Тема урока: Урок-путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена.
Цель урока: Знакомство с «великим сказочником» и его творчеством.
Воспитание нравственно-этической культуры .
Формирование стремления к самореализации личности через творчество.
Оборудование : Презентация, диск с фильмами « Сказки Андерсена», книги «Сказки Андерсена».
Эпиграф к уроку.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало.
Г.Х.Андерсен
Ход урока:
1. Слово учителя.
Книга Андерсена.
Чтение текста сказки «Гадкий утенок».
«Стояло лето. И особенно хорошо было за городом. Утка ждала седьмого, последнего утенка. Но яйцо было больше других. И она была уверена, что из него вылупится настоящий богатырь. И вот в один прекрасный момент яйцо под ней треснуло , и из него с писком вывалился долгожданный птенец. Он был большой, серый и какой-то неказистый.
-Какой гадкий! – разом воскликнули утята.
И все обитатели птичьего двора стали толкать и клевать его.
Бедный утенок в одиночестве, осень и зиму провел в голоде и холоде.
Наступила весна. По озеру плавали сказочные белые птицы.
И утенок отважился: — Поплыву – ка я к ним.
Пусть они заклюют меня за то, что я такой безобразный, пусть!
И он устремился навстречу прекрасным птицам.
-Кто ты? Откуда ты взялся? – спрашивали они.
-Никогда мы не видели такого красивого лебедя!
Утенок склонил голову и увидел в блестящей и гладкой как зеркало воде, свое отражение.
Это был вовсе не он, гадкий утенок. Это был прекрасный белый лебедь!»
-Вы узнали сказку?
Сюжет сказки «Гадкий утенок» очень похож на биографию писателя.
Все горести Гадкого утенка, которого клевали и щипали самодовольные обитатели птичьего двора, — это страдания, которые выпали на долю Андерсена.
«Сначала надо много-много пережить», — с грустью признавался он, — и верил в себя, свои силы, в торжество добра над злом.
50 лет писал Андерсен свои сказки для детей. В историях, которые придумывал писатель, Андерсен представлял себя неизменно красивым, юным, оживленным, им владела чудесная сила воображения.(Звучит музыка. Входит сказочник Андерсен).
-Добро пожаловать, добрый сказочник Андерсен.
2.Творческая лаборатория. Инсценировка эпизодов любимых сказок Г.Х.Андерсена.
-Дорогие друзья! Приглашаю Вас совершить «путешествие» в сказочную страну Андерсена.
А нашим проводником будет Оле-Лукойе. (Просмотр фрагмента сказки «Снежная королева». Эпизод Оле-Лукойе.
— Одной из самых поэтических и красивых была сказка «Снежная королева».
1) Просмотр фрагмента сказки «Санки Снежной королевы».
Первая творческая группа.
Сценка 1 « Снежная королева».
Кай и Герда
2) Просмотр фрагмента « Разбойница».
Сценка 2 « Разбойница».
-Дорогие друзья! Вы узнали героев сказки?
— Вывод: Несомненно, в сказке добро одерживает победу над злыми силами.
Как говорил сказочник, в «Снежной королеве», «дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь».
Доброта и самоотверженность обладают огромной притягательной силой
Вторая творческая группа.
Сказка «Соловей».
— Сказочник однажды признался: «Я стремился обратить как можно больше внимания на богатейший источник моего творчества — природу». « В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные – китайцы. В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского».
Сценка 1 «Император и Соловей».
Вывод: Соловей помог императору увидеть, что в мире много несчастных и обездоленных; Маленькая птичка научила императора ценить добро.
Третья творческая группа . Презентация «Русалочка».Памятник в Копенгагене.
— Темно-голубое море с белыми парусниками у берегов Дании. У кромки воды, окутанная светлой печалью, сидит Русалочка, — знаменитая героиня сказки Андерсена.
Вывод: «Русалочка» — одна из самых лиричных, гуманных, добрых сказок Андерсена. Образ Русалочки стал символом Копенгагена, столицы Дании.
Четвёртая творческая группа.
-Считается, что «любовь побеждает зло».
О великой силе любви сказка «Дикие лебеди».
-Сценка «Дикие лебеди».
Вывод: Андерсен учит светлой вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.
Пятая творческая группа.
-В предисловии к сборнику «Новых сказок» Андерсен замечает: «Из действительности – то и вырастают чудеснейшие сказки!».
— Другую интересную историю поведали нам герои сказки …
1) сценка из сказки «Свинопас».
-Дорогие друзья! Вы узнали сказку?
Шестая творческая группа.
— Всем известен оловянный солдатик за его потрясающую стойкость и прелестная балерина.
1) сценка из сказки «Стойкий оловянный солдатик».
— Спасибо замечательным персонажам сказок Г.Х.Андерсена. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен – величайший мастер изумлять людей полетом воображения. Сила воображения помогла ему увидеть в обычной вещи необыкновенный сказочный образ.
Просмотр эпизода «Чернильница».
4. Определение домашнего задания: Творческая работа.
«Когда Андерсен поселился в гостинице, то в чернильнице оставалось еще немного чернил. Он начал писать ими сказку. Но с каждым часом сказка бледнела на глазах, потому что Андерсен несколько раз разбавлял чернила водой. Так ему и не удалось окончить ее – веселый конец сказки остался на дне чернильницы.
Андерсен решил, что следующую сказку он так и назовет: «История, оставшаяся на дне высохшей чернильницы».
-Попробуйте и Вы, дорогие друзья, сочинить небольшую историю, «оставшуюся на дне высохшей чернильницы», а главным героем пусть станет самая обычная вещь.
5. Подведение итогов урока:
Рефлексия.
— Герои каких сказок Андерсена были у нас в гостях ?
1. « Стойкий оловянный солдатик».
2. « Свинопас».
3. «Гадкий Утенок».
4. «Снежная Королева».
5. « Русалочка».
6. « Дикие лебеди».
7. « Соловей».
6.Оформляется выставка книг « Сказки Г.Х.Андерсена».
(Персонаж Андерсен благодарит детей за знание сказок и желает вдохновения и творческих успехов). Звучит песня «Дорогою добра».
Литература:
1. Грёнбек Б. Ганс Христиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность. — М.: Прогресс, 1979.
2. Ганс-Христиан Андерсен. Сказки и истории. -М.: Поматур,1992.