Интегрированный урок литературы в 11 классе. Тоталитарный режим 30х годов в СССР и его отражение в литературе 20 века.
(На примере романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита
Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 9» г. Астрахани
Лыкова Алла Александровна
ТИП УРОКА: интегрированный (литература, история)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
— используя главы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и исторические материалы раскрыть особенности политического развития СССР в 30-е гг. Проследить, как политический режим, сложившийся в СССР, отразился на судьбах людей;
— продолжить формирование навыков работы в группах, умение вести дискуссию, умение работать с текстом художественного произведения, дополнительной исторической литературой;
— продолжить патриотическое воспитание школьников, формирование у них активной жизненной позиции; прививать учащимся интерес к истории своей страны.
РЕСУРСЫ: роман «Мастер и Маргарита», иллюстративный материал «Москва в 30-е гг.», медиапроектор, интерактивная доска, диск с фотографиями московских домов, где жил М.А.Булгаков и фотографиями поэтов и писателей, репрессированных в 30-е гг.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЯ: данный урок является обобщающим и интегрированным. За неделю до проведения урока класс делится на 4 группы: литературоведы ( три группы), эксперты-историки ( одна группа). Группам даются задания, результаты выполнения которых должны быть продемонстрированы в ходе урока.
ХОД УРОКА
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ.
— Сегодня наш урок пройдёт в форме общественных слушаний. Проблема, которую мы выносим на обсуждение, звучит так: «Является ли роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» историко-литературным памятником эпохи?»
В 1930-е гг. в СССР сложилась командно-административная система управления, корни которой до сих пор дают о себе знать в экономике, политике и нравственности, в образе жизни и массовом сознании. Цель нашего урока – проследить, как политический режим отразился на судьбах людей. В ходе урока мы заслушаем выступления экспертных групп – экспертов-литературоведов и экспертов-историков – и постараемся ответить на поставленный вопрос.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ.
— Писатели и поэты и раньше нередко в основу своих произведений клали конкретные исторические события. Приведите примеры.
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого и многое другое.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ.
— Когда был написан роман? Дайте краткую историческую справку об эпохе написания романа.
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.
— Роман писался с 1929 по 1940 гг. В эти годы в СССР идёт процесс формирования командно-административной системы управления государством. Политическая власть в стране сосредотачивается в руках ВКП (б), происходит слияние государственных и партийных органов. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. существует система массовых общественных организаций: РКСМ, пионерская организация, профсоюзы, творческие союзы писателей, кинематографистов, художников. В эти годы также оформляется сильный репрессивный аппарат – НКВД. Создаётся культ харизматического вождя И.В.Сталина.
Затем группы начинают отчитываться о проделанной работе.
ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.
— Название первой главы романа –«Никогда не разговаривайте с неизвестными!» Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему автор даёт такое странное название началу своего романа. Попробуем проникнуть в странный волшебно-реальный мир булгаковской Москвы. Докажите, что события, описанные в московских главах, показывают именно 30-е гг. прошлого столетия. Слово предоставляется литературоведам 1-й группы.
1-я ГРУППА. «Москва в 30-е гг. Черты времени».
Вопросы на дом: какие черты 30-х гг. прошлого века вы нашли на страницах романа? Выделите характерные особенности московского быта того времени.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 1-Й ГРУППЫ.(Сопровождаются демонстрацией иллюстративного материала. Даются примерные ответы).
— Слово МАССОЛИТ, придуманное Булгаковым, стоит в одном ряду с такими реальными аббревиатурами как ВАПП или МАПП (Всесоюзная и Московская ассоциации пролетарских писателей), МОДПИК (Московское общество драматических писателей и композиторов) и МАСТКОМДРАМ (Мастерская коммунистической драматургии).
Поэт Бездомный собирается отправить Канта на Соловки, дежурного врача обзывает «вредителем», поэта Рюхина объявляет «типичным кулаком», а Воланда принимает за «шпиона». Его враждебное отношение к Рюхину отражает отношение рапповцев к Маяковскому, причислявших его к «попутчикам». Берлиоз утверждает, что « в нашей стране атеизм никого не удивляет…большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге». Присутствуют в «Мастере и Маргарите» и бытовые приметы конца эпохи нэпа. Так, извозчики на улицах ещё соседствуют с автомобилями.
ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.
В романе реально представлена Москва, её коммунально-бытовой и литературно-театральный мир, так хорошо знакомый Булгакову. Для современников были узнаваемы гонители Мастера – бдительные критики булгаковских пьес, повестей и рассказов.
В конце 1920-х – начале 1930-х гг в СССР развёртывается борьба с классово-враждебными элементами. В 1934 г. был убит С.М.Киров, и волна репрессий стала расти как снежный ком. Стали процветать доносительство и шпиономания. Теперь мы посмотрим, как эти события нашли отражение в романе. Слово предоставляется литературоведам 2-й группы.
2-я ГРУППА. «Шпиономания и доносительство на страницах романа». Вопросы на дом: кто из персонажей романа страдает шпиономанией и занимается доносительством? Как поступки этих персонажей помогают понять реальность происходящих событий?
ВЫСТУПЛЕНИЕ 2-Й ГРУППЫ.
-Иван Бездомный и Берлиоз пытаются сообщить о странном иностранце в правоохранительные органы. «Друг» Мастера Алоизий Могарыч очень хотел «переехать в его комнаты» и потому, «прочитав статью Латунского о романе, написал на него (Мастера) жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу…» В гл.15 один из героев романа говорит: «…можно подбросить анонимное письмо, прокламацию, адскую машину, мало ли что ещё, но четыреста долларов никто не станет подбрасывать». В гл.9 Коровьев говорит по телефону: «Считаю долгом сообщить, что наш председатель жилтоварищества дома номер триста два-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, спекулирует валютой… говорит жилец означенного дома из квартиры № 11, Тимофей Квасцов. Но заклинаю держать втайне моё имя. Опасаюсь мести вышеизложенного председателя». Могут быть приведены и другие примеры.
ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.
-Реальные события того времени нашли отражение в документах НКВД. Так, в декабре 1934 г. был арестован крестьянин Серёгин, житель далёкой тамбовской деревни. Зашедший к нему в кузницу человек сказал: «Слышь, Серёгин, Кирова убили». «Ну и фиг с ним»,- ответил он, никогда в жизни не слышавший фамилии Кирова и уверенный, что речь идёт о драке в соседней деревне. От доносчика эти слова стали известны органам НКВД и легли в досье, заведённое на кузнеца. Через некоторое время Серёгин был осуждён на 10 лет тюрьмы.
Тяжёлые личные, творческие и политические условия, в которых находился Булгаков, работая над романом, нашли отражение в тексте произведения. Предоставляем слово 3-й группе литературоведов.
3-я ГРУППА. «Судьба Мастера и Ивана Бездомного». Вопросы на дом: найдите в романе, при каких обстоятельствах знакомятся Мастер и Иван Бездомный. Кто является прототипом поэта Ивана Бездомного? Как реализуется тема гонений на интеллигенцию на примере судьбы Мастера?
ВЫСТУПЛЕНИЕ 3-Й ГРУППЫ.
— Поэт Иван Бездомный знакомится с Мастером в психиатрической больнице. Иван Николаевич Понырев, пишуший «чудовищные» стихи под псевдонимом Бездомный (в ранних редакциях – Антоша Безродный, Иванушка Попов, Иванушка Безродный), типичен для эпохи, как и его псевдоним, образованный по популярному идеологическому шаблону: Максим Горький (Алексей Пешков), Демьян бедный (Ефим Придворов), Голодный (Эпштейн), Беспощадный (Иванов), Приблудный (Овчаренко) и т.д.В нём видят черты многих лиц: Д.Бедного, А.И.Безыменского и др.
Булгаков не раз обращался в Правительство СССР и лично к И.В.Сталину в письмах, одно из которых датируется 28 марта 1930 г. К тому времени все булгаковские пьесы были запрещены, а проза в советских изданиях более не печаталась. Булгаков подчёркивал, что получает – «несмотря на свои великие усилия СТАТЬ БЕССТРАСТНО НАД КРАСНЫМИ И БЕЛЫМИ – аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР». Для писателя нет ничего хуже творческой смерти, поэтому можно представить, что чувствовал Булгаков, лишившись возможности творить.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ: Почти вся история литературы первой половины двадцатого века может рассматриваться как мартиролог. Многие известные и великие поэты и писатели, критики и драматурги погибли, были отлучены от читателя только потому, что высказывали мысли, не нравившееся новой власти, идущие вразрез с её идеями.
(Зажигается поминальная свеча. Под музыку ученик зачитывает имена репрессированных поэтов и писателей , а остальные ученики кратко говорят об их судьбах)
ЭКСПЕРТ-ИСТОРИК.
-Сказать, что отношения Булгакова с советской властью были прохладными – значит, ничего не сказать. Не будет преувеличением отметить, что в период создания «Мастера и Маргариты» Булгакова травили цензоры. Поэтому в судьбе Мастера прослеживается биография М.А.Булгакова
В СССР по политическим убеждениям подвергались гонениям многие яркие деятели литературы (на интерактивной доске проецируются их фотографии, ученики зажигают поминальные свечи и рассказывают о них).
РЕФЛЕКСИЯ. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ.
-Сегодня у нас с вами состоялся разговор на очень важную и обширную тему. Мы вместе попытались разобраться, является ли роман «Мастер и Маргарита» историко-литературным памятником эпохи. Добились ли мы ожидаемых результатов? Достигли ли поставленных целей? Было ли это занятие для вас интересным и что нового вы узнали?
А теперь мы сформулируем основные признаки того строя, который сложился в СССР:
Господство однопартийной системы, слияние партийного и государственного аппаратов.
Существование системы массовых общественных организаций
Оформление массового репрессивного аппарата
Физическое уничтожение политических оппонентов
Культ харизматического вождя
Идеологическая обработка массового сознания
Нарушение прав человека и отсутствие демократических свобод
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ.
-Вместе с персонажами булгаковского романа мы перелистали страшные страницы истории: массовые репрессии, доносительство, шпиономания, страх перед огромной государственной машиной, не скованной в своих действиях никакими правовыми и нравственными нормами. Булгакову, наверное, лучше, чем кому-либо, удалось передать дух времени, создав настоящий историко-литературный памятник эпохи.
Давайте попробуем по итогам урока написать синквейн.
Примерный синквейн:
Роман.
Мистический, пророческий, загадочный.
Завораживает, заставляет задуматься.
Литературный памятник эпохе.
Шедевр.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: А я в качестве домашнего задания предлагаю вам написать эссе на тему « Что заставляет человека творить добро и зло?»