Урок развития речи в 6в (специальном) классе
ТЕМА: РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ПО ТЕМЕ СЛОВАРЯ (ОСЕНЬ)
ЦЕЛИ: обобщить и систематизировать знания детей об осени, упражняться в составлении словосочетаний и простых предложений, активизировать словарь по данной теме; развивать память, внимание, мышление; воспитывать познавательный интерес у обучающихся; развивать слуховое восприятие и корректировать звукопроизношение.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: экскурсия с обучающимися и учителем природоведения в Покровский сквер г. Ростова-на-Дону.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Проверка наличия слуховых аппаратов у детей.
II. Речевая зарядка
— Какое сейчас время года?
— Назовите осенние месяцы.
— Какой сейчас месяц?
— Повторите: В октябре золотая осень.
Работа по теме урока
Актуализация знаний.
— Куда мы с вами вчера ходили? (В сквер)
— Как называется сквер? (Покровский сквер)
— Что мы делали в сквере? (Гуляли, наблюдали, играли)
Составление словосочетаний и простых предложений по картинкам. Работа с презентацией «Осень».
— Посмотрите на картинку. Осень какая? (Золотая)
— Листья какие? (Листья жёлтые и зеленые. Или: Листья разноцветные)
— Что делают листья? (Листья опадают)
— Куда они падают? (Листья падают на землю)
Составление словосочетаний по картинкам и образцу.
Образе́ц:
Лист клёна – клено́вый лист.
Лист ду́ба — ___________________________
Ствол берёзы — ___________________
Куст оре́ха — _____________________
Ве́тка клёна — _________________________
Физминутка.
Офтальмотренажёр + физминутка
Работа с деформированным текстом.
Из слов ка́ждой стро́чки соста́вьте и запиши́те предложе́ния. Прочита́йте полу́ченный расска́з. Приду́майте назва́ние расска́за. Перескажи́те его́.
О́сень, холо́дная, наступи́ла.
Се́вера, ре́зкий, с, ду́ет, ве́тер.
Ли́стья, с, па́дают, жёлтые, дере́вьев.
Дождь, идёт, холо́дный.
Тёплые, пти́цы, в, улета́ют, края́.
Дидактические игры
Игры с листьями.
Учитель говорит ребенку несколько названий деревьев, ребенок находит и по порядку выкладывает листья этих деревьев. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Что лишнее?
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Зима, весна, февраль, осень.
Скажи наоборот:
Ясный — пасмурный
Теплая -…(холодная)
Поздняя -… (ранняя)
Итог урока
— О каком времени года мы беседовали на уроке?
— Назовите осенние месяцы.
— Что бывает только осенью?
Выставление оценок.
V. Задание на дом:
Дополните и запишите предложения.
Осень.
Наступила осень. Подул (какой?) … ветер. Начался листопад. С берёзки медленно (что делают?) … (куда?) … (какие?) … листья. На дорожке лежат (какие?) листья клёна.
Ночь теперь (какая?) …, а день (какой?) … . Птицы (что делают?) … (куда?) … .
Слова для справок: падают, резкий, на землю, холодная, улетают, разноцветные, в воздухе, тёплый, на юг.
ПРИЛОЖЕНИЕ