«Трагедия любви на войне» (на материале исповедальной повести В.П.Астафьева «Звездопад», 10 класс)
Сюжет повести «Звездопад» выстраивается на контрасте понятий «война» и «любовь», потому что между ними идет борьба и временный «верх» войны или любви определяет развитие фабулы. Естественным аналогом любви в повести становится Жизнь.
Цели урока: раскрытие трагедии любви на войне; активизация исследовательской деятельности через анализ жанровых особенностей исповедальной повести «Звездопад».
Задачи:
-постижение нравственных проблем повести В.П.Астафьева «Звездопад»;
-осмысление своеобразия жанра повести «Звездопад»;
-развитие умения анализировать художественный текст.
Оформление: проектор, ноутбук, музыка (песня А.Суркова «Бьется в тесной печурке огонь…»).
Эпиграфом к уроку послужили слова Кайсын Кулиева: «Тот, кто говорит, что на войне забывают про любовь свою, говорит неправду».
Опережающее домашнее задание: фронтальное (прочитать исповедальную повесть В.П. Астафьева «Звездопад»); индивидуальное (подготовить сообщения о жизни и творчестве писателя-фронтовика В.П. Астафьева, мультимедийная презентация «Военная хроника 1941-1945 гг. (2 ученика).
На начальном этапе актуализации опорных знаний ученики вспоминают значения понятий «исповедь», «любовь» и «война», тем самым осуществляется переход к пониманию авторского замысла – показать противоестественную сущность войны, коверкающей судьбы, противопоставив ей светлое чувство любви. Термины учащиеся записывают в свои тетради, точные определения понятий появятся лишь к концу урока.
Слово учителя: Религиозная исповедь положила начало исповеди как литературному феномену. Впервые исповедь как литературный жанр проявила себя в «Исповеди» Августина Блаженного, одного из наиболее почитаемых отцов церкви. Наиболее яркие примеры исповедальных произведений: «Рене» Ф. Шатобриана, «Адольф» Б. Констана, «Мцыри» М. Лермонтова, «Исповедь» Л.Н. Толстого.
Следующий этап работы — своеобразие жанра исповедальной повести «Звездопад».
От какого лица ведется повествование?
Ответ на этот вопрос направляет на разговор о жанре произведения – исповедальная повесть.
Повествование ведется от лица немолодого уже, зрелого человека, который спустя многие годы заглянул в свое прошлое и увидел в нем сквозь кровавые военные картины блики первой любви, самой чистой, беззаветной, незабываемой.
На этапе конкретизации заданий проводим беседу о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…
Это нужно – не мертвым! Это нужно – живым!
Р.Рождественский.
Слово учителя: Понимание этой простой истины стало побудительным мотивом для поколения писателей, прошедших ВОВ, вновь и вновь возвращаться к событиям недалекого прошлого. В.П. Астафьев написал свою повесть «Звездопад» спустя 15 лет после войны, в этой повести выдумки нет, а есть подлинные факты, извлеченные из растревоженной памяти ушедших лет.
Запись в тетрадях: Основные черты астафьевского стиля – постоянное стремление к широким лирико-философским обобщениям, автобиографичность, склонность к натурализму, авторский максимализм, разоблачительный пафос, ирония. Проза Астафьева – это всегда размышление о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе и его нравственных устоях, о народном русском характере….
В каких моментах проявляется автобиографичность произведения?
Опираясь на художественный текст и конспект по биографии писателя, учащиеся составляют сравнительную таблицу автора и главного героя повести:
Михаил | |
Сибиряк | Сибиряк |
Воспитывался в детском доме | Воспитывался в детском доме |
Участвовал в войне 1941-1945 гг | Участвовал в войне 1941-1945 гг |
Учился на составителя поездов | Учился на составителя поездов |
Ребята приходят к выводу, что, возможно, описываемые события действительно произошли с самим автором, что это исповедь самого В.П. Астафьева.
Далее подготовленные ученики сообщают информацию о В.П. Астафьеве (во время выступлений демонстрируются слайды презентации «Война 1941-1945 гг»).
О писателе-фронтовике В.П.Астафьеве:
Виктор Астафьев принадлежит к тому трагическому поколению людей, которое встретилось с войной в семнадцать-восемнадцать лет и понесло самые большие потери на фронтах Великой Отечественной. Вот почему военная тема стала болью В. Астафьева и других писателей — его ровесников (Ю. Бондарева, Г. Бакланова, Е. Носова и др.). В художественном мире В. Астафьева два смысловых центра — деревня и война.
Писатель прошел тяжелую жизненную школу: пережил голодное деревенское детство, раннее сиротство, пребывание в детском доме, школе фабрично-заводского обучения, был составителем поездов, воевал на фронте, имеет ранения. Демобилизовался в 1945-м. Был ему тогда 21 год: ни среднего образования, ни профессии, ни здоровья. Мечтал об институте, но нужно было кормить семью.
О лирической прозе В.Астафьева 60-х гг.:
В 1959 — 61 выходят в свет повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», принесшие Астафьеву широкую известность и обозначившие ведущие темы его творчества: детство, природа и человек, война и любовь. Проявилась и принадлежность Астафьева к «лирической прозе» 60-х гг., со свойственной ей исповедальностью и автобиографичностью, а также связь с традициями натурфилософской прозы И. Тургенева, С. Аксакова, К. Паустовского, М. Пришвина.
С появлением в 60-х гг. рассказов, составивших первую книгу повествований «Последний поклон», критики начинают относить творчество Астафьева к «деревенской прозе». Как отмечают в советском и зарубежном литературоведении, Астафьев «принадлежит к школе критического реализма в русской литературе… утверждает интуитивную, нерациональную связь человека с природным миром и отмечает нравственные и духовные потери, происходящие в случае разрыва этой связи».
Многие критики отмечали продолжение традиций Ф. Достоевского в разработке «вечной темы» русской литературы — «преступление и наказание» — в повести Астафьева «Кража» (1961 — 65), открывшей еще одно проблемно-тематическое направление в творчестве писателя. На локальном материале о судьбе советских сирот в заполярном детдоме в 1939, в период сталинских репрессий, поставлен вопрос о милосердии и сострадании к униженным и оскорбленным, о том, какой должна быть подлинно партийная власть в России.
О военной прозе В. Астафьева:
В исповедальной повести «Звездопад» (1960 — 72), современной пасторали «Пастух и пастушка» (1989) в полной мере проявились связь «деревенской прозы» с военной, а также сугубо нравственный аспект в разработке Астафьевым военной темы. Усилия героев Астафьева направлены не только на победу над врагом, но и на победу над разрушительным воздействием войны в собственных душах. Действующими лицами становятся «антагонистические» силы — любовь и война, а «пядь земли» вбирает огромные фронтовые пространства.
Война и любовь, страшное и прекрасное… Война стала проверкой человеческих чувств, не было ни одного из них, которое бы не обнажила война.
Следующий этап урока — работа в группах.
Группа 1.Образ любви в повести.
Как рождается любовь Миши Ерофеева? От какого лица ведется повествование? (Какова завязка повести?)
Повествование ведет взрослый человек, он вспоминает про свою молодость, свою первую любовь. Любовь Миши зарождается в военном госпитале, при свете керосиновой лампы: “Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказала бабушка. Любовь моя родилась при свете лампы в госпитале. Об этом я расскажу сам”.
Опишите любовь главных героев в суровые годы войны.
Центральное место в повести занимает любовь. Солдату необходимо высокое чувство, вера в то, что его ждут. Не хватало этого чувства и Борису. Да, он защищал Родину, боролся за ее освобождение, за спокойную и счастливую жизнь русского народа. Но подсознательно он чувствовал необходимость сильной, бескорыстной женской любви. Не каждому человеку выпадает в жизни такое чувство. Но Борис заслужил его своей отвагой, верностью родной земле и силой воли, ведь нет ничего страшней, чем привыкнуть к смерти.
История любви девятнадцатилетнего солдата к палатной сестрице одного из тыловых госпиталей. Ни батальных сражений, ни панорамных описаний, — практически ничего из обычного арсенала военной прозы того времени. Война в повести выступает как фон, необходимый для наибольшей достоверности воскрешения состояния героя, пришедшей к нему любви.
Найдите в тексте описания звездного неба. Вы уже знаете, что этот художественный прием, когда чувствам героев созвучно состояние окружающей природы, называется психологическим параллелизмом. Отметьте метафоры, метафорические эпитеты, олицетворения в описании звездного неба.
Описание звездного неба: «Ночь была ясная и звездная. В городе лишь кое-где тускло светились окна, но и они гасли одно за другим…», «В яркие ночи, когда по небу хлещет сплошной звездопад, я люблю бывать один в лесу, смотрю, как звезды вспыхивают, кроят, высвечивают небо и улетают куда-то. Говорят, что многие из них давно погасли, погасли еще задолго до того, как мы родились, но свет их все еще идет к нам, все еще сияет нам».
Когда герои признаются в любви друг другу?
— Герои повести признаются в любви только в конце произведения: «…Лида припала к моему уху и украдчиво выдохнула:
— Их либе дих!
Я плохо учился по немецкому языку и без шрагалок не отвечал, но, что значит слово «либе», все-таки знал, — и растерялся.
И тогда Лида встала передо мной и отчеканила:
— Их либе дих! Балбес ты этакий!
Она повернулась и убежала из палаты… Она сидела на подоконнике, уткнувшись в косяк. Я стащил ее с подоконника и с запоздалой покаянностью твердил…
— Я тоже либе. Я тоже их либе… еще тогда… когда ты у лампы…
Она зарылась мокрым носом в мою рубашку:
— Так что же ты молчал столько месяцев?».
Почему любовь героев не состоялась? Забыл ли герой рассказа свою любовь?
Первую любовь герой преодолел под воздействием войны, но война не смогла убить в человеке способность любить. Свидетельство тому — надежда на встречу с Лидой, надежда, не уничтоженная войной и годами разлуки; светлая и счастливо-благодарная память о первой любви героя: «Ну, вот и точка. Больше я никогда не видел Лиду наяву, и больше мне нечего рассказать о своей любви. В книгах часто случаются нечаянные встречи, а у меня и этого не было».
Группа 2.Образ войны в повести.
Как показана война в повести? Опишите незримые признаки войны в госпитале.
В повести нет ни одного описания военных действий. Написанное спустя пятнадцать лет после войны, произведение представляет собой некий итог размышлений автора о тех событиях. Астафьев здесь воздерживается от рассказов о боях, героических подвигах, великих бедствиях народа. История как будто совершенно будничная. Мы читаем о далеком от комфорта, но все же не лишенном приятных моментов быте обитателей госпиталя, о том, как они стараются «урвать», «ухватить» все возможные преимущества пребывания в больнице. Однако автор не позволяет нам ни на секунду усомниться в готовности этих солдат встать под ружье, как только это станет для них возможно.
Какие люди окружали Михаила в госпитале?
Главного героя повести в госпитале окружают разные люди: это и старшина Гусаков, командир полковой разведки, и бывший командир минометного расчета Рюрик Ветров, и Азербайджанец Коля, и старший сержант Шестопалов – «травило так травило!», и черноглазенькая, быстроногая Капа из электрокабинета, и пышная, чистенькая сетра Паня,и главный врач агния Васильевна «как сухонький, маленький полководец Суворов, только без шпаги».
Каким предстает русский солдат в повести?
Лейтенант Борис Костяев не только солдат с ног до головы, но и солдат в душе, до конца был уверен в победе и своей готовности погибнуть ради нее.
В какой тональности рисует автор последнее свидание влюбленных – уже на пересылке?
На пересылке, когда Лида пришла на свидание к Мише, она была все такой же, какой была всегда: «Она (Лида) была все в том же желтеньком беретике, все с той же желтенькой лисой, вся такая же большеглазая, хрупкая с виду девчонка».
А Миша уже был другим: «Она рванулась ко мне навстречу, и я рванулся было к ней, но вдруг увидел себя чьими-то чужими, безжалостными глазами, в латаных штанах, в огромных, расшлепанных ботинках, в обмотках, в ветхой гимнастерке, безволосого, худого.
Я остановился, и, когда Лида подошла и не подала мне руки, а лишь испуганно глядела на меня, спросил, стиснув зубы:
— Зачем ты пришла?».
Момент последней встречи на пересылке дан автором в угнетающих тонах, чувство такое, как будто умудренный жизнью художник горюет о том, что так и не сумел соединить судьбы своих героев, и ему до слез жалко их: «Она послушно пошла от меня, по-старушечьи ссутулившись. Своими яркими глазищами, в которых стояла мука, она позвала меня». «Но я солдат, нестроевой службы, остриженный, как и все солдаты, наголо, и сказки нет больше, сказка кончилась. Не время сейчас для сказок», «Я залез на нары, глухо укрылся шинелью и плакал молчком до тех пор, пока были слезы. Потом я лежал просто так, обессиленный слезами, и впервые в жизни узнал, как может болеть у человека сердце».
Роль природы в произведении.
Астафьев часто обращается к пейзажам. Они разрушают тягостное впечатление от повести, побуждают не только героев, но и читателя поверить в доброе мирное будущее. Красота природы, слияние с ней дают силы для существования. Природа — источник энергии и успокоения.
Группа 3.Образ Миши Ерофеева.
Что можем сказать о главном герое повести? Каков он?
Главным героем повести является Борис Костяев — командир взвода. Борис — молодой человек девятнадцати лет, родившийся в семье сельского учителя. Внешность у него привлекательная: высокий худощавый блондин. С товарищами строг, в бою — решителен и порой безрассуден. Зачастую без надобности вылезал из окопа, кричал «Ура», рвался в бой, под пули, рискуя жизнью, в то время как бывалые солдаты выжидали.
В «Звездопаде» Астафьев, как никогда до этого и после, отделён от воздействия времени, его проблем, мотивов. Как и в «Стародубе», здесь использован приём “свёртывания” пространственно-временных обозначений: война — госпитальная палата — наркозное забытьё. Мир героя замкнут и равновелик самому себе. При всей видимости трагизма положения, вызванного войной, в повести господствуют потоки радостной, жизнеутверждающей энергии. Связано это, прежде всего, с “непреднамеренностью” как свойством текста, естественностью и органичностью изложения, а не оценивающего сознания, с отсутствием целеполагающего вектора.
Как вы думаете, почему Астафьев широко пользуется приемом внутреннего монолога? Приведите примеры внутреннего монолога?
Наиболее испытанным средством выявления душевных тайн у Астафьева является внутренний монолог. Как правило, он восходит к исповеди, к внутренним раздумьям героя. Нередко “беседа” персонажа с самим собой или с воображаемым собеседником отличается сложным противоречивым содержанием. Показателен в этом отношении монолог Миши в госпитале: «Что я буду делать после госпиталя? Как жить? У меня единственная профессия – составитель поездов и семь классов образования. Чтобы работать составителем, нужны обе руки. А, наплевать! Не один я такой! Не пропаду! Не так страшен черт…».
Прием внутреннего монолога используется для того, чтобы эмоциональнее передать внутренние переживания героев.
Что, по вашему мнению, становится кульминацией романа? Расскажите о поведении героя во время паники?
Кульминацией романа становится эпизод новогоднего концерта, когда из-за громкой музыки начинается припадок у одного нервнобольного: «Свечи погасли. Коридор провалился в темноту. Раненые бросились бежать. Крик, стон, вой… Видимо, опыт разведчика подсказал мне, как надо действовать в этой обстановке. Я схватил Лиду, прижал к стене, загородил собой и кричал ей: Стой! Изувечат! Стой, говорю!». С этого момента герои сближаются: «…, но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. После этой «битвы» отношения между мной и Лидой сделались такими, что мы вовсе перестали избегать друг друга и таиться».
Какими видят наши герои друг друга, когда Михаил пришел в гости к Лиде?
Когда Миша пришел в гости в дом Лиды, она спала: «Я поставил стул и сел подле кровати. Сидел и смотрел, как ровно и глубоко дышит Лида, как легко пошевеливается одеяло на ее груди и как бесшабашно раскинулись ее волосы по пухлой подушке. Я привык видеть Лиду в белой косынке и не знал, что у нее такие пенистые волосы. Они были действительно мягкие, невесомые, как пена».
Как раскрывается характер Михаила во время разговора с матерью Лиды? Какая нравственная проблема стоит перед Михаилом?
Слова Лидиной мамы запали Мише глубоко в душу: «забивая душевную смуту, эту, насквозь меня пронзившую после разговора с Лидиной матерью, горесть, даже не горесть, а недомогание какое-то, боль, еще не изведанную мной, точнее, не похожую на те боли, которые я изведал от ран, ушибов и тому подобных пустяков. Я вспоминал, мучительно вспоминал название этому и вспомнил – страдание!», возможно, он не искал Лиду после войны именно из-за этих правдиво-горьких слов: «Не ко времени это все у вас, Михаил! Еще неделя, ну, месяц, а потом что? Потом-то что? Разлука, слезы, горе!.. Предположим, любви без этого не бывает. Но ведь и горе горю рознь. Допустим, вы сохранитесь. Допустим, вас изувечат еще раз, и не сильно изувечат, и вы вернетесь. И что?.. Какое у вас образование? Лидка тоже еще на перепутье. Институт даже не кончила. В общем, Михаил, будьте взрослым. Сделайте так, чтобы ваши отношения не зашли далеко».
Вас покорил главный герой? Если да, то чем?
Юношеским жизнелюбием, стремлением познать жизнь, чистотой души, ответственностью и преданностью своему слову.
Группа 4. Образ медсестры Лиды.
Лида – это молодая медсестра, в которую влюбляется Миша с первого взгляда: «Возле лампы спиной ко мне сидела девушка и читала книгу. Она в белом халате, поверх воротничка вроде бы темнела косынка. Волосы вытекали из-под белого платка на ее остренькие плечи… Мне было до жалости приятно смотреть на нее и хотелось плакать…».
Как рисует автор медсестру Лиду?
Составьте устный портрет Лиды. Приведите примеры из текста.
Портрет Лиды: «И тут я увидел ее темные глаза с ослепительно яркими белками, разлетевшиеся на стороны брови, изогнутые ресницы, слегка припухлую, нравную губу, тоненькую шею… И еще на девушке была кофточка, тоже завязанная черной тесемочкой…». «Один передний зуб у нее чуть сломлен наискось, и меня он особенно умилял».
Какой видит Лиду Михаил? Как развиваются их отношения?
В чем нравственная сила медсестры Лиды?
Нравственная сила Лиды отражается в следующих моментах: в готовности придти на помощь в любой момент «она сидела вполоборота, готовая прийти в любую секунду…», «Лида положила ладонь на лоб танкиста, и он сморился, обмяк под ее ладонью. Я-то знаю, помню прикосновение этой ладони! Лучше всякой процедуры. Может, даже лучше всякого лекарства эта маленькая прохладная ладонь», «…откуда-то издалека донесся убаюкивающий голос Лиды: — Родненький, спи! Родненький, спи…», «улыбалась усталой и доброй улыбкой», «Душонка у нее – распашонка. Она уж если… все отдаст».
Чему может научиться современная девушка у Лиды? Какие слова-эпитеты можно подобрать к образу Лиды?
Добрая, наивная, по матерински ласковая, женственная, сострадательная, беспомощная, жизнерадостная, и в то же время ловкая, «глазастая», бесшабашная, ответственная.
После пересылки герои еще встретились? Объясните, почему?
Нет, но Михаил все еще надеется на эту встречу. Встретиться с Лидой Михаилу помешали слова мамы Лиды, такое поведение молодого лейтенанта характеризует его как человека ответственного, высоконравственного.
Защита работ групп.
На заключительном этапе ученики записывают определения понятий «исповедь», «любовь», «война»:
— исповедь — в литературоведении под исповедью понимается произведение, в котором повествование ведется от первого лица, причем рассказчик (сам автор или его герой) впускает читателя в самые сокровенные глубины собственной духовной жизни, стремясь понять конечные истины о себе, своем поколении;
— любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности;
— война – вооруженная борьба между государствами, людьми.
Произведения о ВОВ – это правда жизни, которая заставляет задуматься о многом: о времени и о себе, о подлинных и мнимых ценностях, о войне и мире.
Какие мысли и чувства вызвало у вас произведение?
Тревогу, жалость к главным героям и чувство безысходности от действительности.
Ученики определяют особенности повести «Звездопад», исходя из жанровой специфики, и записывают их в тетрадях; называют черты человеческого характера, которые превозносил писатель в своих произведениях: правдивость, смелость, трудолюбие, готовность помочь нуждающемуся, доброе уважительное отношение к старшим, обдуманность поступков; а также черты, и пороки, которые порицал автор: лживость, трусость, хитрость, невежество, лень, неуважение родителей.
Астафьева, прежде всего, интересует внутренний мир героев, их душевные переживания в трудный, драматический период жизни.
Повесть В. Астафьева относится к, так называемой, «лейтенантской прозе», которая заявила о себе во времена «хрущевской оттепели» ярко выраженной натурфилософской темой подачи военных событий. Критики даже упрекали их в намеренной дегероизации, в очернительстве подвигов русских солдат.
Подводя итог ко всему сказанному школьниками, и одновременно реализуя воспитательные задачи урока, акцентируем внимание учащихся на том, что, не смотря ни на что, любовь на войне возможна.
Домашняя работа. Продумать план эссе на тему «Любовь и война».