МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8
СТ. НОВОРОЖДЕСТВЕНСКОЙ
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ВО 2 КЛАССЕ
ТЕМА: Украинская сказка « Колосок»
Учитель начальных классов
Сопова Наталья Александровна
2007 год
Урок Литературного чтения 2 класс.
Тема: Украинская сказка « Колосок».
Цели: — познакомить учащихся с украинской сказкой « Колосок»;
развивать умение работать с текстом, навык чтения по ролям;
прививать интерес к сказкам разных народов;
воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу.
Ход урока:
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем их.
( дети по одному):
Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей
Всех знакомых, незнакомых
И красивых и весёлых
( все) – второй класс, второй класс
Мы приветствуем всех вас.
Вхождение в урок ( психологический настрой).
К нам на урок залетели три облачка, посмотрите одно весёлое, второе равнодушное, третье грустное. Какое вам больше нравится? ( ответы детей).
И я надеюсь у вас у всех к концу урока будет весёлое настроение.
Сегодня у нас необычный урок, за каждый правильный ответ вы будите получать зёрнышки, которые в конце урока превратятся в оценки.
Подготовительная работа.
Давайте немного пофантазируем и
Отправимся в страну где живут…
О чём-то скрипит половица,
А спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
А в класс заглянула к нам сказка.
Сообщение темы и цели урока.
На уроках литературного и внеклассного чтения мы знакомились со многими сказками. Кто может вспомнить сказки которые он читал? (ответы детей, выставка рисунков к сказкам, книг).
Молодцы!( Получают первое большое коллективное зёрнышко).
А начиная с сегодняшнего урока мы будем знакомиться со сказками разных народов. У нас многонациональная страна в ней проживают люди разных национальностей. Даже в нашей школе обучаются дети разных национальностей. Среди них есть и украинцы. И первая сказка с которой мы познакомимся сегодня, это украинская сказка «Колосок».
Но прежде чем приступить к знакомству со сказкой, давайте проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания.
Ребята, мы закончили изучение раздела « Из детских журналов Чиж и Ёж». Мы познакомились с интересными стихами, я просила выучить по желанию наизусть любое понравившееся стихотворение. Кто желает? ( опрос 4-5 человек, дети сигнальными карточками оценивают ответы; красная-5, зелёная-4.)
Игра « Откуда я?» ( учащиеся должны угадать из какого стихотворения отрывок; отрывки- на экране).
Я приехал !- крикнул Петька !
Стал на якорь !- крикнул Васька.
Сел на землю !- крикнул Мишка.
И уселись отдохнуть.
( Игра)
А вы знаете, что Под?
А вы знаете, что Мо?
А вы знаете, что Рем?
Что под морем_ океаном
Часовой стоит с ружьём?
( Вы знаете?)
И долго я стоял у речки,
И долго думал , сняв очки:
« Какие странные
дощечки
и непонятные крючки!»
( Что это было?)
Лист зелёный облетает,
По траве сухой шуршит,
Потому что он плохими
К ветке нитками прибит.
( Учёный Петя)
Вывод по домашнему заданию.
Вы хорошо подготовили д/з, ознакомились со всеми стихами. Молодцы, за это вы получаете второе большое коллективное зерно.
Прежде, чем приступить к чтению, давайте потренируем наш речевой аппарат.
Упражнение « Речевичок» ( на зкране)
читает учитель и дети вместе с ним.
Ла- ло- лы, ла- ло- лы школа, классы, лом, столы.
Лы- лу-ло, лы- лу- ло лыжи, лужа, лось, столы.
Ло- лы-ла, ло- лы-ла лодка, лыжник, лай, скала.
Ла-ло-лу, ла-ло-лу на полу, к столу, в углу.
Работа над скороговоркой ( на экране)
— вспомните какие скороговорки вы знаете (ответы детей)
Игра в скороговорку:
Пекарь пёк калачи в печи.
чтение скороговорки учителем,
объяснение непонятных слов,
чтение детей за учителем,
чтение детьми ( плавное- щадящее, чтение в наушниках, чтение с ускорением)
опрос подготовившихся детей.
Молодцы, хорошо справились со скороговоркой. (третье зёрнышко).
(Дать задание на карточках).
Игра « Собери пословицу».( на экране).
— Сделал дело — не лежи на печи.
— Тише едешь -то и пожнёшь.
-Что посеешь -гуляй смело.
-Хочешь есть калачи, — дальше будешь.
Молодцы (четвёртое зёрнышко).
Игра «Какие слова спрятались?» ( два ребёнка работают индивидуально с карточками, проверка выводится на экран).
Молоко Бумага Сползает
Испорчена Глубоко Вдруг
Молодцы ( пятое зёрнышко).
Ребята, скажите к какому виду творчества можно отнести: скороговорки, пословицы, загадки, потешки? (ответы: устное народное творчество)
А какие жанры устного народного творчества вы знаете ещё? (ответы: сказки).
Молодцы (шестое зёрнышко).
Физминутка.
Сказка даст нам отдохнуть
Отдохнём и снова в путь!
Петушок совет вам даст
Наклоняйся 10 раз.
Вот мышат двоих слова
Чтоб спина была пряма
Поднимайся на носочки
Дотянись до колосочка.
А теперь вам мой совет
Если будешь, прыгать, бегать
Проживёшь ты много лет.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь.
Посмотрите внимательно на доску. Вы собирали по одному зёрнышку и в итоге у вас получился большой, красивый, полный колосок. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.
6. Работа по теме «Украинская сказка Колосок».
Подготовительный этап:
Откройте учебник на стр. 179.
Прочитайте, как называется раздел который мы начинаем изучать. ( на экране –Сказки разных народов).
Как вы думаете по какому принципу отобраны сказки в этот раздел. ( ответы детей).
Эти сказки знакомят нас с жизнью разных народов, с национальными традициями и обрядами, с природой, трудом. Сказки разных народов часто похожи на русские сказки. Но не смотря на сходство, всегда отличаются своеобразием речи, быта. Самое главное, что сказки любых народов воспитывают любовь к трудолюбию, обсуждают лень, злость, жадность.
Переверните страничку. Прочитайте название сказки.
Я знаю , вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем украинские сказки.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь? ( на экране : Украинская сказка Колосок)
Ребята, а вы когда-нибудь видели колосок? У каких растений есть колоски? Как люди используют эти растения?
Путешествие зёрнышка (на экране).
— Много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас был хлеб. Что для этого делают:
пашут землю, сеют семена, появляются всходы, созревают колосья, собирают урожай, развозят в зернохранилища, на мукомольные заводы, перемалывают в муку, на хлебозаводы, пекут хлеб, в магазины, на стол.
(на столе: зерно, колос, мука, хлеб).
Работа над сказкой.
чтение сказки учителем.
(первичная проверка понимания: понравилась сказка или нет?, кто главные герои в сказке?).
-чтение трудных слов ( на экране)
го-ло-сис-тое- голосистое
при-ни-мал-ся- принимался
ис-то-пи-лась- истопилась
об-мо-ло-тил- обмолотил
по-дож-ди-те- подождите
про-пи-ща-ли- пропищали
словарная работа ( на экране)
взвалил
мельница
-чтение сказки детьми по цепочке
-чтение « Буксир» ( учитель читает вслух, дети про себя)
-выборочное чтение:
найдите отрывок к рисунку – чтение по ролям
найдите и прочитайте предложения с восклицательным знаком в конце
-пересказ сказки по желанию
7. Итог урока ( выставление оценок).
С какой сказкой познакомились?
Чему учит сказка?
Кто положительный герой, кто отрицательные?
Что делали мыши?
Что делал Петушок?
Что получилось из колоска?
Стихи о хлебе.
У крестьян торжественные лица,
Поле всей зарёй освещено.
В землю за колхозною станицей
Хлебное положено зерно.
Солнце над зерно не слышно всходит.
Возле пашни, умеряя прыть.
Поезда на цыпочках проходят,
чтоб его до срока не будить.
День и ночь идёт о нём забота:
Города ему машины шлют,
Пионеры созывают слёты,
Институты книги создают.
В синем небе лётчики летают.
В синем море корабли дымят.
Сто полков его оберегают.
Сто народов на него глядят.
Спит оно в кубанской колыбели.
Как отец, склонился над зерном
В куртке, перешитой из шинели,
Бледный от волненья агроном.
Пусть же нива буйно колосится.
Будут этой осенью полны
Нашей рожью, нашею пшеницей
Все зернохранилища страны.
Стук в дверь. Входит Петушок, в руках у него колоски. Раздаёт каждому колосок на котором написано дом. задание ( читать сказку « Колосок» по ролям).
Низкий поклон вам ребята
Все так старались, все отвечали
Сколько препятствий смогли вы пройти.
Мне так легко было с вами в пути.
В знак благодарности , колос примите
Будет всегда в ваших книгах лежать
На все задания, на все вопросы
Будет всегда с вами он отвечать.
Учитель: -Вы много трудились,
Наверно устали?
Быстро, все сразу за партами встали.
Руки поднимем, потом разведём
Сядем за парты звонка подождём.
(И тихо из класса уйдём).
Спасибо всем за урок.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средней общеобразовательной школы №8
ст. Новорождественской
Учитель 2 класса: Н.А. Сопова