских реках встречается в стихах А.С. Пушкина . Писал он о них и прозой. У него есть такие строки о Тереке: «Кавказ нас принял в свое святилище. Мы услышали глухой шум и увидели Терек… Чем дальше углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелье. Стесненный Терек с ревом, бросает свои мутные волны через утесы, преграждающие ему путь. Ущелье извивается вдоль его течения. Каменные подошвы гор обточены его волнами…».
уч-ся: У М. Ю. Лермонтова о реках всего несколько строк, но это бессмертные строки. В стихотворении «Родина», рисуя красоты родной страны, поэт пишет:
Разливы рек ее, подобные морям.
В «Казачьей колыбельной» есть две строки о Тереке:
По камням струится Терек, Плещет мутный вал.
В них полная картина реки: каменистое русло, быстрое течение, насыщенный наносами водный поток. Самая короткая и вместе с тем полная гидрологическая характеристика!
О Тереке Лермонтов, так же как и Пушкин, вспоминает и в других своих стихах.
уч-ся: О Волге с любовью, гордостью и душевной болью писал Н. А.Некрасов:
О, Волга!.. колыбель моя, Любил ли кто тебя, как я?
Поэт гордится ею, она «светла и величава», но нищета и рабский труд делают ее «рекою рабства и тоски».
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.
уч-ся: любил Волгу Максим Горький и много писал о ней. И во всем, что он писал, чувствовался рабочий человек, не только наблюдавший трудовую жизнь на великой реке, но и участвовавший в этой жизни.
«Меня влекло на Волгу к музыке трудовой жизни, эта музыка и до сего дня приятно охмеляет сердце мое; мне хорошо памятен день, когда я впервые почувствовал героическую поэзию труда». Так начинает писатель в книге «Мои университеты» описание одной ночи на Волге под Казанью, в которую ему довелось участвовать в разгрузке затонувшей баржи. В этом — удивительном по силе описании ошалелой, но и захватывающей душу работы на ночной осенней и бурной реке люди и река одно целое.
Река встретила людей неприветливо: «Был сентябрь, дул верховой ветер, по серой реке сердито прыгали волны; ветер, бешено срывая их гребни, кропил реку холодным дождем». ..
уч-ся: О Днепре писали Николай Васильевич Гоголь. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…»
Не один русский писатель в царское время познакомился с великими сибирскими реками по дороге в ссылку. Долог был путь вниз по Енисею или Лене. Те, кому суждено было вернуться, проделывали его дважды. Зимой ехали на санях по льду, летом плыли на пароходе или в лодке.
уч-ся: Вот как свои впечатления описал о зимней Лене Владимир Галактионович Короленко:
«Мы ехали вниз по Лене. По всей ширине ее торчали в разных направлениях огромные льдины, по-местному «торосья», которые сердитая быстрая река швыряла осенью друг на друга в борьбе со страшным сибирским морозом. Над этим причудливым ледяным хаосом стояли молчаливые огромные Ленские горы.
И так на десятки, на сотни верст… И только по временам по реке ухнет вдруг тяжелым стоном треснувший лед, зашипит как пролетающее ядро, отдастся эхом как пушечный выстрел, пронесется куда-то далеко назад, в оставленные нами пустынные извилины Лены. Становилось и жутко и грустно при виде этой огромной ледяной пустыни».
— Учитель литературы: Ну, я думаю достаточно, конечно, можно было ещё долго говорить о реках словами писателей и поэтов. Но мы убедились, что они любили реки много красивых, прекрасных строк им посвятили им.
Обратите внимание на стенд: высказывания писателей и поэтов о реках.
А сейчас проверим: Какие названия рек вы записали?
Учитель географии: Да, я согласна с Валентиной Ал-ной много красивых и прекрасных слов мы услышали, а знаем ли мы эти реки? Давайте убедимся на практике… На столах у Вас контурные карты, цифрами обозначены реки и озера. Вы должны в условных обозначениях дать название рек.
3. Практическая работа с контурными картами
— Проверяем (ученик выходит к доске, показывая географический объект.)
Учитель литературы: Мы вам предлагаем поиграть в игру «Рассыпанные строчки», т.е. вы должны восстановить текст, расположив строчки в правильном порядке:
I вариант Переправа, переправа!
Снег шершавый, кромка льда…
Берег левый, берег правый.
Кому темная вода,-
Ни приметы, ни следа
Кому память, кому слава,
II вариант Немного лет тому назад,
обнявшись будто две сестры,
Был монастырь….
Струи Арагвы и Куры,
Там, где, сливаяся, шумят,
1. Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода,-
Ни приметы, ни следа.
2 .Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
обнявшись будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь….
— Их каких произведений взяты стихотворные строки и Кто же автор этих произведений?
— Какие знания вы применили, выполняя это задание.
(Использовали рифму) Какие рифмы встретились? (перекрестная и параллельная)
— А теперь задание усложняется, по отрывку из текста вы должны определить характер течения реки, используя географическую лексику.
5. Определите характер течения реки по отрывкам из произведений, используя географическую лексику:
1. «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои»
Н. В. Гоголь.
(ответ: равнинная река) (А ПОЧЕМУ ТЫ ТАК ДУМАЕШЬ?)
2. Лермонтов: «Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.» (ответ: горная река)
3. О чем говорит следующая часть стихотворения?
«Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит» (ответ: характер течения реки в нижнем течении изменился, река стала равнинной, впадает в каспийское море)
Учитель географии: Урок набирает ход….
Викторина: 1.Самая полноводная река России? (Енисей)
2. Самая длинная река нашей страны, полностью находящаяся на территории России? (Обь с Иртышом)
3. У какой реки России самый большой бассейн? (Объ)
4. К бассейну какого океана относятся самые крупные раки России (Северно-ледовитый океан)
5. Воды, пригодные для хозяйственного использования. (водные ресурсы)
6. Отношение величины падения реки к её длине (уклон)
Учитель литературы: Сейчас я предлагаю по отгадывать ребусы:
1. Я — сибирская река,
Широка и глубока.
Букву “е” на “у” смени —
Стану спутником земли.
(Лена — Луна.)
2. Ты меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой.
Но если “л” на “н” сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей — Енисей.)
Рефлексия:
Учитель географии: И так пришло время подвести итог. Вам понравилось? Чем мы занимали на уроке?
Учитель литературы: Я хотела бы завершить наш урок словами Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Ещё раз обратимся к словам В.В. Маяковского: » Сверху взгляд на Россию брось – рассинела речками Русь…» , Хоть мы и говорим, что богата наша Родина водными ресурсами, но мы должны их беречь. а как? Это тема следующего урока….
Постановка домашнего задания
География: продолжить работу с контурными картами, обозначить города на этих реках.
Литература:
Названия каких рек пропущены в стихотворных строках? (т.е. в ставить название рек). Я думаю Вы внимательны были на уроке, с задание справитесь без труда…
Оценки:
Мероприятия по охране природы:
· Не допускать самовольную вырубку леса;
· Контролировать лов рыбы, спортивную и промысловую охоту;
· Бороться с лесными пожарами;
· Для сохранения редких видов растений и животных создавать охраняемые территории;
· Вносить редкие виды в Красную книгу;
· Разводить животных, восстанавливать погибшие леса.
Правила поведения в природе:
Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.
На лоне природы веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми.
Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.
Будь другом всех живых существ. Не мучай и не убивай животных.
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов.