«Погружение» в тему урока.
— «Как сделать так, чтобы меня понимали?» Такой вопрос вы часто задаёте и себе, и родителям, и учителям. Одни хотят, чтобы им помогли взрослые. Другие хотели бы послушать мнение ровесников.
Мне кажется, ребята, что с этим вопросом вам лучше обратиться к самим себе, поискать ответ в своём отношении к людям, к окружающему миру.
Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.
Вопросы По горизонтали:
Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди ?(клад)
Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (кольцо)
Где пряталась сила Черномора? (Борода)
Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король? (корона)
Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (нога)
Ответ по вертикали: «Добро»
— Как вы понимаете это слово «добро»? Проверим нашу точку зрения.
(По словарю С И Ожегова: добро -1 Всё положительное, хорошее, полезное
2. Имущество, вещи)
— Какое лексическое значение мы будем использовать сегодня на уроке? (Первое)
— На предыдущем уроке вы получили домашнее задание, нарисовать рисунки на тему «Добро»
Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово «добро»
(Только один мальчик, по просьбе учителя. нарисовал «зло»)
— Какой рисунок не соответствует теме «Добро»? Почему?
— Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра?
— А зла? (У добра цвета яркие, а зло всегда бывает страшным, чёрным)
Объявление темы урока
— Тема нашего урока «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души…»
Эпиграф: Когда метель кричит, как зверь, —
Протяжно и сердито,
Не запирайте вашу дверь,
Пусть будет дверь открыта.
Б. Окуджава
Сегодня мы продолжаем разговор о сказке К.Паустовского «Тёплый хлеб» и к концу урока постараемся ответить на вопросы:
Чему учит нас эта сказка?
В чём мудрость этой простой сказки?
Изучение темы урока.
— Давайте вспомним, с чего начинается эта необычная история?
— Почему Филька ударил коня?
— Что изменилось в природе после того, как Филька обидел раненого коня? (Засвистел пронзительный ветер, летела солома с крыш…)
— Закроем глаза и представим себе эту картину…
— Какие чувства вы испытали? (Страх, беспокойство, ужас)
— Прочитаем отрывок на тему «Рассказ Филькиной бабки» со слов: «Метель начала затихать к вечеру» — до слов: «- Да ну его, Панкрата!- сказал Филька и затих»
— Как описывает Паустовский лютый холод, обрушившийся на Бережки? Докажите словами из текста. («А к ночи небо зазеленело как лед, звёзды примерзли к небесному своду… и она светила бы и мерцала. как маленькая звезда»)
— Чем грозит мороз всей деревне?
(Он обещает « неминучую смерть…»)
— Филькина бабушка рассказывает страшную историю, которая случилась сто лет назад по вине «другого человека, обидчика».
— Как вы думаете, что чувствовал Филька, когда слушал бабушкину историю? Почему? (Ему было стыдно и страшно. О его состоянии говорят: хриплый голос, всхлипывание из- под тулупа)
— Можно ли назвать рассказ бабушки притчей? Докажите.
(Притча – это короткий поучительный рассказ. В притчах люди из поколения в поколение передают свой жизненный опыт)
— В чём заключается мудрость бабушки?
(Она помогает Фильке задуматься о своем поступке)
— Так отчего же стрясся мороз?
(Мороз стрясся от злобы людской)
— На что решается Филька?
(Отправляется к деду Панкрату)
Физкультминутка.
— Итак, Филька отправляется к деду Панкрату
— Давайте посмотрим, как это происходило…
— Что же придумал Филька?
— Почему он уверен, что ребята помогут ему? («Наши ребята – хорошие»
— Прав ли он оказался?
— Кто ещё пришёл на помощь?
(Старики и старая сорока)
— Как помогла Фильке старая сорока?
(Она разбудила тёплый ветер, упросила его помочь людям)
— Как пришло спасение?
— Найдите в тексте и зачитайте эпизод примирения Фильки с конём?
(«На следующее утро…»
— Почему рассказ называется «Тёплый хлеб» (Т.к хлеб добрый, сделанный с любовью)
— В тексте есть такие строчки: «Все улыбались, радовались» Почему все радовались? (Потому что добро и желание его творить оказалось сильнее зла)
V Итог урока
Чему же учит нас эта полусказочная история? (Она учит нас быть добрыми и приветливыми, ценить доверие, любовь, труд. Уметь отвечать за свои поступки, быть совестливыми, милосердными и беречь родную землю и все живое на ней, помогать всем, кто нуждается в этом, как помогали жители деревни Бережки раненному коню и оступившемуся Фильке)
— А в чем же мудрость этой сказки?
(Если сделал злое дело, ситуацию надо попытаться обязательно исправить, но лучше зла не делать никому и никогда)
— Как по вашему, можно связать смысл темы урока, эпиграфа и ваших рисунков?
VI. Рефлексия
— А теперь давайте определим наше настроение, ощущения, которые мы получили от сегодняшнего урока. На партах у вас лежат лепестки разных цветов.
Если вам урок понравился и у вас прекрасное настроение, то прикрепите к нашей сердцевинке лепесток красного цвета; если что-то не понравилось в уроке, то прикрепите – жёлтый лепесток; если урок совсем не понравился и у вас пасмурное настроение , то лепесток синего цвета.
VII. Заключение
Заповедь старца
В дни римского императора Трояна в городе Эфесе жил старец, просвитер Иоанн, такой древний, что успело смениться несколько поколений, а он всё жил. И думали в городе, что он и есть тот самый Иоанн, один из двенадцати Апостолов, тот, «кого любил Иисус», кто написал одно из Евангелей. Был он слаб и уже не мог ходить. Когда же люди расспрашивали его, просили рассказать что – нибудь об Иисусе Христе, он отвечал: только одно: «Дети, любите друг друга, любите друг друга!» Это наскучило всем, и однажды ему сказали: «Иоанн, что же ты повторяешь всё одно и то же?». Он помолчал, подумал и сказал: «Так Господь велел, и этого одного, если исполнить, — довольно…- И опять: Дети, любите друг друга…»
Подумай и ты. А вдруг этого действительно достаточно, чтобы начать строить на нашей планете счастливую жизнь? И всегда понимать друг друга, и совершать только добрые поступки.Дома вы подумаете ,а на следующем уроке мы вместе постараемся ответить на этот вопрос .
VII. Домашнее задание (на выбор)
Нарисуйте Филькино сердце.
Напишите сочинение – миниатюру «Я увидел чудо» (какие чудеса происходят с людьми, когда они совершают добрые поступки)
VIII. Оценки за урок
Разгадывание кроссворда (1 ученик ведет запись слов у доски) На доске запис. лекс. значение слова Рассказы 2-3-х ребят Зачитывает учитель Проблемные вопросы запис. на доске Краткий выборочный пересказ Включ.музыка (метель) Чтение по ролям Инсценировка отрывка (муз. оформлен) или просмотр фрагмента из мультфильма «Ромашка настроения» (уч-ся прикрепляют свои лепестки) |