МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 16
городского округа — город Камышин
Волгоградской области
Конспект урока по литературе
в 6 классе
«Образ осени в русской поэзии»
«Ищу я в этом мире сочетание
прекрасного и вечного»
(на материале стихотворений
И. А. Бунина, К.Д. Бальмонта, А. Н. Майкова)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Сулицкая Наталья Михайловна
Г. Камышин
2013 год
Урок литературы в 6 классе.
Тема осени в русской поэзии.
«Ищу я в этом мире сочетание прекрасного и вечного»
(на материале стихотворений об осени
И. А. Бунина, К.Д. Бальмонта, А. Н. Майкова)
Методический комментарий
Учителю литературы предоставляются большие возможности показать школьникам, что поэтическое чувство природы всегда было свойственно людям. Очень важно, чтобы учитель совместно с учащимися умел восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной картиной осени, воспроизведенной в художественных образах, в словах, звуках, красках. Это поможет учащимся мысленно представить себе прекрасные уголки родной природы, оценить великую силу художественного слова, вызовет желание запомнить наиболее выразительные эпитеты, сравнения, метафоры и обогатить свой активной словарь и речь.
Стихи, посвященные осени, – это в первую очередь красивые и добрые стихи, которые отвлекают от жизненных забот, и дарят ощущение умиротворенности и покоя. Поэтов, о которых будет идти речь на уроке, объединяет одно — любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью.
Данный урок является обобщающим в системе уроков по теме «Родная природа в стихах русских поэтов»……
Планируемые результаты:
Предметные: развивать аналитические умения шестиклассников находить эмоциональный лейтмотив, оправдывать слово-образ и определять стилистическую окрашенность поэтических текстов, выделять общее и различное в разных стихотворениях, близких по теме, развитие воссоздающего, но прежде всего творческого воображения, формировать умение вглядываться, вслушиваться во все окружающее, откликаться сердцем на прекрасное и вечное.
Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, сопоставлять свои собственные художественные образ с авторскими, формулировать выводы
Виды учебной деятельности:
Рецептивная: чтение и восприятие текста стихотворений;
Репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера;
Продуктивная: творческая: выразительное чтение стихотворений, устное словесное рисование;
Исследовательская: анализ стихотворений на уровне восприятия и истолкования, сравнительный анализ стихотворений.
Оборудование: пейзажные репродукции, мультимедийная презентация, аудиомагнитофон, диск с инструментальной музыкой.
Предварительная подготовка:
Распечатать дидактический материал.
На доске записать тему и эпиграф урока:
Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся набегая.
К. Д. Бальмонт.
3. Создать поэтический текст по заданной рифме:
… золотая
…на пруду,
…стая
… на звезду.
…вечер,
…дол.
…плечи
…подол
Ход урока:
Учитель:
-Вся поэзии – это воплощение прекрасного, загадочного, интересного и неизведанного. А сочетание прекрасного и вечного – это те поэтические образы, на которые мы откликаемся всей душой, всем сердцем.. А что помогает поэту создать художественный образ? Об этом мы с вами говорили на прошлых уроках.
Давайте вспомним, какие средства помогают созданию художественного образа. Я предлагаю вам такое задание: по ключевым опорным словам узнайте стихотворение. Тот, кто узнает, прочитайте его выразительно. А все внимательно слушают текст и готовятся отвечать на вопросы.
Выразительное чтение стихотворения с элементами аналитической беседы:
Издалека – намек – клочок — звучные песни.
( Строчки из стихотворения А. А. Блока «Ветер принес издалека»)
Что помогает созданию образа весны в этом стихотворении?
-Быстрый темп чтения. Темп зависит от содержания и настроения стихотворения.
Чародейка Зима — снежная бахрома – ослепительная красота
( Строчки из стихотворения Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою»)
Что помогает созданию художественного образа этого стихотворения?
— Поэт подчеркивает околдованность, неподвижность, статичность, сказочность леса. Вместе с тем Тютчев отмечает, что лес живой. Тютчевский лес как бы тронут волшебной палочкой Чародейки Зимы, он застыл, замер в своем очаровании. В тексте много метафор, олицетворений.
Птичка – воля, свобода – праздник.
(Строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»)
Почему чтец особо выделил строчку «При Светлом празднике весны?»
— У А. С. Пушкина птичка получает в подарок свободу не просто весной , а в Христово Воскресенье, на Пасху. В Христово Воскресенье люди прощают друг другу обиды, стараются делать добрые дела. Доброе дело – подарить
долгожданную свободу пленной птице. Так создается образ лирического героя.
Что объединяет все эти стихотворения?
— Все стихотворения посвящены теме природы.
Вывод: художественный образ в лирическом стихотворении организуется при помощи тепа, ритма, логического ударении, пауз и других средств выразительности.
Слово учителя с элементами беседы:
— Лирика – необычный род литературы. Здесь нужно вслушиваться в слово, и тогда вы научитесь понимать душу, мысли поэта. Его радости и печали станут вашими, если ваше сердце открыто для музыки стиха. В лирике нет ярких событий или поступков. Чувства и мысли, настроения и переживания – вот «герои» лирики. Любое стихотворение «о природе» содержит черты и его автора, и его читателей. Именно о себе, о своих душевных движениях рассказывают русские поэты, изображая природу.
Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. С. Пушкина, А. А. Фета, С. Никитина, Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова и многих других авторов нашли отражение разные времена года и в обобщенных картинах (например, «Унылая пора! Очей очарование!»), и в их прекрасных мгновениях («О первый ландыш!»).
Нельзя сказать, что какое — то время года удостоилось большего или меньшего творческого внимания. Просто в каждом состоянии природы поэт может увидеть и услышать созвучие своим мыслям и чувствам.
Создание зрительного образа
— Представьте, что сейчас осень. Тихо шуршат опавшие листья под ногами, из последних сил греет солнце, деревья, украшенные золотом и багрянцем, замерли в ожидании, что случайный прохожий, потрясенный их убранством, остановится полюбоваться ими. Дунет ветер, и закружатся в дивном вальсе разноцветные листья… (звучит музыка)
Установка на восприятие стихотворения
— Посмотрите на картину И.И.Левитана “Золотая осень”. Какие чувства она у вас вызывает? Легко ли вам выразить свои чувства обычными словами?
— Лирика один из трех родов литературы, в основе которых не действия и события, а чувства и мысли человека. Поэзия особенное состояние человеческой души, когда в несколько строк стихотворения укладывается “бездна смысла”, для передачи которой в прозе понадобились бы десятки страниц. Только в поэзии может возникнуть “чародейка-зима”; прекрасная, но живущая лишь мгновение радуга; “хрустальные дни золотой осени. Лирика может дать почувствовать “созвучье полное” с природой.
-Ребята, а пробовали ли вы писать стихи? Вы, наверное, уже поняли, чем мы будем заниматься на уроке?
Сначала учитель выслушивает предположение учащихся, затем формулирует цели урока:
. — Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом стихотворения Ивана Алексеевича Бунина, Константина Дмитриевича Бальмонта, Аполлона Николаевича Майкова, а затем попробуем сами стать поэтами и попытаемся написать стихотворение.
Учащиеся записывают тему урок в тетради.
Учитель:
— Поэтический текст – это бесконечность. Вы спросите почему? Тысячи людей читали и будут читать стихотворения, с которыми мы с вами познакомимся, но при этом у каждого возникает свой художественный образ.
Давайте постараемся вспомнить, как представляли себе осень известные вам поэты. Какие образы остались у вас в памяти?
Учащиеся вспоминают:
Ф.И. Тютчев
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора»
А.С. Пушкин
«Унылая пора! Очей очарованье!»
И. Бунин «Листопад»
«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной…»
Ф.И. Тютчев «Листья»
«Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят…»
— Представьте себе. Сколько раз поэты обращались к образу осени. Тысячи раз! Стоит ли в тысячу первый раз описывать то же, чтобы убедиться: ничего нового к уже сказанному мы прибавить не можем! Поэт должен увидеть в природе нечто такое, что может взволновать нас, пробудить интерес к жизни. Чтобы полно, объективно оценить стихотворение, нам нужно быть очень внимательными к каждой строчке, слову, знаку, рифме.
Выразительное чтение учениками, которые заранее выучили стихотворения.
Иван Алексеевич Бунин
Осыпаются астры в садах…
Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показалися всюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.
Но под этой сквозною листвой
В этих чащах не слышно ни звука…
Осень веет тоской,
Осень веет разлукой!
Константин Дмитриевич Бальмонт «Осень»
ОСЕНЬ.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
— Поэтическая речь образная. А образ указывает на что-то похожее, содержит аналогию.
Задание по созданию партитуры чтения:
-Перед вами стихотворные тексты. Давайте создадим партитуру чтения (партитура – это описание того, как нужно читать стихотворение).
Около каждого стиха напишем 1-2 слова – ваши представления после прочтения. Слова помогут вам во время выразительного чтения передать свой поэтический образ.
Идет рецензирование партитур чтения и выразительное чтение стихотворений учащимися. А самые интересные, яркие и образные сравнения учитель записывает на доске.
Звезды, конфетти… | |
Стройный клен под окошком желтеет, | Солнышко, лучики… |
И холодный туман на полях | Простор, воздух, ветер… |
Целый день неподвижно белеет. | Молоко, снег… |
Ближний лес затихает, и в нем | Деревья, ветки… |
Показалися всюду просветы, | Свет, лучи… |
И красив он в уборе своем, | Восхищение. Преклонение… |
Золотистой листвою одетый. | Восхищение, золото… |
Но под этой сквозною листвой | Желтые листы, тихий шорох… |
В этих чащах не слышно ни звука… | Тишина… |
Осень веет тоской, | Грусть, молчание… |
Осень веет разлукой! | Грустное настроение, |
Вкусное… | |
Стали дни холоднее, | Холод, грусть… |
И от птичьего крика | Пронзительный звук… |
В сердце стало грустнее. | Грусть, печаль… |
Стаи птиц улетают | Небо… |
Прочь, за синее море. | Пустота… |
Все деревья блистают | Блеск, фонарики… |
В разноцветном уборе. | Желтый, красный… |
Солнце реже смеется, | Грусть, тоска… |
Нет в цветах благовонья. | Запах… |
Скоро Осень проснется | Ожидание… |
И заплачет спросонья. | Грусть, печаль… |
-Каким чувством и настроение проникнуто каждое из стихотворений?
В этом стихотворении поэт И. Бунин изобразил картину осени. Атмосфера, созданная автором, усиливается художественными тропами: стройный клен (эпитет); лес, золотистой листвою одетый (метафора, золотистой – эпитет); молчаливая аллея (эпитет); красив он в уборе своем (метафора). Метафора ОСЕНЬ ВЕЕТ ТОСКОЙ передает настроение лирического героя. Его одолевает грусть, легкое уныние, навеянные осенью. «Осень веет разлукой!» — эта фраза говорит о том, что герой чувствует себя одиноким; осень символизирует конец чего-то светлого, яркого, теплого. Ощущается потери, которые пронзают душу лирического героя, потери уходящего безвозвратно времени, жизни, любви..
В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.
Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.
Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.
-Что объединяет эти стихотворения?
И. А. Бунин и К.Д. Бальмонт восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.
Поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…» и строки Бунина: «Осень веет тоской», «осень веет разлукой!», Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре.
Вывод:
-Теперь, когда вы всмотрелись в нарисованные поэтами картины, представил их зрительно, насладились ими, они (картины осенней природы), кажутся нам не совсем обыкновенными. Бунин и Бальмонт, описывая сначала привычные детали, подробности, незаметно ведут нас к необычному, новому. Работа над партитурами, вы ставили себя на место великих мастеров слова, наблюдали природу их глазами, проникались их настроением. Ваши высказывания обогатились новыми образными сравнениями. Вместе с поэтами мы создали прекрасный образ осени. Чтение – прежде сего уяснение своего и чужого опыта, познание мира.
Задание на достраивание художественного образа лирического стихотворения о природе на основе деформированного текста.
— Над текстом следующего стихотворения об осени, в котором пропущены слова. Вам нужно поработать самостоятельно. Вам предстоит восстановить образную картину, созданную поэтом Аполлоном Майковым.
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге ……….
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый,………………..
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых……….
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой ………
После редактирования теста учитель предлагает прочитать полный авторский тест.
Вам предстоит сравнить оба варианта и объяснить. Какой из них (свой или авторский) кажется боле совершенным и почему.
Аполлон Майков
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
— Авторский замысел воплощается в словах. Многие из вас смогли точно восстановить ключевые слова, помощью которых передается авторское настроение. Работая с этим стихотворением, вы опять стали соучастником создания художественного образа, с помощью которого и поэт, и каждый из нас познает окружающий мир.
Аналитическая беседа. Вопросы учащимся.
— Какие звуки услышали И.А. Бунин, К.Д. Бальмонт и А. Майков, создавая свои стихотворения об осени?
-Поэты улавливали остановленное мгновение. Осень — это самое лучшее время для размышлений, поэтому у И.А. Бунина «ближний лес затихает», у К. Д. Бальмонта «солнце реже смеется» и у А. Майкова «не слышит тревоги их царственный лес».
— Каково настроение лирического героя в каждом стихотворении?
Лирический герой в каждом из стихотворений испытывает противоречивые чувства. Сначала чувство радости, ощущение гармонии в природе, смена одних явлений на другие, а затем грусть, печаль, какая – то холодность.
И.А. Бунин: «Стройный клен под окошком желтеет» — «Осень веет разлукой!»
К.Д. Бальмонт: «Поспевает брусника» — «Скоро Осень проснется и заплачет спросонья».
А. Майков: «Осенние листья в тревоге вопят» — «Не слышит тревоги их царственный лес».
— Что чувствовали, когда знакомились со стихотворениями об осени?
ОСЕНЬ, наверное, самое поэтичное время года. ОСЕНЬ послужила источником вдохновения для многих поэтов и помогла воплотить в жизнь их замыслы. ОСЕНЬ — госпожа с большой буквы. ОСЕНЬ — пора легкой, едва уловимой грусти, что витает, где-то рядом, но не показывается на глаза…
Вывод:
— Читая стихи о природе, мы учимся видеть, слушать, наблюдать. И что особенно важно – формулировать наблюдения и создавать свои образы об окружающем нас мире.
-Представьте себя мастером слова. В каждом из нас дремлет поэт. Пусть у вас будет так, как написал К.Д. Бальмонт, слова которого я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку.
Ученики записывают эпиграф в тетрадь. Затем учащиеся выполняют задание в рамках творческой мастерской (см. пункт «Предварительная подготовка»). Во время творческой работы в классе можно включить инструментальную музыку.
Презентация творческих работ.
Рефлексия.
Что-нибудь новое открылось вам после того, как вы презентовали свой художественный образ?
Что больше всего понравилось делать на уроке?
Что хотелось бы изменить?
Каким было ваше настроение?
Заключительное слово учителя.
— Я благодарна вам за работу. Опыт общения с миром у нас с вами разный. Вы еще дети, я взрослый человек, но мне было очень интересно сегодня с вами познавать мир природы. Я очень хочу, чтобы вы научились откликаться сердцем на прекрасное и вечное.
Николай Рыленков написал замечательные строчки:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Пусть познание мира станет для вас творческим и радостным!
Домашнее задание. Подберите стихотворные строки разных поэтов, в которых есть образ осени. Одно из стихотворений выучите наизусть.
Список использованной литературы
.Курдюмова Т.Ф . Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях – М.: Дрофа, 2010
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).