Министерство высшего и среднего специального профессионального образования
Республики Узбекистан
Ташкентский юридический колледж
Конспект урока по литературе
для учащихся 7 класса по теме
«Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Эрсалиева Сайёра Мамуровна
г. Ташкент
2014
Тема: Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Цели урока:
— кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;
— познакомить учащихся с содержанием сказки;
— разобраться в особом жанре этого произведения;
— осмыслить иносказательность сказки;
— осознать ее обличительный смысл, ее сатирическую направленность
— постигая смысл сказки, учащиеся должны уяснить и роль смешного в художественном произведении
Оборудование урока: иллюстрации Н.Муратова и Кукрыниксов; выставка произведений Салтыкова-Щедрина; компьютер, проектор; толковый, литературоведческий словарь.
Ход урока:
1. Краткое вступительное слово учителя о жизни и творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.
В какой семье, где и когда родился Щедрин.
Михаил Евграфович – будущий великий писатель Н.Щедрин (такой псевдоним взял себе М.Е.Салтыков) родился в 1826 году в родовом поместье Салтыковых – Спас-Угол Тверской губернии. Отец, Евграф Васильевич, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Он женился на дочери московского купца Ольге Михайловне Забелиной. Это была практичная, властная женщина с неуемной энергией.
Как прошли детские годы писателя.
Учитель должен обратить внимание на особый мир, окружавший его в детстве: скопидомство, страсть к накопительству, жестокость. Сам писатель вспоминал об этом так: «В семействе нашем царствовало не то, чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство. Всегда казалось мало, и всего было жаль…» В разговорах с современниками он не раз упоминал о безрадостном детстве: «А знаете, с какого момента началась моя память? Помню что меня секут… секут как следует, розгою… Было мне тогда, должно быть, года два, не больше…»
Какие впечатления детства наложили отпечаток на его жизнь и творчество.
«Я вырос на лоне крепостного права…» — вспоминал писатель впоследствии. Все ужасы крепостной действительности прошли перед глазами впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. «Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массой».
Ученические годы М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Сначала Московский дворянский институт (где в свое время учились В.Жуковский, А.Грибоедов, М.Лермонтов), затем он учился в Царскосельском лицее, тринадцатый выпуск которого, по существовавшей тогда там традиции, выбрал его «своим Пушкиным».
2. Вспомним о сатирических народных сказках, близким по содержанию сказкам Щедрина.
(сказка «Мужик и царь», сказка о жадном попе и глупом барине, сметливом крестьянине).
Знаменитые сказки Салтыкова-Щедрина – «Сказки для детей изрядного возраста» — появились в конце его творческого пути: в 1869г. – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть», а в 80-х годах – остальные.
Сказки Салтыкова-Щедрина, как и все творчество писателя, направлены против зла, насилия, невежества, тупости, лести и других пороков тогдашней России. Сказки Щедрина рассказывают о необычных героях и необыкновенных событиях. В них, как и во многих сказках других писателей, мы встречаем зачин, присказки. Но вместе с тем они напоминают нам и другие произведения, совсем иного жанра – басни, потому что щедринские сказки иносказательны.
Гневно высмеивая в сказках чиновников, господ, с болью говорит писатель о талантливом народе, безропотно подчиняющемся насилию.
Жизнь Щедрина, его литературная деятельность – это беззаветное служение родине, о которой он говорил: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России».
3. Предтекстовые задания. Словарная работа.
Сатира, юмор, гротеск, гипербола, эзопов язык, оказия, регистратура, каллиграфия.
Учитель обращает внимание на неизвестные слова, термины, например: бичевал, эзопов язык – и комментирует их.
Сатира (от лат. satira – буквально «смесь, всякая всячина») – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.
Гротеск (фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный; итал. grottesco — причудливый, итал. grotta — грот, пещера) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Эзопов язык — (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) – особый вид письма, тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.
4. Чтение «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
5.Закрепление. Вопросо-ответная беседа с учащимися.
Почему Щедрин назвал свое произведение сказкой?
Какими изображает Салтыков-Щедрин генералов?
Какая была регистратура, в которой служили генералы? Что о ней говорил автор?
Найдите в тексте и прочитайте суждения генералов о мужике до их встречи с ним. В чем убеждены генералы?
О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?
Могли ли на самом деле существовать такие генералы, которые думали, будто булки «в том самом виде родятся, в котором их утром к кофею подают» и пр.? Обратите внимание на разговоры генералов. О чем они говорят? (смена дня и ночи; вавилонское столпотворение и потоп)
Как в зависимости от обстоятельств раскрывается отношение генералов к мужику? С помощью каких слов, обращений, интонаций автор предает и разоблачает его отношение?
Как называют мужичину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?
Как отблагодарили генералы мужика?
Что высмеивает автор в генералах, рассказывая об их отношении к мужику?
Как показан в сказке мужик?
Какие чувства вызывает у вас то, что мужик сам плетет себе веревку? Каков иносказательный смысл этого эпизода?
Как, по вашему мнению, сам автор относится к своим героям?
Какие пороки тогдашней действительности высмеивает М.Е.Салтыков-Щедрин?
В чем иносказательный смысл сказки?
Что в сказке правдиво отражает действительность тогдашнего времени?
6. Сопоставление иллюстраций Муратова и Кукрыниксов.
Что изображено на иллюстрациях? Каков пейзаж? Чем заняты герои? Опишите внешний вид героев, изображенных художником. Такими ли вы представляли себе генералов и мужика?
Какая иллюстрация вам кажется более смешной? Почему? Как изображают художники сказочное богатство острова, беспомощность генералов, находчивость мужика?
7. Домашнее задание. Чтение, пересказ сказки. Ответы на вопросы.
Список использованной литературы:
Исламбекова С.Ю., Талипова Р.Т. Методическое пособие для учителя. «Шарк», 2005.
Тимофеев Л.И., Венгров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. Учпедгиз, 1958.