Алтухова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №23
Цель: показать свободолюбивый характер Мцыри и попытаться ответить на вопрос: зачем человек живёт на земле?
Задачи:
1.Выработать навыки определения характеров персонажей, их развития в ходе повести.
2.Формировать умение работы с текстом литературного произведения.
3.Прививать интерес к классической литературе.
Оборудование: мультимедийная презентация с использованием интерактивной доски SMART, поэма Лермонтова М.Ю. «Мцыри»
Ход урока
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока » Свободолюбивый характер героя в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» ”. Сегодня мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев. Слайд1
Слайд2 Обращаю внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.
Беседа:
Ребята, расскажите, как Мцыри попал в монастырь? Слайд3
Слайд4. Расскажите о жизни Мцыри в монастыре, характере и мечтах юноши-послушника .Функция интерактивной доски: перетаскивание объекта. Запись в тетрадь (Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски.
Слайд5 Функция интерактивной доски: перетаскивание объекта.
Что значит для героя монастырь?
( Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полны отказ от собственной личности, “служение богу”, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре — послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к мирской жизни запрещалось. Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри, однако, мы понимаем, что для героя монастырь — символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и “кельями душными”. Остаться жить в монастыре — означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество).
Слайд6 Функция интерактивной доски: перетаскивание объекта. В чём смысл жизни у монахов, а в чём у Мцыри? Распределите определения по столбикам. Работа с интерактивной доской
В чём смысл жизни
у Мцыри | |
Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья | Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия. |
Учитель: Мцыри — в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак. Слайд7
Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя?
Слайд8 Функция интерактивной доски: перетаскивание объекта. Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? (Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным- значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул).
Расскажите о бегстве из монастыря, попытке найти дорогу в родной край.
Слайд8 Расскажите о встрече с грузинкой. (Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя, Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику: Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.
Слайд 9-10 Функция интерактивной доски: перетаскивание объекта. Расскажите о бое с барсом. Зачем Мцыри вступает в борьбу с барсом. Для чего Лермонтов вводит этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? Запись в тетрадь (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы. Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек).
Слайд11 Функция интерактивной доски: перетаскивание объекта . Что же познал Мцыри, очутившись на свободе? (На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На воле он познал “блаженство вольности” и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня на свободе , Мцыри узнал ,что он смел и бесстрашен. Ощущение счастья вызвано у Мцыри не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу “меж бурным сердцем и грозой”; общение с природой принесло радость (“ему было весело вздохнуть… ночную свежесть тех лесов”); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала “сладкую тоску”. Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом – жизнь!
Слайд12.Нашел ли Мцыри ответы на вопросы, “прекрасна ли земля”? Зачем живет человек на земле? (Когда Мцыри задал вопрос:… прекрасна ли земля.…
для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?
Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.)
Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?
Слайд13
Учитель: Мцыри — это могучая, пламенная натура, главное для него — обретение свободы, неприятие неволи и смирения. Гибель героя не омрачает поэму — он прожил за эти три дня всю жизнь, которую не получил бы в монастыре. Что ждало его по возвращении? Покорность, смирение и молитвы? Разве для того он страдал, чувствовал, любил, боролся и умирал от счастья, чтобы потом смиренно принять монашество?! Он победил судьбу, пытавшуюся его сломить, он выиграл свободу; пусть смерть, но смерть на воле, при сиянии солнца, на просторах Кавказа, в упоительно-душистом воздухе гор!
Слайд14
Учитель: Итоговый тест
М.Ю.Лермонтова. «Мцыри»
1.Жанр произведения:
а) баллада, б) поэма, в) стихотворение.
2..Название произведения:
а) указывает на главного героя, б) определяет его тематику, в) имеет обобщающий смысл.
3.Местом действия в произведении избран Кавказ, потому что:
а) поэт любуется красотой Кавказа,
б) могучая природа Кавказа сродни стихийной, мятежной натуре Мцыри,
в) первозданная природа гор противопоставляется мятежному Мцыри.
4.Чтобы показать психологические мотивы поступков Мцыри, поэт избрал форму:
а) рассказа о герое свидетеля его жизни, б) диалога между Мцыри и монахом, в) монолога героя.
5.Исповедь Мцыри:
а) проникнута чувством покаяния, б) защищает его право на волю и счастье,
в) история случившегося с героем.
6.Тема произведения:
а) показ прошлого Грузии, б) рассказ о жизни в монастыре,
в) красота человека, готового умереть за свободу.
7.В строках: «Но дни бегут, бегут года, им не сойтися никогда» — автор использует:
а) сравнение, б) метафору, в) олицетворение.
8.Произведение «Мцыри» написано:
а) ямбом, б) хореем, в) дактилем.
9.В этом произведении авторская позиция:
а) скрыта, б) ясно выражена, в) отсутствует.
10.Две первые главы произведения являются:
а) композицией, б) завязкой, в) экспозицией.