Тема : Татарская сказка «Три дочери».
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Цель: познакомить учащихся с татарской сказкой.
Задачи:
-развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения;
— обогащать словарный запас учащихся; связную устную речь;
— на примере сказки воспитывать уважительное отношение к старшим.
Оборудование: Картинка с национальными костюмами татар, картинки белки, черепахи, паука, карточки для чтения.
Ход урока.
Организационный момент.
Прочитать и объяснить смысл пословицы.
Мир не без добрых людей.
Проверка домашнего задания: ответы на вопросы к сказке.
— Что вы читали дома? (Сказку «Два Мороза»).
— Расскажите, как встретились два Мороза. Как решили позабавиться братья Морозы? Найдите в тексте.
— Найдите в тексте описание двух путников.
— Получилось ли заморозить Морозу купца? Почему?
— А крестьянина? Почему?
— Прочитайте последнее предложение, объясните его смысл.
Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня вы познакомитесь с татарской сказкой. Будете упражняться в правильном и выразительном чтении сказки, отвечать на вопросы к тексту, анализировать поступки героев. Читать по ролям, пересказывать.
5. Подготовка к восприятию сказки.
А) Рассказ учителя.
-Татары — народ в Российской Федерации, основное население Татарии. Национальный язык – татарский. Татарские деревни (аулы) располагались вдоль рек. Традиционное занятие татар – земледелие. Для татар характерна особая любовь к лошади. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы как золотое шитьё, вышивка. Резьба по камню и дереву и многое другое.
Б) словарь:
Ярмарка — это сезонная распродажа товаров, рынок.
Рассматривание картинок черепахи, белки, паука.
-Что вы знаете о этих животных?(картинки).
Чтение трудных слов по слогам: неподалёку, рассердилась, захлопнулись, ярмарка, счастливыми (карточки).
Работа над текстом сказки.
А) Чтение учителем сказки «Три дочери», стр. 27-28.
Б) Проверка первоначального восприятия.
— Все ли дочери были правы?
5) Чтение сказки детьми способом жужжащее чтение.
6) Ответы на вопросы, стр. 28.
— За что белка наказала старших дочерей?
— Что пожелала белка младшей дочери? Почему?
— Где в сказке правда, а где вымысел?
— Какими словами можно охарактеризовать старших дочерей? А младшую?
7) Подготовка к чтению по ролям: назвать героев, разметить слова героев и автора.
8) Чтение сказки по ролям.
— Прочитаем сказку по ролям. Обратите внимание, за что белка наказала старших дочерей?
9) Выборочное чтение.
— Найдите в тексте, за что и как белка наказала старшую дочь?
— А среднюю?
— Как белка вознаградила младшую дочь? Прочитайте.
10) Пересказ сказки(с использованием картинок животных)
5. Итог урока.
-Кому вы должны быть благодарны? Кто о вас заботится?
Выставление оценок за урок.
Д/з: стр. 27-28 : 1 гр. –чтение, пересказ, 2 гр –чтение, отвечать на вопросы.