Открытый урок — мастерская по литературе в 7 классе
в рамках городского семинара для учителей русского языка
«Технология саморазвития личности школьника в условиях реализации концепции модернизации образования»
учителя 1 категории
МБОУ СОШ № 55
Ткаченко Валентины Павловны
7- класс 27.01.2012
Литература.
Урок — мастерская по самостоятельно прочитанным рассказам
Виктора Петровича Астафьева.
Запишем тему урока:
Нравственные «затеси» Виктора Петровича Астафьева.
И послушаем сообщение Наташи об их изначальном значении.
Работа на уроке.
I. Работа с тетрадью.
а) В жизни человека должны быть какие-то «затеси», по которым он должен двигаться в жизни, — честность, совесть, умение трудиться, приносить добро людям … Вот такие зарубки в душе …
В. П. Астафьев
… Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно погибнем.
В. П. Астафьев
б)
Гласарий.
Юннат
Гиподинамия
Охрана природы
Наслаждаться природой
Росток
Беречь природу
Природа-мать
Будущее планеты
Окружающая среда
Миграция животных
Загрязнение воздушного и водного бассейна
Заповедник
Здоровье человека
Национальный парк
Территория
Памятник природы
Ресурсы
Уставшая земля
Земля покрылась коростой
Посильная добровольная помощь
Слово учителя.
Сегодня мы проведём урок-мастерскую по рассказам
В. П. Астафьева, с которыми вы познакомились самостоятельно:
Запись на доске:
«Хвостик»,
«Костёр возле речки»,
«Серёжки»,
«Марьины коренья»
Ключевыми словами к пониманию темы изберём слова:
«затеси», нравственные, экология человека.
Структура деятельности нашей мастерской:
(Т) Каковы были основные направления вашей самостоятельной деятельности при подготовке к теме занятия?
Чтение рассказов.
Рисование — представление с закрытыми глазами.
Понятие о рассказе.
Учились создавать образ человека-труженика по стихотворениям Брюсова и Бальмонта.
Оформление рисунков.
А теперь попытайтесь самостоятельно определить основные задачи нашего урока. Какими вы их видите?
а) Учащиеся определяют задачи
б) Учитель обобщает задачи урока:
I. Определить, в чём суть нравственных уроков писателя и какие из них помогают вам формировать свою жизненную позицию?
И. Постичь суть мастерства Астафьева в изображении мира человека и природы.
Наша мастерская работает по тем направлениям, которые вы самостоятельно сегодня определили:
IV. Работа с текстом.
Темы записаны на доске, каждый учащийся внимательно читает 3 темы и начинает работать с текстом по одной из них (по выбору).
Отношение человека ко всему живому на земле («Серёжки», «Хвостик»).
Задача: Какие авторские выражения и как помогают вам определить отношение человека ко всему живому на земле?
Голос автора — наблюдателя за всем происходящим в природе («Костёр возле речки», «Хвостик»).
Задача: Какие примеры из текста показались вам интересными и как автор о своих наблюдениях рассказывает вам?
3) Усилия растений, направленные на сохранение жизни («Марьины коренья»)
Задача: Какие усилия растений направлены на сохранение жизни и как автор об этом рассказывает?
Задание: выписать в тетрадь ключевые слова по избранной теме и подготовить устный рассказ.
V. Ответы учащихся.
Первая тема, вывод: человек должен быть заботливым хозяином
природы.
Вторая тема, вывод: лечить природу способны только добрые люди.
Третья тема, вывод: природа старается подарить человеку красоту, она
заботится о нашем здоровье, пытается залечить свои раны.
Самостоятельная работа в тетради
Слово учителя.
Задание: основные положения работы по темам оформите письменно в тетради, ответив на один из 3~ вопросов:
Какие уроки нравственности вы получили в рассказах Виктора Петровича Астафьева?
Как автор изображает в своих рассказах растение, борющееся за свою жизнь?
Какие астафьевские «зарубки» ты считаешь самыми важными?
Определение уроков нравственности
Наблюдение учителя за работой класса, определение лучших высказываний и их запись на доске учащимися.
Сбереги в себе чистоту души.
Срубил дерево — посади два.
Оказывай природе посильную добровольную помощь
Слово учителя.
Сегодня вы самостоятельно определили самые важные нравственные «затеси» в рассказах В.П. Астафьева. И ваш отклик на призыв «В защиту природы» отражён в авторских рисунках.
Выступления юных художников.
Оценка за урок по таблице: монологическая речь (+,- (уровень восходящего развития); работа с текстом; анализ эпизодов; рисунок, название, стихи.
Домашнее задание.
Дописать свой ответ и составить памятку «Если ты заботливый хозяин природы». Например: Приходи в лес как к другу. Береги лесные цветы.
Оставь в лесу хлебные крошки. Сооруди поилку для птиц. Унеси пластмассовые бутылки в оборудованное для мусора место.
Открытый урок — литературно — музыкальный салон
«Земли согретой теплые
ладони»
учитель первой категории
МБОУ СОШ № 55
Ткаченко Валентина Павловна
Урок-литературно-музыкальный салон. «Земли согретой теплые ладони».
Тема малой родины в поэзии дальневосточных поэтов: Риммы Федоровны Казаковой и Людмилы Ивановны Миланич.
Цель: Мы должны определить место «малой родины» в душе каждого подростка- дальневосточника, познакомившись с истинной любовью-откровением к дальневосточной природе в поэзии Р.Ф. Казаковой и Л.И. Миланич.
Мы должны убедиться, что единение поэтесс с любимым уголком родной земли, природы приносит истинное счастье и творческое вдохновение.
От первого лепета до
Последнего дня у меня,
Как у лебедя, песня одна…
Р. Казакова
Мотивация «малой родины» в отечественной литературе. Слово учителя:
В.Г. Белинский говорил: «…природа есть наставница и вдохновительница поэта».
Тема любви к родной земле — едва ли не главная в отечественной литературе.
К. Бальмонт писал: «Люблю я звездную России снежной сказку и лес, где лик берез — венчальный лик невест».
Ф.И Тютчев уверен, что природа России обладает душой:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
И поэтому надо понять Россию не умом, по Тютчеву, а сердцем:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Наша дальневосточная земля — «кладезь» редких богатств и красот.
Вступление. «Земли согретой теплые ладони»
1 ведущий: Велика и прекрасна дальневосточная земля. Удивителен и неповторим каждый её уголок. О нём написано немало стихов нашими поэтами-земляками – Р.Ф. Казаковой и Л.И. Миланич.
1 чтец: От первого лепета
До последнего дня
У меня, как у лебедя,
Песня одна…
2 ведущий: Римма Казакова родилась в Севастополе, училась в Ленинграде, в настоящее время живёт в Москве. Но дальневосточники считают её своей.
2 чтец: Так получилось, что выпускницу Ленинградского университета «ветер шальных дорог позвал далеко, как можно дальше», и она поехала по распределению на Дальний Восток.
1 ведущий: «Я была очарована Хабаровском, его просторами, небом, похожим на море Амуром», — вспоминает Римма Федоровна. Пешком прошагала она Охотское побережье — землю рыбаков, летчиков, геологов. И в своих стихах она писала об этом так:
чтец: Я знаю это побережье…
Там жил артельный верный люд –
На совесть чист, до дела крут.
Там человек был весь — как есть:
Пусть груб, но прям,
Суров, но нежен…
ведущий: Уже в первом сборнике стихов «Встретимся на Востоке» основной ее темой становится тема единства лирической героини с близкой и такой понятной ей землей. Римма Казакова действительно стала «своей у своих». Снова и снова в ее стихотворениях появляются любимые ею образы: Охотское побережье, тундра, не выдуманная ею дальневосточная тайга:
чтец: Тайга строга. В тайге не плачут
Вдали от самых дорогих.
А если плачут, слезы прячут,
Спокойно помня о других.
Тайга с безмерными вещами,
С добром, чей мед всегда горчащ,
С энцефалитными клещами,
С тысячелетними плащами
Глухих тысячеглазых чащ…
1 ведущий: В 1961 году Римма Казакова уехала из Хабаровска в Москву учиться на Высших литературных курсах. О своих чувствах в день расставания с Дальним Востоком она писала:
чтец: Когда меняют паруса,
Есть в этом что-то очень грустное,
И лодка — пусть на полчаса! –
Без парусов бескрыло грузная.
Слово учителя: Но опасения поэтессы были излишни: восток не ушел из ее жизни, он стал ее парусом, ее лебединой песней. Главной темой ее творчества осталась тема дочерней любви к дальневосточной земле. Немногословный лес, «весенний и осенний», в сугробах до небес, был лучшим собеседником Риммы Федоровны. Сердце Казаковой питают и согревают запахи дальневосточных кедров, елей, сосен.
Мой путь.
Я в гости всех вас вечером зову.
Дела хоть ненадолго отложите.
Пойдем в страну, где я — законный житель,
Где чудеса бывают наяву.
(Людмила Миланич)
(в 3 голоса — 2 слова)
Услышим мы, о чем поет трава,
Как в дереве живое сердце бьется,
И что-то в нас, наверно, отзовется,
И вспомнятся заветные слова.
Земля нас щедро одарит добром,
Мы станем непридуманней и чище.
Вот так приходит в сказку робкий нищий
И под конец становится царем.
Велика и прекрасна дальневосточная земля. Удивителен и неповторим каждый ее уголок. О нем написано немало стихов нашими поэтами- земляками.
Среди них — Римма Федоровна Казакова
и Людмила Ивановна Миланич.
От первого лепета
До последнего дня
У меня, как у лебедя,
Песня одна…
(Римма Казакова).
9 А. Эта песня о дочерней любви Риммы Казаковой к дальневосточной земле.
«Я была очарована Хабаровском, его просторами, небом, похожим на море Амуром… Побывала в самых отдаленных уголках дальневосточного края. Жила в таких местах, где простые человеческие дела приобретали характер героический и романтический.
Там утром медленно, с трудом
Рассвет волну лучами режет
Там просыпаются в тумане
И засыпают под пургу.
Там жмутся ласковые лайки
К теплу хозяйских добрых рук.
Там прямо на прибрежной гальке
Растет картошка, зреет лук.
Там ночь длинней и солнце реже,
Там и шторма, и холода…
Пешком прошагала она Охотское побережье — землю рыбаков, летчиков, геологов. И в своих стихах она писала об этом так:
Я знаю это побережье…
Там жил артельный верный люд –
На совесть чист, до дела крут.
Там человек был весь — как есть: Пусть груб, но прям,
Суров, но — нежен…
Я знаю это побережье.
Мне выпала такая честь.
Уже в первом сборнике стихов «Встретимся на Востоке» основной ее темой становится тема единства лирической героини с близкой и такой понятной ей землей:
Я похожа на землю,
Что была в запустенье веками.
Небеса очень туго,
Очень трудно ко мне привыкали.
Меня ливнями било,
Меня солнцем насквозь прожигало…
Время тяжестью всей,
Словно войско, по мне прошагало.
Но за то, что я в небо
Потянулась упрямо и верно,
Полюбили меня и дожди, и бродячие ветры.
Мне не надо просить
Ни ночлега, не хлеба, ни света, —
Я своя у своих перелесков, затонов и веток.
А случится беда —
Я шагну, назову свое имя…
Я своя у своих.
Меня каждое дерево примет.
Я иду и не гнусь.
Я пою и смеюсь.
20 А Гляжусь, как в речку дерево, в Россию,
Где у лугов и вод — как у огня,
Где я пройду сквозь каждую осинку
И каждая осинка — сквозь меня.
На нашей дальневосточной земле Римма Казакова действительно стала «своей у своих». Любовь к суровому краю, высокое чувство неотделимости от Дальнего Востока, прекрасного уголка великой России, пронизывает все творчество поэтессы.
Снова и снова в ее стихотворениях появляются любимые ею образы: Охотское побережье, тундра, не выдуманная ею первозданная дальневосточная тайга…
Тайга с безмерными вещами,
С добром, чей мед всегда горчащ,
С энцефалитными клещами,
С тысячелетними плащами
Глухих тысячеглазых чащ…
Я своя у березок,
У стогов и насмешливых речек,
Все обиды мои подорожники пыльные лечат…
В 1961 году Римма Казакова уехала из Хабаровска в Москву учиться на Высших литературных курсах. О своих чувствах в день расставания с Дальним Востоком она писала:
Когда меняют паруса,
Есть в этом что-то очень грустное,
И лодка — пусть на полчаса! –
Без парусов бескрыло грузная.
24. Но опасения поэтессы были излишни: восток не ушел из ее жизни, он стал ее парусом, ее лебединой песней. Главной темой ее творчества осталась тема дочерней любви к дальневосточной земле.
25 .Стихотворение «Тайга»
26. Немногословный лес, «весенний и осенний, в сугробах до небес», был лучшим собеседником Риммы Федоровны:
Ухожу в лесок — как вода в песок,
И в зеленый лист, и в залетный свист.
Ухожу в травинки невзрачные
И в грунтовые воды незрячие.
И в сумерки чащи,
И в ключик летящий,
И в лучик полянки проталинки.
Только сыну скажу:
Ухожу! Ухожу! –
Он поймет, потому что он маленький.
И поеду я в сопки,
На Дальний Восток…
Там у склонов колючих, упав с высоты,
Светлый ключ, будто ключик,
Обронен в кусты.
Там у синей Дюанки, безвестной реки,
Не поляны — диваны, пуховики!
Там ало от саранок, взметнувших луга,
Будто горных баранов крутые рога.
На востоке — просторы, моря, острова.
Все такое простое — как хлеб и трава.
Что мне смутно и ложно темнит белый свет,
Там прочтётся несложно, как заячий след.
Мне нужны эти сопки в закатном огне,
Чтоб весенние сопки не сохли во мне.
Мне нужны эти сопки, высоты мои.
Мое сердце, как соты, тяжело от любви.
Сердце поэтессы питают и согревают запахи дальневосточных кедров, елей, сосен:
А встретимся — о, как повисну я
На вас, друзья, деревья, сопки!
Не ты, восток, а я — провинция,
Моя столица на востоке.
Римма Федоровна, припадая щекою к земле по-девичьи безгрешной, говорит:
Останусь, как невеста, верною
Тебе, жасмин, таёжный, нежный
Я — сыроежка с каплей светлою
В земле по-девичьи безгрешной.
И пахнет мне грибами этими
С троп, что и есть начало родин,
Что не вторыми и не третьими,
А только первыми проходим.
И пахнет мне лесной саранкою,
И так прекрасно и жестоко,
Ты у меня — в глазу соринка,
О, запах моего востока!
И медленно, с колен, от утра голубая,
Я воду, как олень, из речки похлебаю.
Я зацеплюсь за плечи осин незнаменитых.
Я знаю, как ты лечишь, лесная земляника.
Пусть это больно, но как заповедь
Твой крепкий запах мной затвержен.
Хожу, как в платье, в твоем запахе,
Кедровом, смоляном, медвежьем…
39 А. Глаза мои — с хрусталинкой от звезд и вод весной,
А кровь моя — с русалинкой, с зеленинкой лесной.
Лепечут листья и лопочут гуси…
Незабываемо, навеки пахнет Русью!
40. Музыка «Времена года». На их фоне — слайды.
Лебединая песня Людмилы Миланич коснулась и наших сердец, потому что мы тоже почувствовали, что единение человека с природой «малой родины» приносит счастье.
Недавно мы написали сочинение «Любимый уголок природы»
42 А «Этим летом, — пишет Наташа Левченко, — я побывала на побережье Японского моря. Меня поразила величественная природа Приморского края. Я с восхищением наблюдала, как красив дальневосточный лес в часы раннего пробуждения. Выступая из туманного одеяния, он манил меня под свои кроны»
42 Б «Мой любимый уголок природы — обрывистый берег Амура в селе Богородском, — пишет Денис Замиралов. — Отсюда далеко виден наш красавец Амур-батюшка, по водной глади которого величаво проплывают теплоходы. На противоположном берегу видны густой таинственный лес и маленькая деревенька Ухта. Я люблю приезжать сюда на велосипеде и мечтать, наблюдая за Амуром».
42 В «Меня очаровала красота березовой рощи в селе Виноградовка; свежий воздух был так чист, им можно было дышать вечно… Я дорожу этим уголком природы как самым дорогим для себя, потому что эта березовая роща может вдохнуть в человека жизнь. В этом уголке земли я помню незабываемый аромат цветов и ягод. Когда мне грустно, береза помогает мне стать веселым».
Римма Федоровна, прислушиваясь к нашим голосам, в своем стихотворении «Оправдываю все» напоминает: «Пусть доброта всему мерилом будет».
Вливается в море моя душа,
Поиссохшаяся что-то
Как в землю уходят болота,
Как реки вбегают в моря.
Чувством доброты согрето и все творчество дальневосточной поэтессы Людмилы Ивановны Миланич.
«Спасибо вам, кто дал мне добрый свет», «Речка Теча, будь здорова и добра», «Земля нас щедро одарила добром», «доброе зерно», «Каждой буквой даря добро», «Добрый человек», «Солнца добрый свет», «А снег он, знаешь, тоже добрый», — пишет она, много раз повторяя в стихах слово «добро». Оно обозначает для поэтессы все самое дорогое ее сердцу.
47. Михаил Асламов в рецензии на сборник произведений Людмилы Миланич отмечал, что в ее поэзии доброта — точка отсчета в оценке событий, фактов, явлений. Только человек, чувствующий добро, способен на бескорыстную отдачу людям всего, чем он богат.
48. Источником духовного богатства для самой поэтессы является ее земля.
Как с ручейков берут начала реки,
Чтоб течь потом в далекие края,
Так доброта и нежность в человеке
Тебе и от тебя, моя земля.
49. Понятие «моя земля» в стихотворениях Людмилы Миланич многозначно. «Моя земля» — это, прежде всего, планета людей (пауза). «Я просто крепко влюблена в лобастый, морщинистый и мудрый шар земной», — признается она.
50. Свое пристрастное отношение к земле — планете она пытается передать своим читателям:
А ты в нее попристальней вглядись,
Мечтая о серебряных планетах,
Узнай сперва единственную, эту,
И первый раз без памяти влюбись.
50 А. В тайге, которой нет конца и края,
Меж азиатским зноем и пургой
Живет она, земля моя родная,
И никакой не нужно мне другой.
Лирическая героиня Миланич — малая частица этой земли, глубоко чувствующая и свое родство, и свое единство с ней: (пауза)
Понимаю движенье реки
И язык облаков понимаю,
И во мне оживают стихи
И, как крылья, меня поднимают.
Но «моя земля» для поэтессы — это, прежде всего, тот единственный и неповторимый уголок, где она родилась и выросла, где пережила тяжелое военное лихолетье. Приметы войны навечно врублены в память ее души.
53.1942 год. Горожане превращают дворы в огороды:
Двор — сплошная гряда –
Зазеленеет скоро.
В ход пойдет лебеда,
Вставшая у заборов.
Полны, врагам назло,
Наших оврагов склоны
Кашкою и пасленом –
Вот как нам повезло!
Есть еще корм подножный,
Так что выдюжить можно.
Так нам пришлось узнать
То, что земля нам — мать.
В стихах Людмилы Ивановны обостренное чувство матери — земли.«Каждой клеточкой», «каждой травинкой» любит она родину (пауза).
Мне каждая травинка здесь знакома,
И есть у встречных имя — земляки.
Я здесь своя, я здесь повсюду дома,
И потому шаги мои легки.
Главным предметом удивления и поклонения в поэзии Людмилы Миланич является природа: (пауза)
Печально, если человек,
Свои отсчитывая годы,
В дожде увидит только воду
И не услышит песню рек, — сокрушается она в стихах и призывает:
Послушай, как звучит молчанье сада,
Как родничок в тиши ночной журчит,
Как дышит где-то речка рядом,
И как, прощаясь, поезд простучит.
Сама поэтесса чутко вслушивается, всматривается в звуки и краски родного края. Светом и свежестью пронизаны ее стихотворения о дальневосточной земле. Они очаровывают земляков своей душевной теплотой, оставляют в сердцах читателей радостное чувство.
Вы видели, как капает капель,
Когда весна себя еще стыдиться?
Далек, почти несбыточен апрель.
Капель, как стайка воробьев, садится
И замерзает молча на кустах.
А ночью ледяные эти ветви
Поют тихонько о весеннем ветре,
Его звенящим продолженьем став!
Прикоснитесь к светлой и доброй поэзии Людмилы Ивановны Миланич. Ее стихи помогут вам осознать себя частью ликующего мира.
Все объяснить не научусь я,
За что, когда, с какого дня
С какой поры, с какого чувства
Входила Родина в меня.
60А. Я богата, ах, как я богата:
Вот родная мне с детства земля,
И — мои дорогие ребята –
Подбегают ко мне тополя.
То-то вымахали большие,
То-то смотрят они свысока.
И летят облаками пушинки,
Чтобы их утвердить на века.
И цветы — словно родинки лета,
И река моя — мой окоем.
И еще ничего не пропето,
Все еще пропоем мы вдвоем.
Дышали теплые деревья,
Качалась темная трава,
Звучали древние поверья,
И пелись первые слова.
А. Всходили солнца, зрели луны…
И захотелось уберечь
Мне каждый день таким же юным,
Такою же понятной речь.
61 Б. Людмила Ивановна спешит «обратить в деянье слово», она и «рубит», и «лепит». И во всем ее творчестве одна первооснова: безграничная любовь к дальневосточной земле.
Над легкими осенними лесами –
Спокойный дождь, а в глубине его,
Рожденная цветастыми листами,
Нас радуга зовет на торжество.
В зеленой тьме травы, из душной влаги —
Огни грибов, как мордочки лисят,
И кленов пламенеющие флаги
Над всей землею празднично висят.
А я — лишь часть ликующего мира,
Пытаюсь это навсегда сберечь.
Пусть сохранит неповторимость мига
Моя душа, переливаясь в речь.
Идет накопление света,
Таится весна до поры.
В сплетеньи напрягшихся веток
Веселые прячет дары.
И — грохнет, и рухнет, и грянет,
На радужных крыльях спеша,
Хорошее время настанет,
Весь мир в разноцветье смешав.
Воскреснут над солнечным ветром
Листва, и цветы, и трава.
Идет накопление света,
И главные зреют слова.