Конспект урока по литературе в 10 классе «Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Светское общество Петербурга и Москвы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Учебный Ершовского района Саратовской области»











Конспект урока по литературе
в 10классе

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Светское общество Петербурга и Москвы.







подготовила

учитель русского языка и литературы

Малянова Елена Николаевна











п.Учебный 201



Цель: провести сопоставительный анализ общества Петербурга и Москвы, начать работу над центральными образами романа.



Оборудование: текст романа, фрагменты из кинофильма режиссера С. Ф. Бондарчука «Война и мир».



Ход урока



I Аналитическая работа с текстом (проверка домашнего задания).



1 Просмотр фрагментов из кинофильма С. Ф. Бондарчука «Война и мир».

Вопросы:

1) С чем сравнивает Л.Н. Толстой салон А.П. Шерер? (Прядильная мастерская.)

2) Какова роль такого сравнения?

2 Комментированное чтение гл. 7-9 первого тома романа.

3 Сопоставление светского общества Петербурга и Москвы.

1) Сравните атмосферу, царящую в салоне А.П. Шерер, с настроениями в семейном дворянском доме Ростовых, охарактеризуйте манеры поведения, тон и темы разговоров, отношение к проблеме « война и Наполеон».

2) Основные мысли зафиксируйте в таблице (работа в парах):



Петербург (салон А. П. Шерер)

Москва (дом Ростовых)


1.Атмосфера лжи и интриганства, стремление «соответствовать»,

жизнь на европейский манер,

отчужденность и мелкие эгоистичные

цели; отсутствие любви даже

между мужем и женой, отцами и

детьми.


1. Патриархальные основы жизни, искренние чувства; простота нравов; взаимная близость между детьми и родителями, господами и слугами.








1.Отношение к Наполеону родственно- домашнее.


2. Разговор о Бонапарте ведется

вскользь, т. к. Ростовым он не «вскружил голову».




3) Какую роль играет противопоставление светского общества Петербурга и Москвы?

На чьей стороне симпатия автора. Почему?

В тетрадях зафиксируйте портретные и речевые характеристики Андрея, Пьера, Ростовых (обращается внимание учащихся на стремление писателя через внешность привести читателя к внутреннему миру героя).

4 Общие выводы. (Петербург предстает на первых страницах романа холодной столицей, общество которой лицемерно и чопорно. Москва же является полной противоположностью: гостеприимна и радушна, все здесь искренно и человечно.)

II Домашнее задание

1) Подготовить цитатные характеристики трех семейств в романе: Болконские, Ростовы, Курагины.

2) Индивидуальные задания: подготовить сообщения о жизни семей Болконских и Ростовых.

III Итоги урока.





Свежие документы:  Технологическая карта к уроку литературного чтения «Иван Саввич Никитин «Русь»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: