Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бельская средняя общеобразовательная школа
Бельского района Тверской области
Конспект урока
по литературе
в 7 классе
О’Генри (1862–1910). рассказ «дары волхвов»
Подготовила: Новикова Надежда Александровна,
Учитель русского языка и литературы
Г. Белый, 2014 г.
Цели: познакомить с биографией писателя; отметить гуманизм в рассказах писателя, лёгкий юмор; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом;
развивать навыки вдумчивого чтения, поиск комментариев, культурного контекста к произведению, художественного пересказа.
Методические приёмы: устный рассказ, выразительное чтение по ролям, аналитическая беседа, реализация межпредметных связей с историей, с изобразительным искусством.
1.Оборудование урока: Оборудование урока: портрет О.Генри; иллюстрации к рассказу; репродукции библейских сюжетов «Поклонения волхвов» Джотто, Рубенса и др.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
Некоторые американские писатели уступают требованиям издательств, журналов, которые настаивали на непременно счастливых концах и описаниях радужных картин американской жизни. Один из таких писателей – О. Генри (псевдоним Вильяма Сиднея Портера.), книги которого любимы во всём мире.
Запись на доске.
Почти все его рассказы оканчиваются счастливо, а героев их очень часто ждут нечаянные удачи, развязки его произведения настолько неожиданны, что, как ни старается читатель предугадать конец и поступки героев, он всегда попадает впросак: автор поистине неистощим в своей изобретательности.
Помните весёлый фильм «Вождь краснокожих»? …Два жулика похитили 10-летнего сынишку у богатого гражданина, надеясь получить от него богатый выкуп. Мальчишка же ничуть не обеспокоен этим происшествием и с большим увлечением играет в индейцев; пещера, где его спрятали, очень подходит для игры. Своими выдумками и проделками озорной «вождь краснокожих» настолько замучил похитителей, что они в конце концов согласились сами заплатить большие деньги его отцу, чтобы как-нибудь избавиться от мучителя.
В рассказе «Родственные души» грабитель забирается в квартиру богача. Оба героя – и грабитель и его жертва – страдают ревматизмом. Рассказ оканчивается самым неожиданным образом: забыв обо всем, вор затевает с богачом длинный дружеский разговор о том, как лучше избавиться от проклятой болезни, и тянет свою «жертву» в кабачок, чтобы угостить его за свой счёт, потому что «только спиртное и может помочь».
Однако в произведениях О. Генри нельзя не заметить большой любви автора к простым людям Америки – фермерам, ковбоям, клеркам, продавцам, к тем, кого называют «маленькими людьми» в мире, где правит «большой бизнес». Именно в этой любви – источник теплого, мягкого юмора писателя.
– Кто же он такой, Вильям Сидней Портер?
Вильям Сидней Портер родился в 1862 году на юге Америки, в семье врача. В три года он лишился матери, умершей от туберкулёза, и воспитывался тёткой. Он рано приохотился к чтению, любил романы Ч.Диккенса, У.Коллинза, В.Скотта, А.Дюма.
Будущему писателю рано пришлось начать зарабатывать деньги. В пятнадцать лет он становится дипломированным фармацевтом, в двадцать лет отправляется в Техас, куда пригласил его друг его дяди. Два года он работает на ранчо вместе с ковбоями. Позже он пытается издавать свою газету, пишет статьи, очерки, фельетоны, юмористические рассказы. Судьба не была к нему благосклонна.
Испытания, которые выпали на долю писателя, частично отражены в его многочисленных рассказах, главное в которых-неистребимый оптимизм, юмор, любовь к людям и к жизни в целом. Темы своих произведений писатель определил так: «Я буду писать рассказы о маленьких людях до тех пор, пока все не поймут, что короткий рассказ может иметь огромное воспитательное значение. В нём должны сочетаться юмор и глубокое чувство. Он должен разрушать предрассудки, объясняя их. Я хочу ввести в гостиные наших магнатов павших, отверженных и при этом обеспечить им там радушный приём. Я хочу, чтобы наши четыреста побывали в шкуре четырёх миллионов.»
2. Работа с учебником: чтение статьи Золотаревской (с. 241– 242), составление плана и последующий пересказ.
1) Детские годы писателя.
2) Девять лет учёбы и страсть к чтению.
3) Ранняя трудовая деятельность.
4) Тяга к иностранным языкам.
5) Творчество писателя – источник добра и человечности.
3. Аналитическая беседа по рассказу «Дары волхвов».
– С кем мы знакомимся в этом рассказе?
– Каковы условия их жизни? доходы? Как понимаете: «Красноречиво молчащая бедность»? (Бедность не говорит, не заявляет, молчит, но стоит посмотреть вокруг, и она (бедность) сама заявит о себе.)
– Какой вопрос мучил женщину? (Вопрос о достойном подарке Джиму, мужу, который отличался скромностью и достоинством.)
Инсценированное чтение (I вариант).
Задание: зачитать диалог Деллы с мадам (со слов «Не купите ли мои волосы…») в поисках подарка для Джима.
– Почему именно платиновая цепочка была куплена? (Как ни великолепны были его часы, а смотрел он на них часто украдкой, потому что они висели на дрянном кожаном ремешке».)
– Что беспокоило Деллу? («Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась!»)
Инсценированное чтение (II вариант).
Задание: зачитать «Его глаза остановились на Делле… странного выражения».
– Как бы вы объяснили этот взгляд? О чём он говорил? («Джим вышел из оцепенения».)
Почему оцепенел?.. («…на столе лежали гребни… Они стоили дорого.)
– Почему рассказ называется «Дары волхвов» (мудрецов, кудесников)? (Волхвы, потому что подарили самое нужное, лишившись самого дорого, что у них было.)
Задание: чтение последнего абзаца. В рассказе автор использует юмор. Где? (Они были мудры… правом обмена в случае непригодности».)
4. Работа по учебнику. С. 299.
Словарь. «Смех веселый и доброжелательный – юмор».
Вывод. авторское повествование легкое, не лишённое интереса и лёгкого юмора; но автор смеётся не над героями, а над сложившейся ситуацией; героями он восхищается и нас заставляет полюбить их: они легко расстаются с тем, что им дорого, они пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами».
5. Пересказ от лица одного из героев (II вариант).
IV. Подведение итогов урока.
– Понравился ли рассказ? Ждали ли вы такой развязки?
Заключим урок словами самого писателя: «Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените».
1.Написать небольшое сочинение на тему: «Лучший подарок в моей жизни». Прочитайте рассказы О. Генри: «Трест, который лопнул», «Вождь краснокожих», «Дороги, которые мы выбираем», «Последний лист» и другие.
2.Прочитать рассказ Л. Пиранделло «Черепаха»
Использованная литература:
Золоторевская Ф.О. Генри и его новеллы//О.Генри. Избранные произведения. М.,1991
Коровина В.Я. Литература.7 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.В 2 ч.,13-е изд.-М.: Просвещение,2006.