Конспект урока по Литературе «Урок-игра по поэме «Руслан и Людмила»» 5 класс







Автор — Панова Любовь Николаевна

Место работы — МБОУ Избердеевская СОШ имени Героя Советского Союза В. В. Кораблина



Должность — учитель русского языка и литературы

Урок-игра

по поэме «Руслан и Людмила»

(5 класс)























Цели урока:

повторить и закрепить знание содержания поэмы; — развивать интерес к творчеству А. С, Пушкина;

-воспитывать любовь к литературе на основе произведений А. С.Пушкина.

Оборудование: текст поэмы, карточки, репродукции картин В. Васнецова «Витязь на распутье», «Три богатыря», презентация к уроку.

План урока: викторина, викторины

План урока: 1.Викторина по поэме «Руслан и Людмила»

2. Игра «Узнай героя»

3)Описание по картинам В. Васнецова

4) Игра «Найди продолжение»

5) Конкурс рисунков.

Итог урока.





























Ход урока

  1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня завершающий урок по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Мы проведем игру-соревнование по содержанию поэмы. (Класс делится на две команды.)

2. Викторина по поэме «Руслан и Людмила».

Каждая из команд по очереди отвечает на вопросы викторины. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

1. Как зовут отца Людмилы? (Владимир)

2. Как звали «младого хазарского хана»? (Ратмир)

3. Кто поехал выручать из плена Людмилу? (Руслан, Рогдай, Фарлаф и Ратмир)

4. кто похитил Людмилу? (Черномор)

5. Кто рассказал Руслану, где находится Людмила? (Старец-финн)

6. Кого в молодости любил старец? (Наину)

7. Кто нападает на Руслана? (Рогдай)

8. Кого отсылает домой Наина, обещая свою помощь? (Фарлафа)

9. Где Руслан находит свой меч? (Под Головой)

10. Чья это голова? (Брата Черномора)

11. С помощью чего спрятал Черномор Людмилу от Руслана? (С помощью шапки-невидимки)

12. Где заключалась сила у Черномора? (В бороде)

13. Как победил Черномора Руслан? (Отрубил бороду)

14. Кто убил Руслана? (Фарлаф)

15. Кто оживил Руслана? (Старец)

16. С помощью чего оживил Финн Руслана? (С помощью живой и мертвой воды)

17. Кто нападает на Киев? (Печенеги)

18. С помощью чего оживляет Руслан Людмилу? (С помощью кольца)

19. Кто подарил Руслану кольцо? (Старец)

  1. Кто спас Киев от печенегов? (Руслан)

-Поэма «Руслан и Людмина» была популярна во все времена. В 1971-1972 гг. режиссер Александр Птушко снял одноименный фильм, который сразу же стал популярным. Поставленный по мотивам знаменитой поэмы А. С. Пушкина, фильм погружает зрителя в мир волшебной сказки.
Доблестный Руслан, отправившийся на поиски похищенной невесты, одолевает коварство, обман, злое колдовство — и, в конце концов, в жестоком бою побеждает Черномора…
Создатели картины сумели решить сложнейшую творческую задачу, передав экранными средствами самые тонкие нюансы гениального первоисточника, его дух, драматизм и поэтическую прелесть. Познакомьтесь с героями фильма (слайды презентации 2-5).

3. Игра «Узнай героя»

Каждой команде поочередно читаются отрывки, описывающие главных героев. Задание: узнать героя.

За каждый правильный ответ – один балл.

  1. I команда

воитель смелый,

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей… (Рогдай)

  1. II команда

крикун надменный,

В пирах накем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей. (Фарлаф)

  1. I команда

На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит

И, щипля ус от нетерпенья,

Считает каждые мгновенья. (Руслан)

  1. II команда

ясный вид,

спокойный взор, брада седая… (Старец)

  1. I команда

Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор. (Черномор)

  1. II команда

Старушка дряхлая, седая.

Глазами впалыми сверкая,

С горбом, с трясучей головой… (Наина)

  1. I команда

Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею

Горбатый карлик из дверей… (Черномор)

  1. II команда

Златую косу заплела…

Покрылись кудри золотые,

И грудь, и плечи молодые

Фатой, прозрачной, как туман. (Людмила)

4. Игра-цепочка.

Описание старинных доспехов по картинам В. Васнецова «Витязь на распутье», «Три богатыря». (Слайды 6, 7)

Команды вспоминают как можно больше названий видов старинного оружия, доспехов витязей. Победит та команда, которая назовет большее количество предметов старины.

(Кольчуга, меч, шлем, лук, стрелы, копье, колчан…)

Словарная работа

Колчан – сумка, футляр для стрел.

Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом.

Булава – короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служившая в старину оружием.

Слайды (8 – 10)

5. Игра «Найди продолжение».

Командам раздаются карточки с отрывками из текста. Задание: Найти продолжение отрывка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

I команда

Карточка 1

Однако жив Руслан несчастный…



Карточка 2

В то время доблестный Фарлаф…

Карточка 3

На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит…





II команда

Карточка 4

Узнай, Руслан, твой оскорбитель…

Карточка 5

Княжна встает, и вмиг шатер…

Карточка 6

И входит с важностью за нею

Горбатый карлик из дверей…

6. Конкурс рисунков.

Каждая команда представляет рисунок, на котором изображен один из главных героев или какой-либо отрывок из нее.

7. Итог урока.

Подсчет баллов выявление команды-победителя.

— Когда была написана поэма?

— Каков финал поэмы? Добрые или злые силы побеждают?

— Что важнее: красота внутренняя или внешняя?

Д/з: написать сочинение-миниатюру «Мой любимый герой поэмы «Руслан и Людмила».



Использованная литература

В.Я.Коровина. Литератураю 5 класс.

А. С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила».













Свежие документы:  Конспект урока на тему "Сказка, сказка к нам явись"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: