Аннотация
Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества, принципа обоснованного ответа.
Проблемно-диалогическая технология способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений учащихся, развития критического мышления, формирования коммуникативной культуры.
Применение информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения приемам анализа текста, созданию проблемно-диалогической ситуации, формированию исследовательских умений младших школьников.
Полноценное диалогическое общение на уроке возможно при соблюдении следующих условий:
— равенство личностных позиций учителя и ученика;
— приобретение нового знания в процессе рассуждения;
— предоставление возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения;
— стимулирование самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Результатом урока являются глубоко осмысленные выводы учащихся, полное раскрытие замысла автора, высокий эмоциональный подъём и выход на нравственные ценности, составляющие духовность личности, её образовательную среду.
Урок представлялся на районный семинар заместителей руководителей по УВР, а также вышел в финал Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Предмет литература. Класс 5. Название УМК программа В.Я.Коровина
Тема урока: Уральский сказитель – Павел Петрович Бажов. Жанровое своеобразие и герои сказа “Медной горы Хозяйка».
Тип урока: урок освоения нового опыта.
Форма урока: проблемно-диалогическая.
Цель урока: формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.
Задачи урока:
1.ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать ею сходства и различие со сказкой;
2.провести наблюдения над языком художественного произведения;
3. продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
4. развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;
5. на материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.
Оборудование: портрет писателя, слайд-программа, тексты произведений писателя и иллюстрации к ним.
Время Мин. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) | ||
1.Оргмомент
2.Мотивационный этап
2.Этап целеполагания
3. Планирование действий
4.Этап проблемно-диалогического общения
5.Осознание и осмысление учебной информации
6.Рефлексия
7.Итог урока | 1
5
2
2
15
15
4
1
| Приветствует учащихся.
Читает наизусть стихотворение (способствует созданию эмоционального настроя) — Урал! Завет веков и вместе- Предвестье будущих времен. И в наши души, словно песня, Могучим басом входит он – Урал! Опорный край державы, Её добытчик и кузнец, Ровесник древней нашей славы И славы нынешней творец.
Как вы думаете, почему мы сегодня говорим об Урале?
Урал – колыбель российской тяжелой промышленности. По приказу Петра Первого в целях укрепления экономической и оборонной мощи нашей державы там стали создаваться железоделательные, чугунно — и медеплавильные заводы. Они были как государственными, так и частными. Чтобы обеспечить предприятия рабочей силой, к ним приписывали тысячи крепостных крестьян. Император разрешил купцам покупать целые деревни к заводам. Династия первых крупных горнопромышленников – Демидовы. К концу 18 века в их руках было сосредоточено 55 заводов. Урал-батюшка издавна славится своими самоцветами. Горный хрусталь и яшму, гранит и мрамор, кварц и слюду, бирюзу, малахит и множество других ценных минералов извлекали из недр Уральского горного хребта. Активно развивалась здесь и золотодобыча. Но главное богатство Урала – люди: старатели, рудокопы, литейщики. Все они великие труженики, талантливые умельцы. Во многом благодаря Бажову стали известны имена крепостных мастеров-камнерезов, сумевших постичь «душу» камня, вдохнуть жизнь в «мертвую» горную породу. Один из них – Иван Бушуев, замечательные работы которого можно увидеть в Оружейной палате Кремля. Гордость Урала составляют и мастера слова. Одаренные и самобытные сказители хранили в памяти и передавали молодому поколению старинные легенды. С Уралом связаны жизнь и творчество Павла Петровича Бажова. Предлагаю посвятить сегодняшний урок разговору об этом писателе и его произведении «Медной горы Хозяйка».
Давайте попробуем, используя начало фраз, сформулировать цель нашего диалога: — будем размышлять о… (прочитанном: о героях, поступках); — поучимся высказывать… (свои мысли, своё мнение); — постараемся выразить… (свои чувства, настроение, отношение к прочитанному);
Давайте попробуем вместе наметить план наших основных действий, порядок работы: поработаем с текстом сказа, попробуем высказать свое мнение, определить художественное своеобразие произведения.
Смолоду полюбились Бажову уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку “Малахитовая шкатулка”. Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой. -Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель: “Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”. В течение 15 лет он записывал рассказы о народной жизни. Самым известным стал его сказ “Медной горы Хозяйка”.
Постановка проблемы. — Можно ли произведение П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка» назвать сказкой? Почему вы так думаете? (слайд № 2) -Почему Хозяйка Медной горы щедро наградила Степана, несмотря на то, что он отказался взять её в жёны? Легко ли ей отпускать от себя Степана? — Обычно сказки имеют счастливый конец: добро торжествует, зло наказано. У Бажова герой тоже получает награду за смелость, мужество и верность. Однако финал сказа счастливым назвать нельзя: «Степан тоже счастья в жизни не поимел. Женился он, семью завёл, дом обстроил, всё как следует. Жить бы ровно да радоваться, а он невесёлый стал и здоровьем хезнул. Так на глазах и таял». Почему это происходит? Только ли встреча с волшебной силой тому виной? Можно ли всё объяснить с позиций реальной жизни? (слайды 9,10) — «Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало». Какая мысль заключена в этих словах сказителя? — «…Хозяйка эта… любит над человеком мудровать». Как вы понимаете смысл этой фразы? — Что олицетворяет собой образ Хозяйки горы?
Организует работу с учебником. — Что в сказке волшебного и что реального? Почему это произведение нельзя назвать сказкой?
— Чем интересен был для вас сказ Бажова «Медной горы Хозяйка»? — Ребята, что вам понравилось на уроке? Что запомнилось? — Что вам не понравилось? — Как вы понимаете слова П.П.Бажова: «Тоже ведь сказы не зря придуманы, иные – в покор, иные – в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди?» (слайд 14). Можно и мне поделиться своими мыслями, подводя итог? Я тоже узнала много нового сегодня: во-первых, увидела, что вы становитесь настоящими вдумчивыми читателями, вы умеете видеть и понимать, что хотел рассказать автор вам между строк. Спасибо за ваше творчество, за внимательное отношение к художественному слову, за прекрасные минуты общения, за доброту.
Домашнее задание: Выполни задания, которые тебе больше нравятся:
| Приветствуют, проверяют готовность Воспринимают на слух поэтическое произведение Соотносят с творчеством П.П.Бажова (Выступление 1 группы – презентация о самоцветах) (Выступление 2 группы – презентация о биографии Бажова Формулируют познавательные цели Распределяют порядок совместных действий Работают с книгой Соблюдают правила речевого этикета Логично и последовательно выражают свою точку зрения, отбирают доказательства Выражают свои чувства, оценивают свою эмоциональную реакцию Работа в группах. Примерные вопросы: 1 группы — От чьего лица ведется повествование? Как вы думаете, какова социальная принадлежность сказителя? Каков род его занятий? (Выступление ученика, готовившего индивидуальное задание — буклет) — Как по речи вы сумели определить возраст рассказчика, жизненный опыт, черты его характера? (слайд № 3). 2 группы — Где и когда происходит действие? — Что это были за времена для русского народа? Как живётся горным мастерам? Как относятся к рабочим людям помещики и приказчики? Почему? — Прочитайте описание внешнего облика персонажей сказа. Какие детали портрета позволяют понять, что перед нами «изробленные» люди? (слайд 5). 3 группы — В основе сюжета произведения судьба героя, встретившегося с Хозяйкой Медной горы. При каких обстоятельствах произошла встреча? — Прочитайте описание внешнего облика Хозяйки. Как в нём сочетаются реальные и фантастические черты? — Прочитайте выразительно диалог Степана с Хозяйкой горы. Ролевое чтение диалогов Степана и Хозяйки Медной горы. (Выступление 3 группы) — Как ведёт себя Степан перед хранительницей горных недр? Почему Степан решил выполнить волю Хозяйки? (слайд 7) Выражают свои мысли чувства. конструируют устное высказывание: 1 группа: Есть образ рассказчика, это человек из народа. (слайд 4) 2 группа: Герои – люди обыкновенные. События имеют реальную основу. (слайд 6). 3 группа: Волшебная сила присуща героям изначально. (слайд 8). Чтение и разбор терминов: «сказка» и «сказ». (слайд 11). Сравнивают, делают выводы. Ведут устное рассуждение, выражают своё отношение к прочитанному Работа со словарями С.И.Ожегова и В.И.Даля. (слайд 12) Формулируют вывод: «Медной горы Хозяйка» — сказ. (слайд 13) Работа с иллюстрациями учащихся (выступление 4 группы). Раскрывают авторский замысел, осознают главную мысль произведения Оценивают собственное настроение Конструируют алгоритм собственной деятельности | Умение слушать и слышать другого (К) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) Планирование учебного сотрудничества (К) Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в сборе информации (К) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (К) Умение понимать возможность разных оснований (К) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р) Способность к организации своей деятельности (контролирование) (Р) Выделение нравственного содержания поступков на основе различных моральных норм (Л) Способность к эмоционально-нравственной отзывчивости (Л) Смысловое чтение и выбор вида чтения в зависимости от цели (П) Уважение к мнению собеседника (К) Духовно-нравственная ориентация(Л) Умение слушать и слышать другого (К) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (Р) Умение работать с дополнительными источниками (Р) Духовно-нравственная ориентация(Л) Умение слушать и слышать другого (К) Уважение к мнению собеседника (К) Духовно-нравственная ориентация(Л) Способность к организации своей деятельности (планирование, контролирование) (Р) |