Конспект урока чтения.
(8 класс VIII вид)
Учитель русского языка и чтения
Гусева Галина Николаевна
Тема: Л. Н. Толстой «После бала»
Задачи урока:
образовательные:
продолжить знакомство с произведением Л. Н. Толстого «После бала»;
формировать навыки осознанного, беглого чтения;
формировать умение анализировать текст.
коррекционно-развивающие:
развитие речи посредством изучения новых слов;
развитие творческого воображения при работе с иллюстрацией к тексту;
коррекция образного мышления и расширения поля зрения, посредством словарной работы;
коррекция произвольной памяти и внимания.
воспитательная:
воспитывать мотивацию к чтению;
учить давать характеристику поведению людей;
развивать у учащихся чувства сострадания, сопереживания, толерантности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
учебник «Книга для чтения 8 класс, автор-составитель З.Ф. Малышева; мультимедийная презентация к уроку, проектор
Дидактический (раздаточный) материал:
корректурные пробы Бурдона; карточки для индивидуальной работы, «солнышки», «тучки»
Здоровьесберегающие методики и технологии:
смена динамических поз; физкультминутка; офтальмотренажёр В.Ф. Базарного для профилактики близорукости; технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания
Ход урока.
Организационный момент. Аффирмация. Слайд №1.
— Здравствуйте ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Повторяйте за мной.
«Меня любят, и я нужен. Мои родители меня любят. Мои родители гордятся мной. Я люблю себя. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей. Я умею любить. Я добрый и любящий. Я умею заботиться о себе. Я прощаю всех, кто меня обидел. Я прощаю самого себя. У меня все хорошо».
— Спасибо! Пройдите на свои места и начнём урок.
Речевая разминка. Слайд №2
— Прежде чем мы начнем работать по теме, проведем речевую разминку.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко.
Прочитайте в разговорном темпе, выделяя самые важные слова.
Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя в слова.
— Мы провели речевую разминку и можем начинать работать.
Актуализация знаний. Слайд №3
— Когда так говорили? «Окончен бал, погасли свечи!» (В 18-19 веках балы проходили зажжённых свечах, которые горели в огромных люстрах под потолком. Свечи сгорали, и бал завершался.)
— Как это высказывание подходит к нашему произведению, которое мы читаем?
-Назовите это произведение? Слайд №4
— Назовите автора текста?
Проверка домашнего задания.
Работа с иллюстрацией. Слайд №5
— Посмотрите на слайд. Что изображено на иллюстрации?
— Относится ли иллюстрация к нашему произведению?
— Как мы озаглавили 1 часть рассказа «После бала»? (На балу)
— Передайте содержание 1-й части по иллюстрации (сильный ученик пересказывает текст части).
Индивидуальная работа по карточкам.
— У ребят (индивидуально) на столе лежат карточки. Прочтите текст, остальные слушают и решают о ком идёт речь или кто сказал данные слова? Так же можно посмотреть текст на слайде. Слайд № 6.
«А было то, что был я сильно влюблён. Это была самая моя сильная любовь. Это была Варенька…, — … — Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная.» ((Иван Васильевич, рассказчик).
«…Я видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющие, зарумянившиеся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на неё и любовались ею, любовались и мужчины и женщины…» (Варенька)
« Он … был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками…» (полковник, отец Вареньки)
3. Фронтальная работа.
— Ребята, скажите какое чувство испытывал рассказчик к отцу Вареньки во время бала? Зачитайте в тексте.
— Мы много работали, глазки наши устали. Сейчас поработаем под музыку и понаблюдаем за одной танцовщицей, которая будет танцевать для нас (на конце указки силуэт балерины).
4. Зрительная гимнастика по Базарному. Слайд № 7.
Работа с новым материалом.
— Продолжаем нашу работу.
— Ребята, а как вы думаете, о чём пойдёт речь во 2 части рассказа? (предложения детей)
— Перед тем, как мы узнаем, о чём же на самом деле рассказывается во 2-й части, поработаем с корректурными картами (Приложение 1). У вас на столе карточки с буквами. За одну минуту, посчитайте глазками, сколько раз повторяется буква Б? (5)
К | Л | Ф | В | Ч | Ш | Ц | Я | К | |
И | Э | А | О | Я | У | Б | Е | Ж | Ш |
У | У | Ш | А | Н | Б | Ю | Г | Я | Т |
И | С | С | А | П | И | Л | П | Т | Х |
Х | Д | З | Г | К | Б | О | М | Л | З |
В | Л | Т | Л | Г | Ж | В | Л | К | З |
Г | В | З | Ж | Ж | Г | Д | М | Ж | К |
Д | Ч | Д | Ф | Б | Р | С | К | Л | Ц |
М | Щ | З | Л | В | К | З | Б | Н | Р |
С | Ч | Ф | Т | Ч | Р | Т | Х | Р | Н |
Словарная работа. Слайд №8
— Проведём словарную работу 2-й части рассказа, посмотрите на слайд и объясните слова (масленичная погода, рогожки, извозчик, мазурка, ломовые, шпицрутены). Характеристику последних двух слов найдите в словариках после текста.
— Отдельно разберём такое понятие, как прогонять через строй. Слайд № 9
— Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? (дети описывают)
— Какой вывод можно сделать (прогонять через строй, значит наказывать за провинность, наказывать жестоко).
Знакомство с новой частью текста.
— А сейчас мы узнаем, изменятся ли чувства нашего героя в следующей части рассказа (читают текст хорошо читающие дети).
-Ребята, мы с вами уже хорошо поработали, предлагаю немножко отдохнуть.
3. Физкультминутка. Слайд № 10.
— Выполним упражнения в парах под музыку. Один из вас будет галантным кавалером, другой скромной дамой. Нужно кавалеру движениями пригласить даму на танец, а даме ответить (кавалер делает поклон и предлагает руку, дама опускает голову и приседает в реверансе). Потом дети меняются ролями.
VI. Проверка первичного восприятия текста.
1. Фронтальная работа.
— Какие чувства охватили рассказчика, увидевшего сцену наказания? (подтвердить строками из текста)
— Сравните, каким человеком был полковник на балу, и каким оказался на самом деле.
— Почему угасла любовь Ивана Васильевича?
— Подумайте и скажите, что изменилось при чтении этой части текста? (чувства, настроение)
— А к кому из героев у вас изменились чувства? (полковнику)
2. Работа в парах.
— У вас на столе лежат слова характеризующие полковника на балу и после него. На слайде вы видите таблицу. Слайд № 11.
Портрет полковника.
После бала | |
|
|
— Ваша задача разложить на столе слова в два столбика: слева – каким он был на балу, справа – после него (красивый; бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата; статный; гневный голос; танцевал прекрасно; нежно, мило обхватил дочь руками; радостная улыбка; грозно и злобно нахмурился; твёрдая, подрагивающая походка).
— Проверьте, правильно ли вы распределили, посмотрите на слайд с правильным ответом. Слайд № 12.
Работа в тетрадях.
— В тетрадях начертите таблицу и запишите слова в нужный столбик.
— Мы с вами разобрали вторую часть, как озаглавим её? (предложения детей «После бала», «Сквозь строй»)
Чтение эстафетой.
— А теперь, ребята, почитаем эту часть эстафетой. Будьте очень внимательны.
VII. Итог урока.
— Посмотрите на слайд, прочитайте пословицы и выберите из них, какие будут характеризовать содержание прочитанной части. Слайд № 13.
Силу применять легче, чем разум.
У сильного всегда бессильный виноват.
Всякий человек в деле познаётся.
Быть сильным – хорошо, быть умным – вдвое лучше.
Сила без ума – небольшое богатство.
(дети объясняют свой выбор)
VIII. Домашнее задание. Стр.129-132, пересказ отрывка от 3-го лица; индивидуальное задание – пересказ отрывка наказания солдата (Дима).
IX. Рефлексия. Слайд № 14.
— На партах у вас лежат «солнышки» и «тучки». Если вам было легко и интересно на уроке, поднимите «солнышки» и улыбнитесь, а если – трудно, то «тучки» и тоже улыбнитесь. Я уверена, в следующий раз всё у вас получится.
— Мне было с вами сегодня приятно работать, большое спасибо! Слайд № 15.