Конспект урока по литературе в 5 классе
по теме «Свобода. Выбор. Будущее».
Подготовила учитель русского языка
и литературы
Бондарович Елена Витальевна.
г. Остров
2012г.
Цель урока:
познакомиться с «Крохотками» А.И.Солженицына и
попытаться понять, какую роль играет выбор в жизни человека.
Оборудование:
парты, расставленные в три круга;
презентация;
таблички на партах: «Свобода», «Выбор», «Будущее»;
эпиграф на доске.
Ход урока.
Слово учителя.
Слайд 2
В одном из своих интервью патриарх Кирилл рассказал интересную притчу, которую я сейчас постараюсь вам пересказать.
В начале жизненного пути перед человеком открывается много дорог, и эти дороги сродни множеству лестниц, приставленных к разным стенам. Идёт человек и выбирает ту лестницу, которая ему больше всего понравилась. Ставит ногу на ступеньку, затем на другую и так поднимается всё выше и выше, не успевая даже оглянуться. И вот он оказывается почти на самом верху лестницы, смотрит вниз и с горечью обнаруживает, что приставил лестницу не к той стене. Что все усилия напрасны… А спускаться и вновь подниматься уже по другой лестнице нет ни сил, ни времени. Вот такая притча.
Получается, что человек, обладая свободой, делает неправильный выбор, и как следствие – выбирает не то будущее, не ту жизнь. Слова «Свобода», «Выбор», «Будущее» и будут главными, ключевыми словами на нашем сегодняшнем уроке, тема которого «Свобода. Выбор. Будущее».
Мы будем размышлять о том, всегда ли есть возможность выбора и как сделать этот самый правильный выбор; почему порой правильный выбор ведёт не к жизни, а к смерти…
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова святителя Тихона Задонского: «Плененный телом духом свободен».
??? Можете ли вы их как-то прокомментировать? (Что такое свобода? Внешняя свобода и внутренняя.)
Ответы учащихся.
Разобраться со всеми этими сложными понятиями нам помогут «Крохотки» А.И.Солженицына.
Слайд 3
А.И.Солженицын – русский писатель, ушедший из жизни в 2008-ом году. Человек, живший не по лжи, испытавший не только тяготы войны, но и все трудности человека, лишённого свободы. Писатель, получивший в 1970-ом году Нобелевскую премию, а через 4 года изгнанный из своей страны. В 1994-ом году Солженицын возвращается в Россию, где продолжает работать, не изменяя своему принципу «жить не по лжи». Обо всём, что в силу сложившихся обстоятельств, не смог сказать, он написал в своих произведениях. А вопросов, над которыми размышлял писатель, множество: и среди них есть те, которые интересуют сегодня и нас.
Слайд 4
В период с 1958-ого по 1960 Солженицын пишет маленькие рассказы, которые напоминают стихотворения в прозе, и объединяет их общим названием «Крохотки». Сегодня мы познакомимся с тремя миниатюрами: «Шарик», «Вязовое бревно», «Костёр и муравьи». Прежде, чем прослушаем эти произведения, я предлагаю каждой группе мыслителей (ведь у нас урок – размышление) свою тему:
тема «Свобода»;
тема «Выбор»;
тема «Будущее».
(При обсуждении нового рассказа группы меняются темами).
В каждой группе есть ответственный – с него и спрос за всю команду.
У вас на партах листы с данными произведениями. Обращаться к ним мы будем по мере необходимости, а сейчас прослушаем в записи крохотку «Шарик» в исполнении самого писателя, А.И.Солженицына.
Слайд 5
1. Крохотка «Шарик» (звучит запись).
??? Давайте рассматривать все сегодняшние произведения, опираясь на эпиграф и тему нашего урока «Свобода. Выбор. Будущее». Идёт ли разговор в этой крохотке о каких-либо выше перечисленных понятиях? Перечитайте эту миниатюру, обсудите свою тему, а командир представит нам выводы, к которым пришла группа в процессе обсуждения.
Работа в группах
Ответы детей
??? Какие выводы из всего сказанного мы можем сделать?
Доска (учитель делает записи на доске после каждого
выступления учащихся).
1. Несвобода — свобода – выбор — свободная жизнь.
Слайд 6
2. Крохотка «Вязовое бревно (звучит запись).
Работа в группах.
Ответы детей.
Слайд 7
??? Я предлагаю вам следующий слайд для работы. Сравните записи в двух колонках. Почему автор так подробно рассказывает о людях, ведь даже произведение называется «Вязовое бревно»? Отвечать могут все.
??? Работа с выделенными словами.
??? Какие выводы из всего сказанного мы можем сделать?
Доска
2. Несвобода – выбор – жизнь.
Слайд 8
3. Крохотка «Костёр и муравьи» (звучит запись).
Работа в группах.
Ответы детей.
Слайд 9
??? Работа со слайдом.
Мы видим, что выбор здесь не в пользу жизни. Почему?
Ответы детей.
Работа с выделенными словами.
??? Какие выводы из всего сказанного мы можем сделать?
Доска
3. Несвобода – свобода – выбор – гибель.
??? Сравните наши записи на доске. Какие слова повторяются в каждой из них? Объясните. Вспомните эпиграф.
Доска 1. Несвобода — свобода – выбор – свободная жизнь.
Доска 2. Несвобода – выбор – жизнь.
Доска 3. Несвобода – свобода – выбор – гибель.
Слайд 10
Вывод: свободен ты или несвободен, у тебя всегда есть выбор. Помните, в начале урока я вам рассказала притчу про лестницу, приставленную не к той стене? Так вот мне кажется, что стен не так много – их только две. Одна символизирует – любовь, а другая нелюбовь. И главное – их не перепутать. А если ты ещё и свободен, тебе легче сделать выбор, ведь от этого выбора зависит твоё будущее.
В заключение нашего урока я предлагаю послушать ещё одну крохотку, которая называется «Молитва».
Слайд 11
Крохотка «Молитва» (звучит запись).
Слайд 12-14
А другие — это мы с вами, и именно перед нами открыты все пути, но выбрать мы должны пути добра. И пока я ВИЖУ эти дороги света, я …ЖИВУ. Спасибо за работу!
Список литературы.
Рассказы/ А.И.Солженицын. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.