Конспект урока по Литературе «Урок литературы по сказке К Г Паустовского «Тёплый хлеб» «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души…»»

Тема Урок литературы по сказке К Г Паустовского «Тёплый хлеб»

«В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души…»


Цель: 1. Познакомить учащихся со слогом К Паустовского.

2. Развивать монологическую речь

3. Пробудить стремление к самоанализу своих поступков

4. Воспитывать уважение к старшим, к их мудрым советам; доброе отношение ко всему живому на земле.


Оформление и оборудование:

  1. Портрет К Паустовского

  2. Эпиграф (слова Б Окуджавы)

  3. Рисунки детей по произведению на тему «Добро»

  4. Выставка книг К Паустовского

  5. Словарь С И Ожегова

  6. Мультфильм «Тёплый хлеб»

  7. Муз. оформление («вой ветра», «ржание лошади», песня «Если добрый ты…»)

  8. Кроссворд


1






2








3







4








5








Ход урока

  1. Организационный момент (звучит отрывок из песни «Если добрый ты…»)

  1. «Погружение» в тему урока.

«Как сделать так, чтобы меня понимали?» Такой вопрос вы часто задаёте и себе, и родителям, и учителям. Одни хотят, чтобы им помогли взрослые. Другие хотели бы послушать мнение ровесников.

Мне кажется, ребята, что с этим вопросом вам лучше обратиться к самим себе, поискать ответ в своём отношении к людям, к окружающему миру.

Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.

Вопросы По горизонтали:

  1. Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди ?(клад)

  2. Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (кольцо)

  3. Где пряталась сила Черномора? (Борода)

  4. Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король? (корона)

  5. Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (нога)


Ответ по вертикали: «Добро»


— Как вы понимаете это слово «добро»? Проверим нашу точку зрения.

(По словарю С И Ожегова: добро -1 Всё положительное, хорошее, полезное

2. Имущество, вещи)

— Какое лексическое значение мы будем использовать сегодня на уроке? (Первое)


— На предыдущем уроке вы получили домашнее задание, нарисовать рисунки на тему «Добро»


Расскажите по своим рисункам, как вы понимаете и представляете слово «добро»

(Только один мальчик, по просьбе учителя. нарисовал «зло»)


— Какой рисунок не соответствует теме «Добро»? Почему?

— Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра?

— А зла? (У добра цвета яркие, а зло всегда бывает страшным, чёрным)


  1. Объявление темы урока

— Тема нашего урока «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души…»

Эпиграф: Когда метель кричит, как зверь, —

Протяжно и сердито,

Не запирайте вашу дверь,

Пусть будет дверь открыта.

Б. Окуджава

Сегодня мы продолжаем разговор о сказке К.Паустовского «Тёплый хлеб» и к концу урока постараемся ответить на вопросы:

Чему учит нас эта сказка?

В чём мудрость этой простой сказки?


  1. Изучение темы урока.


— Давайте вспомним, с чего начинается эта необычная история?

— Почему Филька ударил коня?

— Что изменилось в природе после того, как Филька обидел раненого коня? (Засвистел пронзительный ветер, летела солома с крыш…)

Закроем глаза и представим себе эту картину…


— Какие чувства вы испытали? (Страх, беспокойство, ужас)

— Прочитаем отрывок на тему «Рассказ Филькиной бабки» со слов: «Метель начала затихать к вечеру» — до слов: «- Да ну его, Панкрата!- сказал Филька и затих»


— Как описывает Паустовский лютый холод, обрушившийся на Бережки? Докажите словами из текста. («А к ночи небо зазеленело как лед, звёзды примерзли к небесному своду… и она светила бы и мерцала. как маленькая звезда»)


— Чем грозит мороз всей деревне?

(Он обещает « неминучую смерть…»)


— Филькина бабушка рассказывает страшную историю, которая случилась сто лет назад по вине «другого человека, обидчика».

— Как вы думаете, что чувствовал Филька, когда слушал бабушкину историю? Почему? (Ему было стыдно и страшно. О его состоянии говорят: хриплый голос, всхлипывание из- под тулупа)

— Можно ли назвать рассказ бабушки притчей? Докажите.

(Притча – это короткий поучительный рассказ. В притчах люди из поколения в поколение передают свой жизненный опыт)

В чём заключается мудрость бабушки?

(Она помогает Фильке задуматься о своем поступке)

— Так отчего же стрясся мороз?

(Мороз стрясся от злобы людской)

— На что решается Филька?

(Отправляется к деду Панкрату)


Физкультминутка.


— Итак, Филька отправляется к деду Панкрату

— Давайте посмотрим, как это происходило…


— Что же придумал Филька?

— Почему он уверен, что ребята помогут ему? («Наши ребята – хорошие»

Прав ли он оказался?

— Кто ещё пришёл на помощь?

(Старики и старая сорока)

— Как помогла Фильке старая сорока?

(Она разбудила тёплый ветер, упросила его помочь людям)

— Как пришло спасение?

— Найдите в тексте и зачитайте эпизод примирения Фильки с конём?

(«На следующее утро…»

— Почему рассказ называется «Тёплый хлеб» (Т.к хлеб добрый, сделанный с любовью)

— В тексте есть такие строчки: «Все улыбались, радовались» Почему все радовались? (Потому что добро и желание его творить оказалось сильнее зла)


V Итог урока

Чему же учит нас эта полусказочная история? (Она учит нас быть добрыми и приветливыми, ценить доверие, любовь, труд. Уметь отвечать за свои поступки, быть совестливыми, милосердными и беречь родную землю и все живое на ней, помогать всем, кто нуждается в этом, как помогали жители деревни Бережки раненному коню и оступившемуся Фильке)

А в чем же мудрость этой сказки?

(Если сделал злое дело, ситуацию надо попытаться обязательно исправить, но лучше зла не делать никому и никогда)


— Как по вашему, можно связать смысл темы урока, эпиграфа и ваших рисунков?


VI. Рефлексия

— А теперь давайте определим наше настроение, ощущения, которые мы получили от сегодняшнего урока. На партах у вас лежат лепестки разных цветов.

Если вам урок понравился и у вас прекрасное настроение, то прикрепите к нашей сердцевинке лепесток красного цвета; если что-то не понравилось в уроке, то прикрепите – жёлтый лепесток; если урок совсем не понравился и у вас пасмурное настроение , то лепесток синего цвета.


VII. Заключение

Заповедь старца

В дни римского императора Трояна в городе Эфесе жил старец, просвитер Иоанн, такой древний, что успело смениться несколько поколений, а он всё жил. И думали в городе, что он и есть тот самый Иоанн, один из двенадцати Апостолов, тот, «кого любил Иисус», кто написал одно из Евангелей. Был он слаб и уже не мог ходить. Когда же люди расспрашивали его, просили рассказать что – нибудь об Иисусе Христе, он отвечал: только одно: «Дети, любите друг друга, любите друг друга!» Это наскучило всем, и однажды ему сказали: «Иоанн, что же ты повторяешь всё одно и то же?». Он помолчал, подумал и сказал: «Так Господь велел, и этого одного, если исполнить, — довольно…- И опять: Дети, любите друг друга…»


Подумай и ты. А вдруг этого действительно достаточно, чтобы начать строить на нашей планете счастливую жизнь? И всегда понимать друг друга, и совершать только добрые поступки.Дома вы подумаете ,а на следующем уроке мы вместе постараемся ответить на этот вопрос .


VII. Домашнее задание (на выбор)

  1. Нарисуйте Филькино сердце.

  2. Напишите сочинение – миниатюру «Я увидел чудо» (какие чудеса происходят с людьми, когда они совершают добрые поступки)


VIII. Оценки за урок













Разгадывание кроссворда (1 ученик ведет запись слов у доски)









На доске запис. лекс. значение слова







Рассказы 2-3-х ребят










Зачитывает учитель









Проблемные вопросы запис. на доске




Краткий выборочный пересказ






Включ.музыка (метель)


Чтение по ролям


































Инсценировка отрывка (муз. оформлен) или просмотр фрагмента из мультфильма




































«Ромашка настроения» (уч-ся прикрепляют свои лепестки)


Свежие документы:  Тест «Самый внимательный читатель»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: