Конспект урока по Литературе «Технология саморазвития личности школьника в условиях реализации концепции модернизации образования» 7 класс







Открытый урок — мастерская по литературе в 7 классе

в рамках городского семинара для учителей русского языка

«Технология саморазвития личности школьника в условиях реализации концепции модернизации образования»





учителя 1 категории

МБОУ СОШ № 55

Ткаченко Валентины Павловны


7- класс 27.01.2012

Литература.

Урок — мастерская по самостоятельно прочитанным рассказам

Виктора Петровича Астафьева.

Запишем тему урока:

Нравственные «затеси» Виктора Петровича Астафьева.

И послушаем сообщение Наташи об их изначальном значении.



Работа на уроке.

I. Работа с тетрадью.

а) В жизни человека должны быть какие-то «затеси», по которым он должен двигаться в жизни, — честность, совесть, умение трудиться, приносить добро людям … Вот такие зарубки в душе …

В. П. Астафьев

Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем.

В. П. Астафьев



б)

Гласарий.

  • Юннат

  • Гиподинамия

  • Охрана природы

  • Наслаждаться природой

  • Росток

  • Беречь природу

  • Природа-мать

  • Будущее планеты

  • Окружающая среда

  • Миграция животных

  • Загрязнение воздушного и водного бассейна

  • Заповедник

  • Здоровье человека

  • Национальный парк

  • Территория

  • Памятник природы

  • Ресурсы

  • Уставшая земля

  • Земля покрылась коростой

  • Посильная добровольная помощь


    1. Слово учителя.

Сегодня мы проведём урок-мастерскую по рассказам

В. П. Астафьева, с которыми вы познакомились самостоятельно:



Запись на доске:

«Хвостик»,

«Костёр возле речки»,

«Серёжки»,

«Марьины коренья»

Ключевыми словами к пониманию темы изберём слова:

«затеси», нравственные, экология человека.


Структура деятельности нашей мастерской:

(Т) Каковы были основные направления вашей самостоятельной деятельности при подготовке к теме занятия?

      1. Чтение рассказов.

      2. Рисование — представление с закрытыми глазами.

      3. Понятие о рассказе.

      4. Учились создавать образ человека-труженика по стихотворениям Брюсова и Бальмонта.

      5. Оформление рисунков.

А теперь попытайтесь самостоятельно определить основные задачи нашего урока. Какими вы их видите?

а) Учащиеся определяют задачи

б) Учитель обобщает задачи урока:

I. Определить, в чём суть нравственных уроков писателя и какие из них помогают вам формировать свою жизненную позицию?

И. Постичь суть мастерства Астафьева в изображении мира человека и природы.

Наша мастерская работает по тем направлениям, которые вы самостоятельно сегодня определили:

IV. Работа с текстом.

Темы записаны на доске, каждый учащийся внимательно читает 3 темы и начинает работать с текстом по одной из них (по выбору).

        1. Отношение человека ко всему живому на земле («Серёжки», «Хвостик»).

Задача: Какие авторские выражения и как помогают вам определить отношение человека ко всему живому на земле?

        1. Голос автора наблюдателя за всем происходящим в природе («Костёр возле речки», «Хвостик»).

Задача: Какие примеры из текста показались вам интересными и как автор о своих наблюдениях рассказывает вам?

3) Усилия растений, направленные на сохранение жизни («Марьины коренья»)

Задача: Какие усилия растений направлены на сохранение жизни и как автор об этом рассказывает?

Внимание!

Задание: выписать в тетрадь ключевые слова по избранной теме и подготовить устный рассказ.

V. Ответы учащихся.

Первая тема, вывод: человек должен быть заботливым хозяином

природы.

Вторая тема, вывод: лечить природу способны только добрые люди.

Третья тема, вывод: природа старается подарить человеку красоту, она

заботится о нашем здоровье, пытается залечить свои раны.

          1. Самостоятельная работа в тетради

Слово учителя.

Задание: основные положения работы по темам оформите письменно в тетради, ответив на один из 3~ вопросов:

            1. Какие уроки нравственности вы получили в рассказах Виктора Петровича Астафьева?

            2. Как автор изображает в своих рассказах растение, борющееся за свою жизнь?

            3. Какие астафьевские «зарубки» ты считаешь самыми важными?

          1. Определение уроков нравственности

Наблюдение учителя за работой класса, определение лучших высказываний и их запись на доске учащимися.

  1. Сбереги в себе чистоту души.

  2. Срубил дерево — посади два.

  3. Оказывай природе посильную добровольную помощь

    1. Слово учителя.

Сегодня вы самостоятельно определили самые важные нравственные «затеси» в рассказах В.П. Астафьева. И ваш отклик на призыв «В защиту природы» отражён в авторских рисунках.

    1. Выступления юных художников.

    2. Оценка за урок по таблице: монологическая речь (+,- (уровень восходящего развития); работа с текстом; анализ эпизодов; рисунок, название, стихи.

    3. Домашнее задание.

Дописать свой ответ и составить памятку «Если ты заботливый хозяин природы». Например: Приходи в лес как к другу. Береги лесные цветы.

Оставь в лесу хлебные крошки. Сооруди поилку для птиц. Унеси пластмассовые бутылки в оборудованное для мусора место.




Открытый урок — литературно — музыкальный салон

«Земли согретой теплые

ладони»

учитель первой категории

МБОУ СОШ № 55

Ткаченко Валентина Павловна


Урок-литературно-музыкальный салон. «Земли согретой теплые ладони».



Тема малой родины в поэзии дальневосточных поэтов: Риммы Федоровны Казаковой и Людмилы Ивановны Миланич.

Цель: Мы должны определить место «малой родины» в душе каждого подростка- дальневосточника, познакомившись с истинной любовью-откровением к дальневосточной природе в поэзии Р.Ф. Казаковой и Л.И. Миланич.

Мы должны убедиться, что единение поэтесс с любимым уголком родной земли, природы приносит истинное счастье и творческое вдохновение.

От первого лепета до

Последнего дня у меня,

Как у лебедя, песня одна…

Р. Казакова


  1. Мотивация «малой родины» в отечественной литературе. Слово учителя:

    1. В.Г. Белинский говорил: «…природа есть наставница и вдохновительница поэта».

    2. Тема любви к родной земле — едва ли не главная в отечественной литературе.

    3. К. Бальмонт писал: «Люблю я звездную России снежной сказку и лес, где лик берез — венчальный лик невест».

    4. Ф.И Тютчев уверен, что природа России обладает душой:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.


    1. И поэтому надо понять Россию не умом, по Тютчеву, а сердцем:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.


    1. Наша дальневосточная земля — «кладезь» редких богатств и красот.


  1. Вступление. «Земли согретой теплые ладони»

1 ведущий: Велика и прекрасна дальневосточная земля. Удивителен и неповторим каждый её уголок. О нём написано немало стихов нашими поэтами-земляками – Р.Ф. Казаковой и Л.И. Миланич.

1 чтец: От первого лепета

До последнего дня

У меня, как у лебедя,

Песня одна…


2 ведущий: Римма Казакова родилась в Севастополе, училась в Ленинграде, в настоящее время живёт в Москве. Но дальневосточники считают её своей.

2 чтец: Так получилось, что выпускницу Ленинградского университета «ветер шальных дорог позвал далеко, как можно дальше», и она поехала по распределению на Дальний Восток.

1 ведущий: «Я была очарована Хабаровском, его просторами, небом, похожим на море Амуром», — вспоминает Римма Федоровна. Пешком прошагала она Охотское побережье — землю рыбаков, летчиков, геологов. И в своих стихах она писала об этом так:

  1. чтец: Я знаю это побережье…

Там жил артельный верный люд –

На совесть чист, до дела крут.

Там человек был весь — как есть:

Пусть груб, но прям,

Суров, но нежен…

  1. ведущий: Уже в первом сборнике стихов «Встретимся на Востоке» основной ее темой становится тема единства лирической героини с близкой и такой понятной ей землей. Римма Казакова действительно стала «своей у своих». Снова и снова в ее стихотворениях появляются любимые ею образы: Охотское побережье, тундра, не выдуманная ею дальневосточная тайга:

  2. чтец: Тайга строга. В тайге не плачут

Вдали от самых дорогих.

А если плачут, слезы прячут,

Спокойно помня о других.

Тайга с безмерными вещами,

С добром, чей мед всегда горчащ,

С энцефалитными клещами,

С тысячелетними плащами

Глухих тысячеглазых чащ…

1 ведущий: В 1961 году Римма Казакова уехала из Хабаровска в Москву учиться на Высших литературных курсах. О своих чувствах в день расставания с Дальним Востоком она писала:

  1. чтец: Когда меняют паруса,

Есть в этом что-то очень грустное,

И лодка — пусть на полчаса! –

Без парусов бескрыло грузная.

    1. Слово учителя: Но опасения поэтессы были излишни: восток не ушел из ее жизни, он стал ее парусом, ее лебединой песней. Главной темой ее творчества осталась тема дочерней любви к дальневосточной земле. Немногословный лес, «весенний и осенний», в сугробах до небес, был лучшим собеседником Риммы Федоровны. Сердце Казаковой питают и согревают запахи дальневосточных кедров, елей, сосен.

    2. Мой путь.

  1. Я в гости всех вас вечером зову.

Дела хоть ненадолго отложите.

Пойдем в страну, где я — законный житель,

Где чудеса бывают наяву.

(Людмила Миланич)

      1. (в 3 голоса — 2 слова)

Услышим мы, о чем поет трава,

Как в дереве живое сердце бьется,

И что-то в нас, наверно, отзовется,

И вспомнятся заветные слова.


      1. Земля нас щедро одарит добром,

Мы станем непридуманней и чище.

Вот так приходит в сказку робкий нищий

И под конец становится царем.

      1. Велика и прекрасна дальневосточная земля. Удивителен и неповторим каждый ее уголок. О нем написано немало стихов нашими поэтами- земляками.

      2. Среди них — Римма Федоровна Казакова

      3. и Людмила Ивановна Миланич.

      4. От первого лепета

До последнего дня

У меня, как у лебедя,

Песня одна…

(Римма Казакова).

9 А. Эта песня о дочерней любви Риммы Казаковой к дальневосточной земле.

        1. «Я была очарована Хабаровском, его просторами, небом, похожим на море Амуром… Побывала в самых отдаленных уголках дальневосточного края. Жила в таких местах, где простые человеческие дела приобретали характер героический и романтический.

        2. Там утром медленно, с трудом

Рассвет волну лучами режет

Там просыпаются в тумане

И засыпают под пургу.

          1. Там жмутся ласковые лайки

К теплу хозяйских добрых рук.

Там прямо на прибрежной гальке

Растет картошка, зреет лук.

Там ночь длинней и солнце реже,

Там и шторма, и холода…


          1. Пешком прошагала она Охотское побережье — землю рыбаков, летчиков, геологов. И в своих стихах она писала об этом так:

Я знаю это побережье…

Там жил артельный верный люд –

На совесть чист, до дела крут.

Там человек был весь — как есть: Пусть груб, но прям,

Суров, но — нежен…

Я знаю это побережье.

Мне выпала такая честь.

          1. Уже в первом сборнике стихов «Встретимся на Востоке» основной ее темой становится тема единства лирической героини с близкой и такой понятной ей землей:


          1. Я похожа на землю,

Что была в запустенье веками.

Небеса очень туго,

Очень трудно ко мне привыкали.

          1. Меня ливнями било,

Меня солнцем насквозь прожигало…

Время тяжестью всей,

Словно войско, по мне прошагало.

Но за то, что я в небо

Потянулась упрямо и верно,

Полюбили меня и дожди, и бродячие ветры.

          1. Мне не надо просить

Ни ночлега, не хлеба, ни света, —

Я своя у своих перелесков, затонов и веток.

А случится беда —

Я шагну, назову свое имя…

Я своя у своих.

Меня каждое дерево примет.

Я иду и не гнусь.

Я пою и смеюсь.


20 А Гляжусь, как в речку дерево, в Россию,

Где у лугов и вод — как у огня,

Где я пройду сквозь каждую осинку

И каждая осинка — сквозь меня.


          1. На нашей дальневосточной земле Римма Казакова действительно стала «своей у своих». Любовь к суровому краю, высокое чувство неотделимости от Дальнего Востока, прекрасного уголка великой России, пронизывает все творчество поэтессы.

          2. Снова и снова в ее стихотворениях появляются любимые ею образы: Охотское побережье, тундра, не выдуманная ею первозданная дальневосточная тайга…

          3. Тайга с безмерными вещами,

С добром, чей мед всегда горчащ,

С энцефалитными клещами,

С тысячелетними плащами

Глухих тысячеглазых чащ…

Я своя у березок,

У стогов и насмешливых речек,

Все обиды мои подорожники пыльные лечат…

          1. В 1961 году Римма Казакова уехала из Хабаровска в Москву учиться на Высших литературных курсах. О своих чувствах в день расставания с Дальним Востоком она писала:


Когда меняют паруса,

Есть в этом что-то очень грустное,

И лодка — пусть на полчаса! –

Без парусов бескрыло грузная.


24. Но опасения поэтессы были излишни: восток не ушел из ее жизни, он стал ее парусом, ее лебединой песней. Главной темой ее творчества осталась тема дочерней любви к дальневосточной земле.

25 .Стихотворение «Тайга»

26. Немногословный лес, «весенний и осенний, в сугробах до небес», был лучшим собеседником Риммы Федоровны:

Ухожу в лесок — как вода в песок,

И в зеленый лист, и в залетный свист.

Ухожу в травинки невзрачные

И в грунтовые воды незрячие.

И в сумерки чащи,

И в ключик летящий,

И в лучик полянки проталинки.

Только сыну скажу:

Ухожу! Ухожу! –

Он поймет, потому что он маленький.


            1. И поеду я в сопки,

На Дальний Восток…

Там у склонов колючих, упав с высоты,

Светлый ключ, будто ключик,

Обронен в кусты.


            1. Там у синей Дюанки, безвестной реки,

Не поляны — диваны, пуховики!


            1. Там ало от саранок, взметнувших луга,

Будто горных баранов крутые рога.


            1. На востоке — просторы, моря, острова.

Все такое простое — как хлеб и трава.


            1. Что мне смутно и ложно темнит белый свет,

Там прочтётся несложно, как заячий след.


            1. Мне нужны эти сопки в закатном огне,

Чтоб весенние сопки не сохли во мне.


            1. Мне нужны эти сопки, высоты мои.

Мое сердце, как соты, тяжело от любви.


            1. Сердце поэтессы питают и согревают запахи дальневосточных кедров, елей, сосен:

А встретимся — о, как повисну я

На вас, друзья, деревья, сопки!

Не ты, восток, а я — провинция,

Моя столица на востоке.


            1. Римма Федоровна, припадая щекою к земле по-девичьи безгрешной, говорит:

Останусь, как невеста, верною

Тебе, жасмин, таёжный, нежный

Я — сыроежка с каплей светлою

В земле по-девичьи безгрешной.


            1. И пахнет мне грибами этими


С троп, что и есть начало родин,

Что не вторыми и не третьими,

А только первыми проходим.


            1. И пахнет мне лесной саранкою,

И так прекрасно и жестоко,

Ты у меня — в глазу соринка,

О, запах моего востока!

            1. И медленно, с колен, от утра голубая,

Я воду, как олень, из речки похлебаю.

Я зацеплюсь за плечи осин незнаменитых.

Я знаю, как ты лечишь, лесная земляника.


            1. Пусть это больно, но как заповедь

Твой крепкий запах мной затвержен.

Хожу, как в платье, в твоем запахе,

Кедровом, смоляном, медвежьем…


39 А. Глаза мои — с хрусталинкой от звезд и вод весной,

А кровь моя — с русалинкой, с зеленинкой лесной.

Лепечут листья и лопочут гуси…

Незабываемо, навеки пахнет Русью!


40. Музыка «Времена года». На их фоне — слайды.

  1. Лебединая песня Людмилы Миланич коснулась и наших сердец, потому что мы тоже почувствовали, что единение человека с природой «малой родины» приносит счастье.

  2. Недавно мы написали сочинение «Любимый уголок природы»

42 А «Этим летом, — пишет Наташа Левченко, — я побывала на побережье Японского моря. Меня поразила величественная природа Приморского края. Я с восхищением наблюдала, как красив дальневосточный лес в часы раннего пробуждения. Выступая из туманного одеяния, он манил меня под свои кроны»

42 Б «Мой любимый уголок природы — обрывистый берег Амура в селе Богородском, — пишет Денис Замиралов. — Отсюда далеко виден наш красавец Амур-батюшка, по водной глади которого величаво проплывают теплоходы. На противоположном берегу видны густой таинственный лес и маленькая деревенька Ухта. Я люблю приезжать сюда на велосипеде и мечтать, наблюдая за Амуром».

42 В «Меня очаровала красота березовой рощи в селе Виноградовка; свежий воздух был так чист, им можно было дышать вечно… Я дорожу этим уголком природы как самым дорогим для себя, потому что эта березовая роща может вдохнуть в человека жизнь. В этом уголке земли я помню незабываемый аромат цветов и ягод. Когда мне грустно, береза помогает мне стать веселым».

  1. Римма Федоровна, прислушиваясь к нашим голосам, в своем стихотворении «Оправдываю все» напоминает: «Пусть доброта всему мерилом будет».

  2. Вливается в море моя душа,

Поиссохшаяся что-то

Как в землю уходят болота,

Как реки вбегают в моря.


  1. Чувством доброты согрето и все творчество дальневосточной поэтессы Людмилы Ивановны Миланич.

  2. «Спасибо вам, кто дал мне добрый свет», «Речка Теча, будь здорова и добра», «Земля нас щедро одарила добром», «доброе зерно», «Каждой буквой даря добро», «Добрый человек», «Солнца добрый свет», «А снег он, знаешь, тоже добрый», — пишет она, много раз повторяя в стихах слово «добро». Оно обозначает для поэтессы все самое дорогое ее сердцу.

47. Михаил Асламов в рецензии на сборник произведений Людмилы Миланич отмечал, что в ее поэзии доброта — точка отсчета в оценке событий, фактов, явлений. Только человек, чувствующий добро, способен на бескорыстную отдачу людям всего, чем он богат.

48. Источником духовного богатства для самой поэтессы является ее земля.

Как с ручейков берут начала реки,

Чтоб течь потом в далекие края,

Так доброта и нежность в человеке

Тебе и от тебя, моя земля.


49. Понятие «моя земля» в стихотворениях Людмилы Миланич многозначно. «Моя земля» — это, прежде всего, планета людей (пауза). «Я просто крепко влюблена в лобастый, морщинистый и мудрый шар земной», — признается она.

50. Свое пристрастное отношение к земле — планете она пытается передать своим читателям:

А ты в нее попристальней вглядись,

Мечтая о серебряных планетах,

Узнай сперва единственную, эту,

И первый раз без памяти влюбись.


50 А. В тайге, которой нет конца и края,

Меж азиатским зноем и пургой

Живет она, земля моя родная,

И никакой не нужно мне другой.

              1. Лирическая героиня Миланич — малая частица этой земли, глубоко чувствующая и свое родство, и свое единство с ней: (пауза)

Понимаю движенье реки

И язык облаков понимаю,

И во мне оживают стихи

И, как крылья, меня поднимают.


              1. Но «моя земля» для поэтессы — это, прежде всего, тот единственный и неповторимый уголок, где она родилась и выросла, где пережила тяжелое военное лихолетье. Приметы войны навечно врублены в память ее души.

53.1942 год. Горожане превращают дворы в огороды:

Двор — сплошная гряда –

Зазеленеет скоро.

В ход пойдет лебеда,

Вставшая у заборов.

Полны, врагам назло,

Наших оврагов склоны

Кашкою и пасленом –

Вот как нам повезло!

Есть еще корм подножный,

Так что выдюжить можно.

Так нам пришлось узнать

То, что земля нам — мать.


  1. В стихах Людмилы Ивановны обостренное чувство матери — земли.«Каждой клеточкой», «каждой травинкой» любит она родину (пауза).

Мне каждая травинка здесь знакома,

И есть у встречных имя — земляки.

Я здесь своя, я здесь повсюду дома,

И потому шаги мои легки.


  1. Главным предметом удивления и поклонения в поэзии Людмилы Миланич является природа: (пауза)

Печально, если человек,

Свои отсчитывая годы,

В дожде увидит только воду

И не услышит песню рек, — сокрушается она в стихах и призывает:

  1. Послушай, как звучит молчанье сада,

Как родничок в тиши ночной журчит,

Как дышит где-то речка рядом,

И как, прощаясь, поезд простучит.

  1. Сама поэтесса чутко вслушивается, всматривается в звуки и краски родного края. Светом и свежестью пронизаны ее стихотворения о дальневосточной земле. Они очаровывают земляков своей душевной теплотой, оставляют в сердцах читателей радостное чувство.

Вы видели, как капает капель,

Когда весна себя еще стыдиться?

Далек, почти несбыточен апрель.

Капель, как стайка воробьев, садится

И замерзает молча на кустах.

А ночью ледяные эти ветви

Поют тихонько о весеннем ветре,

Его звенящим продолженьем став!


  1. Прикоснитесь к светлой и доброй поэзии Людмилы Ивановны Миланич. Ее стихи помогут вам осознать себя частью ликующего мира.

  2. Все объяснить не научусь я,

За что, когда, с какого дня

С какой поры, с какого чувства

Входила Родина в меня.


60А. Я богата, ах, как я богата:

Вот родная мне с детства земля,

И — мои дорогие ребята –

Подбегают ко мне тополя.

То-то вымахали большие,

То-то смотрят они свысока.

И летят облаками пушинки,

Чтобы их утвердить на века.

И цветы — словно родинки лета,

И река моя — мой окоем.

И еще ничего не пропето,

Все еще пропоем мы вдвоем.


  1. Дышали теплые деревья,

Качалась темная трава,

Звучали древние поверья,

И пелись первые слова.


  1. А. Всходили солнца, зрели луны…

И захотелось уберечь

Мне каждый день таким же юным,

Такою же понятной речь.

61 Б. Людмила Ивановна спешит «обратить в деянье слово», она и «рубит», и «лепит». И во всем ее творчестве одна первооснова: безграничная любовь к дальневосточной земле.

    1. Над легкими осенними лесами –

Спокойный дождь, а в глубине его,

Рожденная цветастыми листами,

Нас радуга зовет на торжество.


    1. В зеленой тьме травы, из душной влаги

Огни грибов, как мордочки лисят,

И кленов пламенеющие флаги

Над всей землею празднично висят.


    1. А я — лишь часть ликующего мира,

Пытаюсь это навсегда сберечь.

Пусть сохранит неповторимость мига

Моя душа, переливаясь в речь.


    1. Идет накопление света,

Таится весна до поры.

В сплетеньи напрягшихся веток

Веселые прячет дары.


    1. И — грохнет, и рухнет, и грянет,

На радужных крыльях спеша,

Хорошее время настанет,

Весь мир в разноцветье смешав.


    1. Воскреснут над солнечным ветром

Листва, и цветы, и трава.

Идет накопление света,

И главные зреют слова.


Свежие документы:  Урок на тему «В.В. Вересаев «Легенда»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: