Конспект урока по Литературе «Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница»» 10 класс



Автор:

Киреева Елена Васильевна



Место работы:

Колледж Северо-Казахстанского университета, Казахстан, г. Петропавловск



Должность:

Учитель русского языка и литературы
































Урок русской литературы в 10 классе.


Тема: Трагическая острота конфликта в драме А.Н. Островского «Бесприданница».

Цель: знакомство с биографией А. Н. Островского, выявление основных этапов его творчества, определение ключевых тем драматургии, определение конфликта в драме «Бесприданница».

Задачи:

1) образовательная: расширить знания учащихся о русской драматургии и русском театре второй половины 19 века, выявить новаторство драматургии А. Островского;

2) развивающая: продолжить формирование творческих способностей учащихся, систематизирование знаний о писателях 19 века;

3) воспитательная: воспитывать любовь к литературе, искусству, формировать нравственные идеалы учащихся.


Ход занятия.

1.Организационный момент.

2. Проверка знаний.

Характеристика периода русской литературы 60-90-х годов 19 века.

Продолжите предложения письменно.

    1. Перечислите литературные направления 60-90-х годов 19 века.

    2. К какому из направлений примыкали Достоевский, Страхов, Григорьев?

    3. В журнале «Русская беседа» печатались…(направление)

    4. Отстаивали традиции «чистого искусства», обращенного к «вечным» вопросам (направление).

    5. Отрицали реформы Петра I (указать направление).

    6. Художественный метод в искусстве литературы, царивший в 60-90егоды 19в.

Ответы:

  1. Славянофилы, западники, почвенники, революционеры-демократы.

  2. Почвенники.

  3. Славянофилы.

  4. Западники.

  5. Славянофилы.

  6. Реализм.

3. Изучение нового материала.

3.1. Знакомство с биографией писателя.

Русская драматургия никогда не была бы столь яркой и выразительной, не будь Александра Николаевича Островского. Его талант изменил жизнь русского театра.

В 1821г отец будущего драматурга переехал в Замоскворечье, которое было одним из живописнейших мест в Москве. Жители Замоскворечья из двора могли видеть Кремль, слышать колокольный звон. Это место, где сосредоточились культурные традиции России, оно вдохновляло русских художников и писателей.

В 12 лет Островский поступил в Первую московскую гимназию, по окончании которой в 1840г был зачислен на юридический факультет Московского университета. Отец настаивал, чтобы А.Н.О. наследовал профессию юриста.

После университета А.Н. работал в суде, но уже во время этой работы стал заниматься литературой и пробовать свои силы в написании пьес.

1847 г будет «самым памятным» днем в его жизни. В доме профессора русской словесности Шевырева среди всей литературной элиты Островский прочел пьесу «Картина семейного счастья». После прочтения в зале раздались аплодисменты, а Шевырев воскликнул: «Поздравляю вас, господа, с новым светилом в отечественной литературе!» С тех пор Островский стал направлять все усилия в русло литературы.

3.2. Русский театр времен Островского.

Приход Островского в литературу ознаменовался кардинальными переменами в театральной жизни. Он буквально завладел сценой. Являясь одновременно писателем и режиссером, Островский стал иначе подавать пьесы. Со сцены постепенно исчезал фарс, наигранность, отчужденность, а на смену пришли натуральность, под внешней простотой скрывалась глубина мысли.

Для Островского театр – «храм искусства». «Моя задача – служить русскому драматическому искусству». Он пытался создать образцовый русский театр. В Москве в Малом театре он чувствовал себя как дома, сам создавал актерскую труппу.

В 1886 г Островский, как всегда работая, вдруг вскрикнул: «Ах, как мне дурно!». Испуганная дочь побежала за водой и вдруг услышала, как он упал. Через несколько секунд он затих. Скончался от сильного припадка грудной жабы.

3.3. Художественный мир драмы «Бесприданница».

Анализ драмы всегда начинается с анализа афиши. Драматурги часто используют прием говорящих фамилий.

Огудалова Харита Игнатьевна (от огудать – обольстить, обмануть, надуть, провести; огудала – плут, мошенник).

Кнуров Мокий Пармёныч (от кнур – боров, кабан, свиной самец).

Паратов (для охотников паратый – сильный, хищный зверь).

Юлий Капитоныч Карандышев (гротеск в имени: имя римского императора и обыденное, прозаическое отчество. По словарю Даля «карандыш» – коротышка, недоросток).

Лариса (=чайка-одинокая).

Действие происходит на Волге. Узлы действия завязаны задолго до начала пьесы, за счет этого пространство пьесы расширяется.


время до начала пьесы точка отсчета времени

Любовь к униженное согласие Появление Званый Побег Убийство

Паратову положение стать Паратова обед у Ларисы Ларисы

беспридан- женой Каран- с Пара-

ницы в Каранды- дышева товым

доме шева


Конфликты пьесы:

  1. любовный – стремление преодолеть Ларисой любовь к Паратову;

  2. социальный – бесправие бесприданницы, стремление распоряжаться ею, как вещью;

  3. внутренний (главный) – Лариса стоит на распутье: защищать свое достоинство и выйти замуж за нелюбимого Карандышева или поддаться искушению страстной любви к Паратову.

Весь драматизм пьесы – в переживаниях Ларисы.


4. Итог занятия.

Сформулируйте особенности драматургии А. Островского.


Дз. выписать из текста реплики героев, раскрывающие содержание внутреннего конфликта Ларисы.



Свежие документы:  Сочинение на тему "Молодая гвардия А. Фадеева"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: