Конспект урока по Литературе ”У войны не женское лицо…” (по повести Б.Васильева “А зори здесь тихие…”) 4 класс

Тема урока: ”У войны не женское лицо…” (по повести Б.Васильева “А зори здесь тихие…”)



Цели:

  1. Обучающая: обучение анализу идейного содержания художественного произведения через применение ИКТ; расширение знаний о биографии и творчестве Б.Васильева; формирование осознанных умений и навыков работы с текстом.

  2. Развивающая: развитие критического и творческого мышления учащихся; совершенствование навыков анализа произведения; развитие навыков литературоведческого.

  3. Воспитывающая: формирование положительных, нравственных ориентаций, чувство любви к Родине, желание ее защитить.

Подготовка к уроку: класс заранее делится на 6 групп, каждая из которых работает с текстом и выбирает материал, связанный с биографией героев.

Наглядность:

  1. Портрет Б.Васильева

  2. Книги Б.Васильева о войне

  3. Слайды

  4. Кадры из фильма Ростоцкого «А зори здесь тихие…». 1972 год.

Ход урока:

  1. Эпиграф к уроку.

Рождественский «Реквием» «Помните…» (читает наизусть ученик)

  1. Объявление темы:

65 лет отделяют нас от Дня Победы, за это время родилось и вошло в силу не одно поколение, все меньше и меньше остается солдат Великой Отечественной. Но память не должна потускнеть. Она передается, как формула крови, от отцов к детям, к внукам и правнукам. И каждый, кто рождается на этой земле, будет помнить об этой войне. Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о Великой Отечественной войне. Романтика подвига, драматизм испытания стойкости и силы человека в бою – все это нашло отражение в повести Б.Васильева “А зори здесь тихие…”

  1. Биография Б.Васильева (рассказ ученика)

  2. Б.Васильев назвал свою повесть “А зори здесь тихие…”. Тихие зори стали часом бессмертия для 5 девушек. У каждой из них – своя судьба, свой суровый счет к фашистам. Было дано задание по группам собрать всю имеющуюся в книге информацию о героях этой повести. Вспомним их поименно. Следует рассказ о:

  • Лизе Бричкиной

  • Соне Гурвич

  • Галке Четвертак

  • Жене Комельковой

  • Рите Осяниной

  1. Беседа по вопросам:

  1. Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь?

Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне? Что объединяет всех этих девушек?

Женя Комелькова – яркая красота;

Рита Осянина – ярко выраженное чувство долга;

Соня Гурвич – поэтичность, хрупкость, незащищенность;

Лиза Бричкина – близость к природе, сердечность;

Галя Четвертак – неуёмность фантазии;

  1. Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек? (Просмотр кадров из фильма.) Сравните гибель Риты Осяниной и Жени Комельковой с гибелью остальных девушек.

  2. Образы всех девушек объединяет образ старины Васкова. Что вы скажете о нем? Как относится к нему автор? (рассказ обязательно сопровождается цитированием текста)

  3. Каков трагедийный смысл гибели героинь повести? Философские раздумья автора совпадают с раздумьями главного героя повести старины Васкова о несовместимости с войной женщины. (зачитываются размышления Васкова о гибели девушек)

  4. Как вы понимаете название повести? Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж?

  5. Кому адресована повесть Б.Васильева? (отвечая на данный вопрос, проанализируйте эпилог)

  6. Вы также соприкоснулись вживую с защитниками нашей Родины, посетили на дому ветеранов Великой Отечественной войны, и я бы хотела, чтобы это тоже прозвучало на уроке. (следует рассказ учеников о ветеранах)

  1. Вывод: Подвиг каждой из героинь особенно весом и значителен, потому что они женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на земле. Они погибают, защищая ценой своих едва начавшихся жизней свободу и будущее своей страны.

Свежие документы:  Конспект урока литературы «Сказки кота Мурлыки»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: