Урок литературы в 5 классе
Тема: Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Личностные результаты:
— стремление человека к познанию окружающего мира на основе опыта, накопленного многими поколениями;
— осознание значения семьи в жизни человека;
— становление личности человека;
— цельность характера, отвага, закалённость в борьбе за жизнь;
— нерасторжимое чувство единства природы и человека.
Метапредметные результаты:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать своё мнение;
— формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные:
— умение анализировать литературное произведение, характеризовать его героев, понимать и формировать тему и идею;
— понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
— умение пересказывать отрывки, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Оборудование: ватман, географическая карта.
Виды деятельности:
— поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;
— продуктивная творческая: художественный пересказ от лица героя;
— репродуктивная: индивидуальное сообщение ученика, осмысление сюжета произведения, характеров, выборочный краткий пересказ;
— исследовательская: анализ текста рассказа, анализ образа.
Ход урока:
— Индивидуальное сообщение ученика об истории создания рассказа «Васюткино озеро».
— Проблемный вопрос на урок (запись на доске) «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?».
— Групповая работа (5 групп – 5 заданий на карточках, выбирает задание представитель от группы).
1) «Психологи»
Какие черты характера Васютки помогли ему выжить в тайге?
Проследите за внутренним состоянием героя, его переживаниями. От имени Васютки опишите его состояние, когда он заблудился, как преодолеть страх.
2) «Топографы»
Что открыл Васютка в тайге? Почему так назван рассказ?
Составьте маршрут героя, объясните, как он заблудился и как выбрался.
3) «Хранители времени»
Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? Когда (в какой именно день) заблудился и когда был спасён?
По дням распишите распорядок занятий главного героя в тайге.
4) «Географы»
Отец Васютки говорил: «Тайга – наша кормилица». Но ему же принадлежат слова «Тайга хлипких не любит». Какой же изображает автор тайгу?
Расскажите о климате тайги, покажите на карте географические места, указанные в рассказе.
5) «Аналитики»
Заполните таблицу «Уроки тайги» в рабочей тетради к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс, часть 2 (автор Ф.Е. Соловьёва).
Задание сформулировано так: заполните правую часть, подобрав цитаты. Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Чему научила Васютку тайга?»
— Выступление групп.
— Итоги урока.
Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока к записанному на доске:
Почему Васютка смог выжить в тайге, что ему помогло?
Дополнительный вопрос:
Откуда Васютка всё знает, кто его научил?
Д/з: подготовить сообщение о детских годах Е. Носова, подготовить выставку картин.
Список используемой литературы:
Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс: Методическое пособие/Ф.Е. Соловьёва; под редакцией Г.С. Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа) – с. 283
Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина «Литература» 5 класс: в 2 частях. Ч.2 – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа) – с. 51
Лапшина О.А. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Литература в школе. – 2005. — № 4, с .35
Корнилова И.Н. Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2009. — № 6, с .9