Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.им.Тельмана»
Марксовского района Саратовской области
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
Тема: «Образ повествователя в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Крайнова Евгения Михайловна
Тельман
2012 г.
Тема урока: «Образ повествователя в повести «Станционный смотритель».
Цели урока: 1)Раскрыть роль образа повествователя;
2)воспитание чуткого отношения к людям, своим близким;
3)расширение читательского кругозора учащихся.
Ход урока:
Орг.момент (проверка готовности к уроку, приветствие).
Проверка знаний учащихся. Тест.(см. Приложение)
А теперь поменяйтесь тестами с товарищем по парте и проверьте правильность ответов. За каждый правильный ответ-1 балл.
А теперь мы с вами побываем в музее «Станционного смотрителя» (сообщение учащегося—см. Приложение).
А вы, ребята, запишите ключевые слова этого сообщения, чтобы запомнить услышанное.
Какие слова вы записали?
(Ребята могут назвать слова Выра, Вырин, станционный смотритель и др.)
Анализ произведения.
Словарная работа.
Как вы понимаете слова «подорожная», «станционный смотритель», «повествователь»?
Каждая повесть рассказана Ивану Петровичу Белкину, он выступает в качестве писателя, но авторство «Повестей…» принадлежит А.С.Пушкину.
Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя?
Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности.
Такой приём ещё называли приёмом литературной маскировки.
«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос, а кто такой Белкин, как-то ответил:
«Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко, ясно».
«Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов.
А вот как оценил это произведение Л.Н.Толстой (зачитывается отрывок).
Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей:
«Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность».
(рассмотрение репродукций рисунков Пушкина ).
Кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»?
(мелкий чиновник)
Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.
Авторская позиция—это отношение автора к своим героям.
Как автор относится к главному герою?
(сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)
А в чём трагедия Самсона Вырина?
Каким он встречается нам в начале повести?
Каков Вырин через 4 года? (стр.103)
За что он корил себя?
(уговорил её сесть в кибитку прокатиться до церкви)
Почему он решил, что Дуня будет несчастной?
(Жизнь без родительского благословения, по мнению отца, не может быть счастливой)
Что за человек Минский?
(Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о Вырине, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом)
Работа с текстом. Зачитать рассказ мальчика о приезде барыни (с.112)
Вопросы к учащимся:
1)Что заставило её приехать?
2)По каким словам вы поняли, что это Дуня?
V.Выводы урока.
1)Кто из героев повести не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? (повествователь)
2)Кому из героев рассказчик симпатизирует? (Самсону Вырину)
3)Какое настроение у вас после прочтения этой повести? (Грустное, печальное)
4)Какие чувства и размышления она у вас вызвала?
(Заставила задуматься, как мы относимся к близким людям)
д/з
Составить кроссворд или тест по повести «Станционный смотритель».
VI.Выставление оценок
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сообщение:
«Дом-музей станционного смотрителя в Выре»
В поселке Выра стоит верстовой столб с надписью: «До Пскова 239 верст. До Петербурга 69 верст». Эти столбы ставились в XVIII — начале XIX вв. на почтовых трактах.
Здесь располагалась третья от Петербурга почтовая станция, где путники меняли лошадей, грелись, располагались на ночлег, отмечали подорожную.
По этой дороге не менее тринадцати раз проезжал А.С.Пушкин. Через Выру лежал и последний его путь. В ночь с 3 на 4 февраля 1837 г. тело великого русского поэта было провезено по тракту из Петербурга в Псковскую губернию на место захоронения в Святогорском монастыре.
«Дом станционного смотрителя» в деревне Выра — первый в нашей стране музей литературного героя. Музей создан по повести
А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам.
Открылся он в 1972 году в здании почтовой Вырской станции. К 40-м годам XIX века она состояла из двух каменных домов, соединенных по фасаду стеной с воротами и калиткой, к ней относились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, колодец, пожарная каланча.
В Выре, может быть. А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. Не случайно главный герой повести «Станционный смотритель» — Самсон Вырин.
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. В красном углу — стол смотрителя. На нем — бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для регистрации проезжающих.
Здесь же копия дорожной А. С. Пушкина от 5 мая 1820 года, в которой говорится, что «коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю южного края России генерал-лейтенанту Инзову…» Дорожные сундуки, чемоданы, шкатулки, «кровать с пестрою занавеской», на окнах «горшки с бальзаминами», лубочные картинки…
В комнате Дуняши (за «перегородкой») воссоздана девичья светелка: диван, комод, столик для рукоделия с пяльцами, платье, портреты Минского, Дуни, смотрителя.
Во второй половине дома-музея — ямщицкая. Экспозиция этой комнаты переносит в прошлое русского
дорожного быта. Здесь отдыхали ямщики, ожидая очереди на выезд. В центре ямщицкой — стол с утварью, на стенах — упряжь для лошадей, одежда ямщиков. Четвертая часть помещения занята
русской печью, служившей для приготовления пищи и обогрева ямщиков.
Проверочный тест по повести «Станционный смотритель»
1.К какому роду литературы относится произведение «Станционный смотритель»?
А) эпос;
Б) лирика;
В) драма.
2.В какой сборник входит «Станционный смотритель»?
А) повести Белкина;
Б) рассказы Стрелкина;
В) романы Пушкина.
3.Как звали главного героя?
А) Александр Минский;
Б) Самсон Вырин;
В) Савелий Лаптев.
4.О ком идёт речь?
«Человек лет 50-ти, свежий и бодрый, и его длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»?
А) рассказчик;
Б) Самсон Вырин;
В) ротмистр Минский.
5)Как звали дочь главного героя?
А) Маша;
Б) Дуня;
В) Татьяна.
Ответы: 1-А; 2-А; 3-Б; 4-Б; 5-Б.
Литература
1. 1.Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 7 класс, Москва, ВАКО, 2007.
2.Шадрина С.Б.Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, Волгоград, Учитель, 2010.
3.Литература 7 класс под редакцией В.Я.Коровиной, Просвещение, 2009.
4.Кормилов Н.И. Современный словарь-справочник по литературе. Москва, АСТ, 2000.