3
Урок по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Цели:
Познакомить учащихся с повестью.
Формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой.
Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения на основе анализа различных точек зрения, составлять план.
Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи.
Определить роль учителя на уроке: активизировать познавательную деятельность учащихся, следить за ходом рассуждения, если удастся — дискуссии; поощрять инициативу учащихся по всестороннему изучению вопроса, помогать в формулировке выводов и обобщений; заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о переломном моменте отечественной истории, установить связь далеких событий с сегодняшним днем.
Тип урока: комбинированный
Метод урока: (основной) аналитический,
Оборудование урока.
Текст повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» на каждом столе
Презентация- иллюстрация текста повести.
Тест, проверяющий знание и понимание текста произведения (6 вариантов).
План анализа эпизодов повести для групповой работы и конспектирования результатов (на каждом столе).
Аудиозапись отрывка из 2 сонаты Бетховена.
План.
Постановка целей.
Проверка знания текста (макс. на 3 балла).
Групповая работа по анализу фрагментов повести.
Проблемная беседа.
Подведение итогов урока.
Формируемые умения.
Знать и понимать содержание произведения.
Владеть умением идейно-художественного анализа прозаического произведения.
Уметь ставить проблемные вопросы к произведению и отвечать на них.
Проверка знания текста (6 вариантов).
ВАРИАНТ 1
Кто из героев веселит гостей иллюстрированными анекдотами из жизни близких?
Кто из героев рассказывает истории, «похожие», по его мнению, на настоящую любовь?
Кто из героев подарил Вере Николаевне записную книжку, переделанную из старинного молитвенника?
Кто из героев предлагает попросить жандарма пригрозить неизвестному поклоннику Веры Николаевны?
О ком это: «Он до сих пор обожал ее, … всегда старался сесть около нее, незаметно притронуться к ней и ухаживал за ней так влюблённо и самодовольно, что становилось за него и жалко и неловко.»
О ком это: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком.»
А) Княгиня Вера Николаевна.
Б) Ее муж Василий Львович.
В) Ее сестра Анна.
Г) Муж Анны Густав Иванович Фриессе.
Д) Генерал Аносов.
Е) Чиновник Желтков.
Ж) Брат Веры Николай Николаевич.
Другие варианты отличаются порядком предложенных вопросов и ответов.
Ключи к вариантам теста.
ВАРИАНТ 1: Б Д В Ж Г Е
1 ВАРИАНТ : Ж Г Б А В Д
2 ВАРИАНТ: Е Д Б Ж А В
1 ВАРИАНТ: В Ж Б Д Е Г
2 ВАРИАНТ: Д Г А Е Ж Б
ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ ЭПИЗОДОВ ПОВЕСТИ.
Образец – анализ 1 главы – дает учитель.
Как увертюра музыкального произведения, 1 глава содержит три главные темы повести.
1 тема – описание бури. На один абзац 4 сравнения («точно бешеный бык», «как водяная пыль», «точно волны в бурю», Казалось, будто кто-то бегает…»). Итог разгула стихии трагический: «Только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.»
2 тема — описание спешного переезда дачников – имеет совершенно другую эмоциональную окраску. Автор не жалеет эпитетов: мутная кисея дождя, скарб жалкий, изношенный, грязный и нищенский (какой из них имеет обобщающее значение?), лошади обессилевшие, запотевшие, дрогали – возчики грузовых телег дрог – сипло ругавшиеся, закутанные от дождя в рогожи. И оставленные дачи – печальные, пустые и оголенные, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками…
3 тема – наступивших прелестных дней – прямо противоположна двум первым. Тихие безоблачные дни, ясные, солнечные, теплые, поля обсохшие, слюдяной блеск паутины, успокоившиеся деревья роняют листья бесшумно и покорно…
С какими героями вы бы связали эти темы?
Работа в группах – анализ эпизодов повести.
(На подготовку к ответу дается 7 минут, в течение которых звучит музыка Бетховена – Apassionate из 2-й сонаты, в это время учитель проверяет тест по содержанию.)
1 ГРУППА. Анна и ее подарок (гл.2 — 3).Образ Анны построен на контрастах. Найдите их. Какой представляется вам сестра княгини Веры? Счастлива ли она?
2 ГРУППА. Подарок Желткова (гл.5)Куприн очень подробно описывает подарок. Можем ли мы судить по этой сцене, с какими чувствами Желтков готовил подарок и с какими Вера Николаевна получила его? Какие слова вы считаете ключевыми?
3 ГРУППА. Объяснение (гл.10).Куприн не нашел нужным описать жилье князей Шеиных, а комнату Желткова описывает очень подробно. С какой целью? Как меняется настроение участников этой сцены? Отчего? Какими средствами передает эти перемены Куприн?
(Выступления учащихся по предложенным вопросам, направляемые и корректируемые учителем.)
Какие проблемы стоят в центре повести?
Гибель любви под влиянием сословных предрассудков?
Трагедия неразделенной любви?
Трагичность жизни без любви?
Обратимся к гл.13, финальной. (Чтение эпизода учителем в сопровождении аудиозаписи отрывка из 2 сонаты Бетховена).
Как мысленно называет для себя княгиня Вера Желткова в начале главы? («…этот мертвец с смешной фамилией Желтков.»)
Совпадает ли обращение к ней, которое она слышит в музыке, с тем, которым начиналось письмо – поздравление?
Почему Веру не тронул подарок, предсмертное письмо она назвала «вмешательством чего-то ужасного», а музыка дала ей чувство искупления вины: «…он меня простил теперь. Все хорошо.»?
Чьи это слова: «…мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки»? Какое это мгновение?
ВЫВОД:
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:
Судьба Желткова: победа или поражение?
Кто несчастнее: безответно любящий Желтков или не любящая мужа Анна?
ОЦЕНКИ ЗА УРОК: ДО 3 БАЛЛОВ ЗА ТЕСТ И ДО 2 БАЛЛОВ ЗА УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ.