Конспект урока по Литературе «Цветы как значимая деталь в раскрытии образов в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна» 11 класс

Разводова Татьяна Николаевна.

МБОУ гимназия г. Гурьевска Калининградской области.

Учитель русского языка и литературы




Урок-исследование по теме «Цветы как значимая деталь в раскрытии образов в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна» (2 часа) в 11 гуманитарном классе.





Цели урока:

  • в процессе анализа произведений показать, что Куприн и Бунин – мастера, для которых важна каждая деталь, каждое слово;

  • продолжить обучение глубокому, всестороннему анализу произведений великих мастеров;

  • развивать наблюдательность, оригинальность мышления;

  • Воспитывать вдумчивого, внимательного читателя.



Организация деятельности учащихся накануне урока. В классе 22 учащихся, которые организованы в группы (по 4-5 человек в каждой). Каждой группе (1 группа – роза, 2 группа – мак, 3 группа – фиалка, 4 группа – боярышник, 5 группа – подснежник) дано задание: перечитать указанные произведения, внимательно изучить легенды о цветах, выбрав из них самое важное, значимое, оформить записи и иллюстрации на слайдах.


На первом уроке учащиеся анализируют указанные произведения с позиции смысловой нагрузки легенд о цветах. На втором уроке защищают свои малые исследовательские работы.


Ход урока.



1. Вступительное слово учителя.


Произведения А.И. Куприна и И.А. Бунина в большинстве своём посвящены любви. У каждого писателя свой неповторимый стиль в описании этого великого чувства. Бунин исследует, буквально анатомирует чувства человека. У Куприна – любовь, даже если, казалось бы, происходит в реальном мире, сродни красивой сказке, легенде.

Куприн и Бунин – великие мастера, для которых важна каждая деталь, каждое слово. А у любви есть свои спутники: красота, музыка, цветы. Достаточно подробно исследована такая художественная деталь, как музыка в повести Куприна «Гранатовый браслет».

Но в литературоведении совсем не представлена такая художественная деталь, как цветы.

В статье «Ландыш» книги Сергея Красикова «Легенды о цветах и самоцветах» сказано, что, например ландыш, являлся любимым цветком Софьи Ковалевской, Александра Куприна, Леси Украинки и Валерия Брюсова. Не могли Куприн и Бунин – великие мастера слова совершенно наобум вкраплять художественные детали в повествование, не зная легенд о цветах. Ярким примером может служить рассказ Бунина «Роза Иерихона», о котором будет рассказано в одной из глав.

Но ведь не только для красоты украшены волосы героинь Куприна Олеси и Суламифь цветами? Можно было бы не обратить внимания на такую деталь, если бы не некоторое историческое несоответствие. Древнееврейские девушки не украшали свои волосы цветами, они повязывали голову голубой лентой – символом невинности и чистоты.

Почему герой рассказа «Натали» Мещерский поднимает розу, упавшую из волос Сони и прячет в стол, в котором роза засыхает. Засохшая роза значима для романтически настроенного влюблённого. Соня никак не олицетворяет образ утончённой, возвышенной девушки, достойной того, чтобы в память о ней хранили розу. Да и Мещерский до встречи с Соней решил , «что настало время быть , как все, нарушить свою чистоту, искать любви без романтики».

Почему у героинь Бунина (рассказ «Ида») и Куприна (рассказ «Фиалки») глаза фиалкового цвета. Ведь фиалковый – значит фиолетовый. Так цвет глаз не принято называть. Принято говорить: синий, васильковый, что значит ярко-синий.

На эти и многие другие вопросы мы и постараемся ответить сегодня на уроке.

2. Работа в группах.


Вопросы для исследования 1-й группе (роза):


  • Как звучит мысль о возрождении любви в рассказе И. Бунина «Роза Иерихона»?

  • Случайно ли в рассказе «Натали» появляется, казалось бы, незначительная деталь — роза в волосах Сони? Как вы думаете, нет ли связующих нитей между рассказом «Роза Иерихона» и рассказом «Натали»?

  • Случайно ли автор в начале повествования упоминает о розах измельчавших, редких, точно выродившихся, а в конце повествования Вера Николаевна кладёт Желткову под голову розу большую, красную?



Исследования, представленные группой.

Главные мысли, представленные в легенде о розе : «Нет цветов красивее и благоуханнее, чем роза.

Роза была и остаётся царицей цветов, является эмблемой поклонения и пламенной любви, хотя цветение её недолговечно.

В древности индусы связывали с розой любовь, радость, тайну и тишину. Это последнее значение и стало наиболее устойчивым.

По христианской мифологии роза воплощает в себе милосердие, милость, всепрощение, божественную любовь, мученичество и победу.

В представлении магометан, розовая вода обладала священной очистительной силой, восстанавливающей оскверненные святыни.

Римляне верили, что роза вселяет в сердца мужество.

В домах часто вешали над столом веточку розы, как символ того, что произнесённое под розой навсегда останется в тайне. С тех пор бытует выражение «суб роза диктум» — я сказал тебе под розой, то есть под большим секретом. Следовательно, сказанное должно оставаться тайной.

Не только в Греции, в Риме, но и в Китае розу часто считали цветком загробного царства.

Розы на могиле мучеников наводили на мысль об идее воскрешения».

«В знак веры в жизнь вечную, в воскресение из мёртвых, клали на Востоке в древности Розу Иерихона в гроба, в могилы», — так начинается рассказ Ивана Бунина «Роза Иерихона».

Писатель повествует, что роза — это клубок сухих, колючих стеблей подобных перекати–полю. Есть предание, что назвал её так сам преподобный Савва, избравший для своей обители страшную долину Огненную, нагую мёртвую теснину в пустыне Иудейской.


Сорванный и унесённый странником за тысячи вёрст от своей родины, он годы может лежать сухим, серым, мёртвым. Но, будучи положен в воду, тотчас начинает распускаться, давать мелкие листочки и розовый цвет. И бедное человеческое сердце радуется: нет в мире смерти, нет гибели тому, что было, чем жил когда – то! «Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память!»


В рассказе Ивана Бунина «Натали» есть, казалось бы, несущественная художественная деталь – роза в волосах Сони.

В рассказе молодой студент Мещерский, выросший в строгой дворянской семье, мечтающий о любви, «был ещё чист душой и телом». Но однажды летом он решил «нарушить свою чистоту, искать любви без романтики». Он приезжает в дом своего дяди, и с Соней у него как раз и складываются отношения «без романтики». Поначалу Мещерский очень «дивился и радовался… удаче своих любовных надежд». Соня тоже приняла эту любовь без романтики, объяснив просто: «Мне уже двадцать первый год, а выйти куда-нибудь замуж на сторону я не могу: с кем же останется папа?»

Однажды Соня теряет розу, которая была у неё в волосах. «Роза валялась на полу. Я спрятал её в стол, и к вечеру её тёмно – красный бархат стал вялым и лиловым». Дальше о розе в рассказе нет ни слова. Но случаен ли этот эпизод в рассказе? Случайно ли пояснение автора о том, что роза засохла?

В начале рассказа герой настроен на любовь без романтики. Но здесь же в семье Черкасовых он встречает Натали и не сразу понимает, что к нему приходит настоящая любовь. «В первый раз я видел Натали на другой день утром только мельком: она вдруг вскочила из прихожей в столовую, глянула, — была ещё не причёсана и в одной лёгкой распашонке из чего-то оранжевого, — и, сверкнув этим оранжевым, золотистой яркостью волос и чёрными глазами исчезла».

Их отношения с Натали складываются трагически. Натали не прощает встреч с Соней. Они расстаются. У каждого жизнь складывается по-своему. Но судьбе угодно было после многих потрясений соединить их ненадолго вновь. И хотя рассказ заканчивается гибелью Натали (она умирает от родов), у читателя остаётся чувство восхищения силой любви Натали И Мещерского. «Разве бывает несчастная любовь?» — задаёт вопрос героиня. – Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?»

Когда-то засохшая роза — символ засохших чувств нашего героя, — как роза, помещённая «в живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности» дала ростки.






Крамской. Лунная ночь.


Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» начинается с описания сада на даче Шеиных:

«Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще

давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся».


В конце повести Вера Николаевна Шеина приносит Желткову красную розу «и сейчас же вынула из маленького бокового кармана кофточки большую красную розу, подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой рукой положила ему под шею цветок».



А. Иткин. Иллюстрации к повести

А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Случайно ли автор в начале повествования упоминает о розах измельчавших, редких, точно выродившихся, а в конце повествования Вера Николаевна приносит Желткову розу большую, красную?

Как развивались события в повести?

Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет длиться безответная любовь. Письма влюблённого служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат – Тугановских. Не воспринимает их всерьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюблённым подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования брата княгини. Он готов уничтожить «плебея», осмелившегося оказать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие люди считают телеграфиста ненормальным. Разделяет их чувства Вера Николаевна. Но в конце повести после трагической гибели Желткова для неё открывается совершенно иная истина.

В начале повествования Веры Николаевны Шеиной приглушена способность к состраданию. Мы видим женщину с ленивым и холодным сердцем. Её даже не интересует море: «когда привыкну к нему, оно начинает давить меня своей плоской пустотой… Я скучаю, глядя на него, и уже стараюсь больше не смотреть. Надоедает». Именно равнодушие не позволит ей предположить, что бедный телеграфист благороден, самоотвержен, может иметь чувство собственного достоинства.

Но последующие события заставили её изменить свои взгляды. В конце повествования она потрясена силой чувств влюблённого в неё Желткова.

Большая красная роза, которую приносит с собой Вера Николаевна и кладёт под голову мёртвого Желткова, — это символ её прощения, её восхищения силой его любви и признание его победы. А ещё знак того, что произнесённое под розой навсегда останется в тайне. Навсегда остались в тайне для родных Веры слова, произнесённые ею мысленно: «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё».

В конце повести Вера Николаевна уже совсем другой человек. Она преображается, не скрывает своих чувств:

«Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала».

«Вера, с глазами, блестящими от слёз, беспокойно, взволнованно стала целовать ей (Жени Рейтер) лицо, губы, глаза и говорила:

— Нет, нет, — он меня простил теперь. Всё хорошо».






Вопросы для исследования, представленные 2-й группе (мак):

* Как вы считаете, кто является главным героем (героиней) повести А.И. Куприна «Суламифь»?

* Случаен ли мак в волосах героини? Ведь древнееврейские девушки не украшали волосы цветами, а повязывали голубой лентой – символом невинности и чистоты?

* Почему умирает Суламифь?



Исследования, представленные группой.




В легенде о маке рассказывается, что когда на земле появились первые люди, природа позаботилась о том, чтобы они не только охотились, промышляли и хорошо работали, но и спокойно отдыхали. Для отдыха она подарила людям ночь. Ночь скрывала от людей красоту и добычу, чтобы люди ничего не видели и, следовательно, ничего не делали. Однако, несмотря на это, люди и ночью продолжали бодрствовать.

Ночь, чувствуя бессилие, кутала голову в туман и плакала, и на земле от её слёз образовалась роса. Увидав опечаленную ночь, природа сжалилась над ней и послала в мужья сон: вдвоём с мужем, думала природа, ночи легче будет успокаивать людей и заставлять их спать…

И, правда, ночи и сну стало легче справляться с людьми, однако не все им повиновались. Тогда природа позаботилась о том, чтобы у ночи и сна появились дети – сновидения, которые смогут отвлекать людей и заставлять их забываться.

И всё-таки ни ночь, ни сон, ни сновидения не смогли однажды усыпить озабоченного человека. Он лежал среди ночи на ароматном лугу и никак не мог заснуть. Как ни успокаивала его ночь, как ни убаюкивали его сновидения, как ни закрывал его веки сон – человек продолжал бодрствовать.

Сон, обессилев, рассердился на собственную слабость, со злости воткнул в землю царственный жезл и полетел прочь. Сновидения окутали жезл воздушными грёзами, ночь вдохнула в него жизнь, и жезл пустил корни, зазеленел и раскрылся красивыми цветами. Так появился на земле мак.

Главный герой повести А.И. Куприна «Суламифь» – мудрый, красивый, мужественный человек.

«Царь Соломон не достиг ещё среднего возраста – сорока пяти лет, — а слава о его мудрости и красоте, великолепии его жизни и пышности его двора распространилась далеко за пределами Палестины. В Ассирии и Финикии, в Верхнем и Нижнем Египте, от древней Тавризы до Иемена и от Исмара до Персеполя, на побережье Чёрного моря и на островах Средиземного – с удивлением произносили его имя, потому что не было подобного ему между царями во все дни его».

Казалось бы, не было богаче, счастливее Соломона. Но чтобы выдержать такой темп жизни, Соломону приходилось очень много работать. Всю ночь работал Соломон, не зная отдыха и сна, и «…вот на заре приказал Соломон отнести себя на гору Ватн-Эль-Хав, оставил носилки далеко на дороге и теперь один сидит на простой деревянной скамье…, а глаза, затененные глубокой мыслью, не мигая, устремлены на восток, в сторону Мертвого моря — туда, где из-за круглой вершины Аназе восходит в пламени зари солнце.

Суламифь появляется в его жизни как сновидение, дающее ему возможность отдохнуть от многочисленных забот, побывать в другом мире, испытать совершенно новые чувства.

В повести «Суламифь» героиня впервые предстаёт перед царём Соломоном в таком виде: «Невыразимо прекрасно её смуглое и яркое лицо. Тяжёлые густые темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака, упругими бесчисленными кудрями покрывает её плечи и пламенеют пронзённые лучами солнца как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод трогательно и невинно обвивает в два раза ее темную, высокую, тонкую шею».

Случаен ли мак в волосах героини? Ведь древнееврейские девушки не украшали волосы цветами, а повязывали голубой лентой – символом невинности и чистоты? Конечно же, нет.

Совсем недолго длилось счастье влюблённых. Из ревности царица Астис приказывает убить Суламифь. Юная девушка прожила короткую жизнь, которая сродни цветению мака. Ведь мак цветёт не более двух дней. Но цветок мака – это яркая вспышка, заставляющая замереть на мгновение от красоты.


Древнееврейская девушка.

Но не у всех мак является символом благополучия, счастья. В Китае мак связывают с недобрыми поверьями, возможно потому, что из мака люди научились добывать не только ценное лекарство – морфий, но и использовать его во зло. И потому у художников – символистов мак – прародитель «цветов зла», хотя сам по себе мак – «душа нараспашку».

Мак в волосах Суламифь – это символ короткой, яркой жизни, но и символ зла, направленного на неё завистливой рукой Астис.

Умирает юная девушка счастливой, так как её сердце наполнено благодарность: «Благодарю тебя, мой царь, за всё: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику. Дай мне поцеловать твои руки, не отнимай их от моего рта до тех пор, пока последнее дыхание не отлетит от меня. Никогда не было и не будет женщины счастливее меня. Благодарю тебя, мой царь, мой возлюбленный, мой прекрасный».



Вопросы для исследования 3-й группе (фиалка):

  • Почему Бунин в рассказе «Ида» даёт такое необычное описание цвета глаз героини – «Фиалковые»?

  • Какой тайный смысл имеет именно такой цвет глаз?

  • Почему рассказ А. Куприна назван «Фиалки»? Разве он именно о фиалках?


Исследования, представленные 3-й группой.





























В рассказе «Ида» Бунин представляет героиню так: «Было и лицо у неё редкое, — на первый взгляд как будто совсем обыкновенное, а приглядись – залюбуешься: тон кожи ровный, тёплый, — тон, какого – нибудь самого первого сорта яблок, — цвет фиалковых глаз живой, полный».


Почему Бунин даёт такое необычное описание цвета глаз? Чаще говорят: глаза синие или васильковые, что значит ярко-синие. Даже в толковом словаре С.И. Ожегова приводится в качестве примера в статье «Васильковый» васильковые глаза, фиалковый же обозначает светло-фиолетовый. Разве мы говорим: глаза фиолетового цвета? Так всё же почему у героини фиалковые глаза?

Что говорится о фиалке? У древних галлов фиалка считалась символом невинности, скромности и девственности. Ею украшали ложе новобрачных и клали в могилу безвременно погибшей невесты.

Кроткая, застенчивая, скромная – вот самые распространенные эпитеты фиалки.

У древних греков в почитании цветка есть некоторая двойственность: с одной стороны, фиалка — знак траура, с другой – символ оживающей природы.

Как все эти качества фиалки стали тайным символом в рассказе?

Герой рассказа «Ида» Павел Николаевич – преуспевающий композитор, радушный хозяин, счастливый семьянин. Привык к комфортной, спокойной жизни добропорядочного гражданина. Вовсе не красавец: «коренастое туловище, мужицкое лицо с узкими глазками». Согласитесь, по описанию вряд ли такой мужчина заслуживает любви молодой красивой девушки. И тем не менее, именно его выбирает Ида.

Однажды на встрече с друзьями накануне Святок он повествует историю, случившуюся с одним из его приятелей «форменным, как оказалось впоследствии, ослом». На самом деле мы понимаем, что рассказывает он о себе. Он рассказал, что среди подруг жены приятеля была некая Ида, которая часто бывала в доме, а затем внезапно исчезла. Герой не придал этому никакого значения. Но вот однажды он встречает Иду на железнодорожной станции. Она замужем. Муж – «студент, с благородным, чудесным, мраморным юношеским лицом. Одет щёголем: тужурка из того самого тонкого светло-серого сукна, что носят только самые большие франты, плотно облегающая ладный торс…А при всём том симпатичен и скромен тоже на редкость». По описанию не чета нашему герою. Какая девушка не мечтает о таком возлюбленном?

Но вдруг наш герой здесь же на вокзале узнаёт, что Ида все эти годы любила только его. Она признаётся ему в любви. «И вот можете себе представить, что произошло дальше: дальше произошло то, что на какой- то самой дальней, боковой платформе Ида подошла к каким-то ящикам, смахнула с одного из них снег муфтой, села и, подняв на господина своё слегка побледневшее лицо, свои фиалковые глаза, до умопомрачения неожиданно, без всякой фальши сказала ему: «А теперь, дорогой, ответьте мне ещё на один вопрос: знали ли вы и знаете ли вы теперь, что я любила вас целых пять лет и люблю до сих пор?»

Что изменило в жизни наших героев это объяснение? Фактически ничего. Ида не ушла от своего мужа. Она не потребовала любви от Павла Николаевича, да и он продолжил свою размеренную, спокойную жизнь с женой Машей. Но такую ли уж спокойную?

Навсегда осталась в памяти Павла Николаевича эта встреча, которая ничего не разрушила, а как фиалка – символ оживающей природы – оживила чувства, заставила посмотреть на себя, свою жизнь, свои чувства новыми глазами. «А теперь позвольте спросить: как изобразить всю эту сцену дурацкими человеческими словами? Что я могу сказать вам, кроме пошлостей про это поднятое лицо…полураскрытые губы…про фиалковые глаза…а выражение…глаз, лица и губ? А длинная соболья муфта, в которую были спрятаны её руки, а колени, которые обрисовывались под какой-то клетчатой сине-зелёной шотландской материей? Боже мой, да разве можно даже касаться словами всего этого!» (стр. 401)

Вспомним ещё раз, что у древних греков в почитании цветка есть некоторая двойственность: с одной стороны, фиалка — знак траура, с другой – символ оживающей природы. Чувствам наши герои не дали развиться в отношения, ломающие судьбы. Но воспоминание о них остались навсегда весенними ростками в сердце каждого.

«А неслись мы на тройке домой уже совсем утром, страшно морозным и розовым. И когда неслись мимо Страстного монастыря, показалось из-за крыш ледяное красное солнце и с колокольни сорвался первый, самый как будто тяжкий и великолепный удар, потрясший всю морозную Москву, и композитор вдруг сорвал с себя шапку и что есть силы, со слезами закричал на всю площадь: «Солнце моё! Возлюбленная моя! Ура – а!» Конечно же, последние слова героя относились не к солнцу, а к Иде – девушке с фиалковыми глазами, оживившей чувства нашего героя.



Один из рассказов А.И. Куприна так и называется «Фиалки». О чём этот рассказ? О молодом кадете семикласснике Дмитрии Казакове, который готовится к очередной сдаче экзаменов. «Милые дети, первые ученики, украшение корпуса, гордость родителей! Вы не хуже и не лучше других детей. Но что значит первенство и праздное честолюбие в сравнении с тем, что мимо вас прошла ещё одна весна юности?»- пишет Куприн. Но однажды Казаков, вырвавшись на волю, мчится в сторону старого дворцового парка. Он действительно мчится. Вот как описывает его путь писатель: «Прорыв бруствера, затем кувырком с горы…потом ещё шагов тридцать-сорок по открытому месту до пруда…он не может умерить своего бега до самого конца пруда…Казаков без раздумья с разбегу бросается в воду, достигает ногами противного, коряжистого, скользкого, илистого дна, задыхается на мгновение, обожжённый жестоким холодом, и ловко, по саженкам, переплывает речку туда обратно…»

И вдруг его движение останавливает «удивительный аромат – тонкий, нежный и упоительно-скромный. Следя за ним, поворачивая голову в разные стороны, вдыхая воздух расширенными ноздрями, точно собака на охоте, он спускается вниз в сырой, мокроватый овраг, куда ручейком стекает вода, переполняющая чашу. Чудесное открытие. Целый оазис наших милых, тёмных, маленьких северных фиалок, благоухающих, как нигде в целом мире.

Но ведь рассказ не о фиалках. Они служат только прологом к встрече с чудом: «Прямо на него посредине аллеи медленно движется, точно плывёт в воздухе, не касаясь земли ногами, женщина. Она вся в белом, и среди густой тёмной зелени подобна оживлённому чудом мраморному изваянию, сошедшему с пьедестала. Она всё ближе и ближе, точно надвигающееся сладкое и грозное чудо. Она высока, легка и стройна, и её цветущее лицо прекрасно… Как царская корона, лежат вокруг её головы тяжёлые сияющие золотые косы. Взгляд её широких глаз необычайно добр, ясен и радостен. И цвет их странно напоминает те цветы, которые дрожат в руке неподвижного мальчика».


Л. Щипачёв. Весна. 1983 г.


— Какие прелестные фиалки… Неужели вы здесь их набрали?.. Как много, и какие милые, – спросила женщина.

С этого момента Казаков преображается. Его жизнь приобретает совершенно иной смысл. С этого момента она навсегда озарена образом женщины с фиалковыми глазами (вспомним Иду Бунина).

«И как бы потом не сложилась его жизнь со всеми её падениями и удачами, дружбой и ненавистью, любовью и отвращением, — он всегда, даже в старости, — он, позабывший имена и лица любивших его женщин, — благородно и счастливо улыбнётся, вспомнив фиалки, приколотые к груди принцессы из сказки. Потому что на его долю выпало редкое счастье испытать хоть на мгновение ту истинную любовь, в которой заключено всё: целомудрие, поэзия, красота и молодость».





Вопросы для исследования 4-й группе (боярышник):

  • Как вы считает, связан ли образ Олеси с образом молодой девушки из легенды о боярышнике?

  • Какие важные черты подчёркивает автор в характере Олеси?

  • Почему в волосах у Олеси не мак? Ведь мак был очень популярным цветком в Полесье? Ведь с ним связаны многие обряды молодых юношей и девушек?






Исследование, представленное учащимися четвёртой группой.



Повесть А.И. Куприна «Олеся» была написана сразу после знаменитого «Молоха», в котором Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его ужасами и пороками. События, изображённые в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести – Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «дочерью природы» — полесской девушкой Олесей. Прелесть лица Олеси «заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом», «первобытное яркое воображение», «гибкий, подвижный ум» Олеси покорили сердце Ивана Тимофеевича.

Невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающей её колдуньей. Они ненавидят её и преследуют. Противостояние очевидно. В полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся, кроме всего, Олеся и Иван Тимофеевич. Его характеристику Куприн даёт устами героини

повести. Во время гадания Олеся говорит Ивану








Иллюстрация к повести А.И. Куприна «Олеся».

Художники: С.К. Рудаков, И.С. Рудакова.

Тимофеевичу: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, а подчиняетесь». Выросший в царстве жестокого Молоха, Иван Тимофеевич отравлен его порочным дыханием. Он не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и его собственный. Он понимает невозможность совместного счастья. Понимает это, а вернее, догадывается, и Олеся. «Наивная, очаровательная сказка» любви заканчивается разлукой. И виной тому, как уже говорилось, не только невежественные поселяне, но и Иван Тимофеевич. Только вдали от цивилизации, от капиталистического города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.

Часто обсуждается такая важная художественная деталь, как нитка красных бус, оставленная Олесей в опустевшей хате. Но, считаем, не менее важной художественной деталью ветку боярышника в волосах Олеси.

Обратимся к легенде. По русским преданиям, жила в деревне девушка с цветом лица схожим с облитым зарёй снегопадом, и со строгими зелёными очами, похожими на плоды созревающего боярышника; верность, чистоту и взаимность она ценила превыше всех достоинств.

По утрам любила девушка собирать цветы и травы, умело составляла из них букеты, важным компонентом которых являлись цветы, листья и ягоды боярышника. Да и почему бы боярышнику не царствовать в букете, когда цветы его подобны детской доверчивости, а красные ягоды предупреждают о том, как опасно на эту доверчивость покушаться. (Ещё раз обратим внимание на глаза Олеси, которым «надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности».)

По осени сельчане видели девушку в венце из красных ягод, который словно подчёркивал беспокойство юности и одновременно был схож с невинными слезами. На беду, подрастающей красавицей любовались не только жители деревни, но и внук Чингисхана. Уже несколько дней он безуспешно пытался вступить с девушкой в разговор, заманивал её в богатую юрту, но на все уговоры молодица отвечала отказом: уже три месяца назад она была помолвлена с синеглазым русичем.

Не выдержал Бату. Воровски выследил девушку и пошёл по пятам.

Не испугалась русиянка. Прижалась спиной к боярышнику и выхватила из-под шушпана кинжал. А когда Бату не остановился и перед этим, больно ударила себя в грудь и скатилась к подножию растения.

Мы можем увидеть, что Олеся похожа на девушку из русского предания. Олеся была связанна с природой, любила собирать цветы и травы, была свободная и смелая девушка и тоже смогла постоять за свою любовь, хоть и несколько иным способом.

Боярышник считается очень сильным растением. Такой и была Олеся, она смогла выстоять. Но главное очарование ей придавало сочетание силы и наивности. Куприн говорит об Олесе, что она нигде не училась, но по воспитанию была намного выше городских барышень. В легенде говорится так: «Никто не помнит ныне, как звали молодую русиянку, но знают, что в её честь молодых девушек величали на Руси боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярынями.»

Чтобы ещё раз убедиться в верности высказанных предположений, на минуту представим себе другой вариант. Например, в волосах Олеси – мак, а не боярышник. И в этом бы не было исторического нарушения. В книге «Легенды о цветах» читаем: «Много обрядов связано с маком у славянских народов. Так, в обрядах вызывания дождя во время засухи в белорусском Полесье в колодец «сеяли» зёрнышки мака, освящённого в день маковея. До сих сохранён в Белоруссии и свадебный обряд – раздавать кашу из пшена и мака как приносящую счастье….На Украине этот цветок считают символом красоты и молодости. На свадебных торжествах Украины парни, сопровождающие жениха, обязательно продевают в петлицу червонный мак, а подружки невесты украшают себя маками и ромашками».

Для украинской девушки украшать себя маками – традиция, для еврейской – нет. Если бы в волосах Олеси был мак, это была бы просто историческая деталь. Боярышник же придаёт совершенно иной смысл, совершенно по-иному помогает понять образ Олеси.



Вопросы для исследования 5-й группе (подснежник):

  • Почему 10-летнего Сашу, мальчика с чистыми голубыми глазами, из рассказа И.А. Бунина «Подснежник» тётя прозвала Подснежником?

  • Как автор использует в произведении приём контраста?

  • Как ключевое слово «подснежник» раскрывает идею повествования?









































































«Была когда-то Россия, был заснеженный уездный городишко, была масленица – и был гимназист Саша, которого милая, чувствительная тётя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником», — так начинается рассказ И. Бунина «Подснежник». Часто дети в семье имеют смешные и ласковые прозвища. Случайно ли тётя назвала мальчика подснежником?

В легенде о подснежнике рассказывается: « Прострел по народным речениям кое – где на Руси называется разлапушником. По библейской легенде, за соблазн Адама и Евы Сатана был изгнан из рая ранней весной и долгое время не находил на земле покоя от стрел разгневанного Михаила Архангела. Он прятался за каждым укрытием, каждым растением, а так как ранней весной растений на земле мало, лукавый попытался укрыться за листьям разлапушника. Но едва он приник к растению, как листья были насквозь прострелены громовой молнией. С тех пор за растением прижилось название прострел. Считают, что лукавый с тех пор не может приблизиться к прострелу ближе, чем на дюжину миль…

За святую чистоту и избавление от соблазнов лукавого цветок прострела избран символом американского штата Дакота».

«Живёт Саша (во время учёбы) «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряжённых в протяжку лохматых деревенских лошадей?» На каникулах, праздниках жизнь Саши меняется. Это время он проводит с отцом. Мальчика отец водит обедать в трактир.





Гимназист.

Художник А.О. Карелин.

«Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплёвано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубаха, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках…

И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!»

«На нём новая длинная шинель, светло – серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он ещё во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и в свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда,




Трактир начала XX века.

ещё так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!»

В приведённых двух отрывках мы видим резкий контраст между мальчиком – «свежим и чистым как ангел» и миром, суженным до заплёванного трактира. Хотя подснежник не подвержен дьявольским соблазнам, сможет ли мальчик устоять в этом мире, сохранив свой доверчивый, внимательный взгляд, или же действительность не пощадит и его?


3. Заключительное слово учителя.

Проведённые исследования на примере только некоторых произведений показали, что цветы в рассказах Куприна и Бунина совсем не случайны. Они становятся как будто тайнописью писателей, несут скрытый смысл, дополняющий и углубляющий идею произведения.

Вы прикоснулись к замечательному процессу — самостоятельному исследованию. Учитесь быть внимательными к словам Мастеров. Развивайте речь, исключая из неё штампы, готовые зазубренные фразы.


Домашнее задание: напишите сочинение по материалам ваших исследований. Жанр может быть различным. Возможен рассказ, эссе и даже рецензия на исследования ребят из других групп.


Список использованных материалов.

  1. Бунин И. А. Повести и рассказы. – М: Правда, 1982 г.

  2. Красиков С.П. Легенды о цветах и самоцветах. – Информпечать, 1996.

  3. www. pro-cveti.net.ru

  4. www.florets.ru

  5. garden.academic.ru

  6. www.mosmuseum.ru

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Поэты "серебряного века""

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: