Конспект урока по литературе в 5 классе по теме «Свобода. Выбор. Будущее»






Конспект урока по литературе в 5 классе

по теме «Свобода. Выбор. Будущее».
















Подготовила учитель русского языка

и литературы

Бондарович Елена Витальевна.








г. Остров

2012г.


Цель урока:

  • познакомиться с «Крохотками» А.И.Солженицына и

попытаться понять, какую роль играет выбор в жизни человека.


Оборудование:

  • парты, расставленные в три круга;

  • презентация;

  • таблички на партах: «Свобода», «Выбор», «Будущее»;

  • эпиграф на доске.


Ход урока.


Слово учителя.

Слайд 2


В одном из своих интервью патриарх Кирилл рассказал интересную притчу, которую я сейчас постараюсь вам пересказать.

В начале жизненного пути перед человеком открывается много дорог, и эти дороги сродни множеству лестниц, приставленных к разным стенам. Идёт человек и выбирает ту лестницу, которая ему больше всего понравилась. Ставит ногу на ступеньку, затем на другую и так поднимается всё выше и выше, не успевая даже оглянуться. И вот он оказывается почти на самом верху лестницы, смотрит вниз и с горечью обнаруживает, что приставил лестницу не к той стене. Что все усилия напрасны… А спускаться и вновь подниматься уже по другой лестнице нет ни сил, ни времени. Вот такая притча.

Получается, что человек, обладая свободой, делает неправильный выбор, и как следствие – выбирает не то будущее, не ту жизнь. Слова «Свобода», «Выбор», «Будущее» и будут главными, ключевыми словами на нашем сегодняшнем уроке, тема которого «Свобода. Выбор. Будущее».


Мы будем размышлять о том, всегда ли есть возможность выбора и как сделать этот самый правильный выбор; почему порой правильный выбор ведёт не к жизни, а к смерти…

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова святителя Тихона Задонского: «Плененный телом духом свободен».


??? Можете ли вы их как-то прокомментировать? (Что такое свобода? Внешняя свобода и внутренняя.)


Ответы учащихся.


Разобраться со всеми этими сложными понятиями нам помогут «Крохотки» А.И.Солженицына.


Слайд 3


А.И.Солженицын – русский писатель, ушедший из жизни в 2008-ом году. Человек, живший не по лжи, испытавший не только тяготы войны, но и все трудности человека, лишённого свободы. Писатель, получивший в 1970-ом году Нобелевскую премию, а через 4 года изгнанный из своей страны. В 1994-ом году Солженицын возвращается в Россию, где продолжает работать, не изменяя своему принципу «жить не по лжи». Обо всём, что в силу сложившихся обстоятельств, не смог сказать, он написал в своих произведениях. А вопросов, над которыми размышлял писатель, множество: и среди них есть те, которые интересуют сегодня и нас.


Слайд 4


В период с 1958-ого по 1960 Солженицын пишет маленькие рассказы, которые напоминают стихотворения в прозе, и объединяет их общим названием «Крохотки». Сегодня мы познакомимся с тремя миниатюрами: «Шарик», «Вязовое бревно», «Костёр и муравьи». Прежде, чем прослушаем эти произведения, я предлагаю каждой группе мыслителей (ведь у нас урок – размышление) свою тему:


  1. тема «Свобода»;

  2. тема «Выбор»;

  3. тема «Будущее».


(При обсуждении нового рассказа группы меняются темами).


В каждой группе есть ответственный – с него и спрос за всю команду.


У вас на партах листы с данными произведениями. Обращаться к ним мы будем по мере необходимости, а сейчас прослушаем в записи крохотку «Шарик» в исполнении самого писателя, А.И.Солженицына.


Слайд 5


1. Крохотка «Шарик» (звучит запись).


??? Давайте рассматривать все сегодняшние произведения, опираясь на эпиграф и тему нашего урока «Свобода. Выбор. Будущее». Идёт ли разговор в этой крохотке о каких-либо выше перечисленных понятиях? Перечитайте эту миниатюру, обсудите свою тему, а командир представит нам выводы, к которым пришла группа в процессе обсуждения.


Работа в группах


Ответы детей


??? Какие выводы из всего сказанного мы можем сделать?


Доска (учитель делает записи на доске после каждого

выступления учащихся).

1. Несвобода — свобода – выбор — свободная жизнь.


Слайд 6


2. Крохотка «Вязовое бревно (звучит запись).



Работа в группах.


Ответы детей.

Слайд 7



??? Я предлагаю вам следующий слайд для работы. Сравните записи в двух колонках. Почему автор так подробно рассказывает о людях, ведь даже произведение называется «Вязовое бревно»? Отвечать могут все.



??? Работа с выделенными словами.


??? Какие выводы из всего сказанного мы можем сделать?


Доска

2. Несвобода – выбор – жизнь.



Слайд 8


3. Крохотка «Костёр и муравьи» (звучит запись).



Работа в группах.


Ответы детей.


Слайд 9


??? Работа со слайдом.

Мы видим, что выбор здесь не в пользу жизни. Почему?



Ответы детей.



Работа с выделенными словами.


??? Какие выводы из всего сказанного мы можем сделать?



Доска

3. Несвобода – свобода – выбор – гибель.



??? Сравните наши записи на доске. Какие слова повторяются в каждой из них? Объясните. Вспомните эпиграф.


Доска 1. Несвобода — свобода – выбор – свободная жизнь.

Доска 2. Несвобода – выбор – жизнь.

Доска 3. Несвобода – свобода – выбор – гибель.


Слайд 10


Вывод: свободен ты или несвободен, у тебя всегда есть выбор. Помните, в начале урока я вам рассказала притчу про лестницу, приставленную не к той стене? Так вот мне кажется, что стен не так много – их только две. Одна символизирует – любовь, а другая нелюбовь. И главное – их не перепутать. А если ты ещё и свободен, тебе легче сделать выбор, ведь от этого выбора зависит твоё будущее.


В заключение нашего урока я предлагаю послушать ещё одну крохотку, которая называется «Молитва».

Слайд 11


  1. Крохотка «Молитва» (звучит запись).


Слайд 12-14



А другие — это мы с вами, и именно перед нами открыты все пути, но выбрать мы должны пути добра. И пока я ВИЖУ эти дороги света, я …ЖИВУ. Спасибо за работу!





Список литературы.


  1. Рассказы/ А.И.Солженицын. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.


Свежие документы:  Урок литературного чтения в 3 классе "Дж.Родари "Солнце и Туча"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: