МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
Конспект урока по литературе в 8 классе
«Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
с. Погромец
2014
Цель: рассмотреть особенности изображения образа Сергия Радонежского в литературе.
Задачи:
показать особенности изображения образа Сергия Радонежского в «Житии» Епифания Премудрого;
показать особенности изображения образа Сергия Радонежского в повести Бориса Зайцева;
провести сравнительный анализ биографии Сергия Радонежского в «Житии», написанном современником Преподобного Сергия Епифанием Премудрым, и в повести писателя XX века Бориса Зайцева;
способствовать развитию навыков монологической речи;
содействовать воспитанию толерантного отношения к людям.
Тип урока: урок применения знаний
Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, пректно-исследовательская технология.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, исследовательская работа.
Ход урока:
I. Организационный момент. Психологическая установка.
II. Ориентировочно-мотивационный этап
Поэтическая пятиминутка
Слово учителя. Литература ставит в центр Мира понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния, то есть те понятия, которые, собственно, и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение. Об этом пойдёт сегодня речь на нашем уроке.
Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:
Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек)
Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Интересно, каков мир души у Преподобного Сергия Радонежского? Сергий именно своей святой жизнью дал почувствовать народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел сам он. И он по праву считается всенародным учителем.
Мы сегодня проведём исследовательскую работу по теме «Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе»
Разминка
Слово учителя. Мы с вами прочитали «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым. Давайте проведём небольшую разминку, чтобы вспомнить изученный материал.
1. Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?
Она возникла в X веке в связи с принятием Христианства, её источником была Библия.
2. В чём отличие древнерусской литературы от литературы нового времени?
Рукописная форма. Повествование строилось по строгим канонам. Тесная связь с религией и деловой письменностью.
3. Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?
Летописи, сказания, поучения, воинские повести, исторические повести, жития.
4. Что такое житие?
Слово «житие» буквально соответствует греческому «жизнь», латинскому «vita». И в литературе византийской, и в средние века на Западе, и у нас на Руси этот термин стал обозначать определённый литературный жанр: биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов, но только тех, которых церковь считала святыми. Следовательно, жития – биографии святых.
5. Какое имя носил Сергий от рождения?
Варфоломей
6. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве?
Благословил войско на битву и предсказал победу.
7. Когда было составлено житие Сергия?
Житие Сергия было составлено вскоре после его смерти, в 1392 году, монахом Епифанием, лично знавшим святого.
8. Закончи предложение: «Я читал «Житие Сергия Радонежского и думал …».
Реализация домашнего задания
Дома учащиеся должны были восстановить по тексту путь превращения Варфоломея в святого Сергия Радонежского и составить цитатный план.
Примерный план:
1. «Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте».
2. «добросовестнейше исполнял всякое дело — этою чертой отмечена вся его жизнь».
3. «Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Описания».
4. «Варфоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова»
5. «Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг»
6. «Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив»… Он одолевает…»
7. «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример»
8. «Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом»
9. «…Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене»
10. Постепенно слова о Сергиевом монастыре распространялась по стране.
11. «Мамай решил вообще покончить с непокорным Дмитрием…»
12. «После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой»
13. «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст»
14. «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви»
15. «Сергий пришел на свою Маковицу скромным безвестным юношей Варфоломеем, а ушел православным старцем»
16. «Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере»
III. Операционно-исполнительский этап
1. Чтение эпиграфа: «Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но Имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа…». Н.К. Рерих
2. Слово учителя. Сергий Радонежский жил в трудное время татарского ига. «Начинающаяся русская культура была растоптана ордынским нашествием, тьма одичания, умственного и духовного, налегла на нашу родину, и вся наша, хотя и зачаточная, образованность испытала паралич (…). Люди потеряли веру в добро и угрюмо объединялись в своём горе, в своём озлоблении: человек человеку волк» [1].
Русские князья постепенно объединялись вокруг Москвы, но время от времени между ними возникали конфликты. По поручению митрополита Сергий ходил к мятежным князьям в Нижний Новгород, Рязань, Тверь, Ростов, убеждая сохранить единство. А когда на Русь вторглось войско Мамая, он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и послал в помощь ему двух монахов, бывших воинов – Пересвета и Ослабю.
С братом Стефаном в 1340 году Сергий построил в лесу церковь Святой Троицы, вокруг которой образовался монастырь – Троице-Сергиева лавра. Он был инициатором и других пустынных монастырей.
Следует различать слова пустыня – необитаемые просторы и пустынь – одинокое жилье богомольцев, удалившихся от мира.
Историк В.О. Ключевский писал: «Городские и пустынные монастыри различались между собой (…) общественным значением, духом складывавшегося в тех и других быта, даже самым происхождением. Городские (…) монастыри обыкновенно созидались набожным усердием высших церковных иерархов, также князей, бояр, богатых горожан, людей, которые (…) не входили в состав созданного ими монастырского братства (…) Живя среди мира (…) для его религиозных нужд, такие монастыри и назывались мирскими. Другие (…) основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню; там становились руководителями собиравшегося к ним братства и сами вместе с ним изыскивали средства для построения и содержания монастыря. (…) Пустынный монастырь воспитывал в своем братстве особое настроение; складывался особый взгляд на задачи иночества. Основатель его некогда ушел в лес, чтобы спастись в безмолвном уединении. (…) К нему собирались такие же искатели безмолвия и устрояли «пустынку» [4].
Таким пустыннолюбцем и стал Сергий. Не всякому было дано вынести трудности лесной жизни. Брат Сергия Стефан не выдержал испытаний и ушел в более благоустроенный московский Богоявленский монастырь.
3. Смысловой центр урока (на доске)
История Сергия Радонежского – это воплощение идеала праведной, чистой и подвижнической жизни. Вместе с тем это человек, сыгравший большую роль в духовном становлении и сплочении русского народа.
Сформулируем основной проблемный вопрос урока:
Каким изображён Сергий Радонежский в литературе?
Сформулируем основную задачу исследования:
Сравнительный анализ биографии Сергия Радонежского в «Житии», написанном современником Преподобного Сергия Епифанием Премудрым, и в повести писателя XX века Бориса Зайцева.
4. Исследование
Класс имеет группы постоянного состава. Каждой группе был дан ряд вопросов, на которые они должны были найти ответ, опираясь на тексты произведений.
I группа. Вопросы
Кто был первым биографом Сергия Радонежского? Когда он написал житие? В каком виде дошёл до нас его труд? В чём состоит основное значение его работы? В чём особенности композиции жития? В чём особенности изображения образа Сергия Радонежского?
Выступление учащихся I группы
Первым биографом Сергия Радонежского (1314-1392) был Епифаний Премудрый (год рождения неизвестен) – автор древнейшего, написанного по личным впечатлениям, рассказам Преподобного и близких к нему жития Сергия, главнейший источник наших сведений о святом. Написано оно («Житие») не позже 25-30 лет по смерти Сергия. Епифаний Премудрый создает своего рода «словесную икону», преподносит нравственный урок, прославляя деятельность великого подвижника. Он писал более четверти века: «И имеях же у себе за 20 лет приготованы такового списания свитки…». Труд этот дошел до нас в обработке серба Пахомия. Пахомий кое-что сократил в житии, кое-что добавил. Основное значение его работы в том, что он помог нам понять произведение, так как совершил переложение жития с языка Епифания на современный [3].
Особенности «Жития Сергия Радонежского». Повествование ведется от 3-го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией. Епифаний пишет: «Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены» [4].
Композиция жития строится по строгой схеме. В соответствии с житийным каноном Епифаний начинает свой рассказ с описания детства отрока Варфоломея, который еще в утробе матери был отмечен Богом. На протяжении всего произведения мы видим, что в жизни Сергия происходит много чудес, а так же преград, которые он преодолевает.
Видимо, смерть помешала агиографу полностью закончить задуманное «Житие». Однако труд его не пропал. Во всяком случае, в одном из списков «Жития Сергия» есть указание, что оно «списася от священноинока Епифания, ученика бывшего игумена Сергия и духовника обители его; а преведено бысть от священноинока Пахомия святые горы» [4].
Сюжет жития составляет духовный подвиг святого, точнее много духовных подвигов Сергия. «В то время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в седьмой день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни. Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения — ведь много зверей в этой пустыни тогда жило. Некоторые из них стаями выли и с ревом проходили, а другие не вместе, но по два или по три, или один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке стояли, а другие близко подходили к блаженному и окружали его, и даже обнюхивали его» [4]. Сергий преодолевает искушение и страхи, не сдается дьяволу благодаря молитвам, вере и силе своей души. Многие лишения пришлось пережить ему. Помогал он людям. За все это, еще при жизни, Преподобный Сергий был удостоен дара чудотворений.
Способ изображения героя – идеализация. Биограф создал образ человека, который всегда готов прийти на помощь, а так же не боялся никакой работы, был носителем великой духовной силы. «Без лени всегда в подвигах добрых пребывал и никогда не ленился» [4].
Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. «И свершилось некое чудо до рождения его. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой Литургии. И стояла она с другими женщинами в притворе, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия, и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем, как начали петь Херувимскую песнь, младенец начал вторично кричать. Когда же иерей возгласил: «Вонмем, Святая Святым!» — младенец в третий раз закричал» [4], что говорит о избрании ребенка Богом. Внутренний мир героя почти не описан. Только в детстве мы видим грусть из-за неумения читать и долгие молитвы перед сном.
В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности. Сергий в этом произведении — проявление русского труженика. Все качества, которые присутствуют в Святом, показывают, каким должен быть человек.
Таким образом, мы видим, что все нормы составления агиографии здесь соблюдены. Это произведение – житие, в котором Сергий Радонежский не просто священнослужитель, причисленный к лику святых, а человек, жизнь и деяния которого оказали определяющее влияние на всю последующую жизнь народа русского, а его житийное изображение – на русскую литературу и культуру в целом.
II группа. Вопросы
Что стало предметом нового философского исследования на примере жития Сергия Радонежского у Б. Зайцева? Укажите годы жизни писателя. В каком году вышла в свет повесть «Преподобный Сергий Радонежский»? Для чего Зайцев совершил переложение на мирской язык жития великого святого? Какую главную задачу ставил перед собой Борис Зайцев? Каковы особенности изображения образа Сергия Радонежского?
Выступление учащихся II группы
Именно любовь, терпение, вера становятся предметом нового глубокого философского исследования на примере жития Сергия Радонежского, русского святого, благословившего Дмитрия Донского во главе воинства русского на великий подвиг – победу на поле Куликовом. Возвышенная, самоотверженная любовь к ближнему, беспредельное терпение лесного отшельника и самая жизнь-подвиг святого старца близки и понятны Борису Зайцеву (1881-1972). Этот труд продолжает и углубляет его искания в области духовности и христианской нравственности. Весь 1924 год проходит в работе, а в 1925 году повесть «Преподобный Сергий Радонежский» выходит отдельной книгой. Для чего Зайцев совершил переложение на мирской язык жития великого святого? Дело в том, что сам строй агиографической (вид церковной литературы, жизнеописания (жития святых) литературы для обмирщённого сознания кажется отчасти чуждым. В целом «перевод» удался писателю. Он сумел доступно разъяснить не вполне простые понятия, облегчая их усвоение. Кроме того, снабдил их своими комментариями и рассуждениями.
Главная задача, которую Борис Зайцев поставил перед собой – показать пошаговое восхождение Сергия к святости. Писатель, вероятно, решил не прибегать к помощи сравнений, метафор, гипербол. Образ, созданный автором, более яркий, чем в житии, и более понятный для современного читателя: «Сергий подавал во всем пример. Сам рубил кельи, носил воду в двух водоносах, в гору, варил пищу, кроил и шил одежду. Летом и зимой ходил в этой же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу (воду и хлеб) был очень крепок, имел силу противу двух человек». Таков первоначальный облик Сергия в изображении Зайцева.
Интересно то, что Зайцев не стал описывать картины живой природы. Писатель больше внимания уделяет описанию поступков Святого и событий, в которых участвует Сергий. И не только описывает, но и анализирует: «Бог тем более поддерживает, окрыляет и заступается за человека, чем больше устремлен к нему человек, любит, чтит и пламенеет, чем выше его духовнопроводность. Ощущать действие этого промысла может и просто верующий, не святой. Чудо же, нарушение «естественного порядка», чудо «простому смертному не дано». Внимательный читатель видит перед собой не только Преподобного Сергия Радонежского, но и глубоко верующего писателя Бориса Зайцева.
Как всякий отшельник, св. Сергий прошел сквозь тоску, отчаяние, упадок чувств, утомление, обольщение более легкой жизнью, и вышел победителем из этой борьбы, подчинив дух свой воле Бога. Читая жизнеописание великого русского Святого, замечаешь одну особенную черту в его характере, Зайцеву, видимо, очень близкую. Это скромность подвижничества – качество его всегдашнее. И Зайцев приводит один рассказ, связанный с бедностью монастыря, но силою веры, терпения, сдержанностью самого Сергия (рядом с большой слабостью некоторых из братии) продолжающего жить.
Подвиг Преподобного Сергия и его роль в победе русских войск на Куликовом поле известен всем, но Борис Константинович заострил свое внимание на моментах, которые вели к подвигу. Ни Преподобный Сергий, ни Дмитрий Донской не дожили до окончательного освобождения Руси от поработителей, но они заложили прочный духовный фундамент, на который Россия опирается и в настоящее время. Автор заканчивает жизнеописание с очень интересным выводом, который несомненно стоит обдумать: «Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере» [цитаты – 3].
III группа состоит из сильных учащихся. Они выступают в роли аналитиков, в течение урока, слушая выступления учащихся из других групп, готовили ответ на основную задачу исследования.
Сравнительный анализ биографии Сергия Радонежского в «Житии», написанном современником Преподобного Сергия Епифанием Премудрым, и в повести писателя XX века Бориса Зайцева.
Выступление учащихся III группы
Два великих писателя: Епифаний Премудрый и Борис Константинович Зайцев, описывают жизнь великого Святого Земли Русской. Каждый вносит в это описание своё видение жизненного подвига Преподобного Сергия Радонежского. Есть и определенные различия, на которых хотелось бы остановиться.
Бог даровал Преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». А Борис Зайцев же в своём переложении на мирской язык жития говорил так: «Есть колебания в годе рождения святого: 1314—1322», но одновременно было определено число: «Как бы то ни было, известно, что 3 мая у Марии родился сын». Хотя Епифаний Премудрый не указывает числа, Русская Церковь традиционно считает днём рождения Преподобного Сергия 3 мая 1314 года.
Еще до рождения Сергий был предызбран Богом. Епифаний говорил, что у родителей были только догадки: «Отец и мать рассказали иерею, как их сын, еще в утробе матери, в церкви три раза прокричал: «Не знаем, что означает это», — говорят он. Иерей сказал: «Радуйтесь, ибо будет ребенок сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы»». Борис Зайцев об этом упоминает тоже, но уже при встрече Варфоломея со старцем-черноризцем: «Отрок будет некогда обителью Пресв. Троицы; он многих приведет за собой к разумению Божественных заповедей».
Когда Сергий вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес, то Епифаний просто указывает, что «было найдено пустынное место, в чаще леса, где была и вода». Борис Зайцев же пишет: «Варфоломей и Стефан выбрали место в десяти верстах от Хотькова. Небольшая площадь, высившаяся как маковка, позже и названная Маковицей. (Преподобный говорит о себе: «аз есмь Сергие Маковскый».) Со всех сторон Маковица окружена лесом, вековыми соснами и елями. Место, поразившее величием и красотой». Летопись утверждает, что вообще это особенный пригорок: «глаголеть же древний, видяху на том месте прежде свет, а инии огнь, а инии благоухание слышаху»». И мы вслед за писателем видим даже зрительно это место: «Вероятно, здесь, на Маковице, пригласив плотника со стороны, и учились рубить избы «в лапу». В сосновых лесах Варфоломей возрос, выучился ремеслу, через столетия сохранил облик плотника-святого, неустанного строителя сеней, церквей, келий, и в благоуханье его святости так явствен аромат сосновой стружки. Поистине Преподобный Сергий мог считаться покровителем этого великорусского ремесла». Это опять же замечания Зайцева, а Епифаний не заостряет на этом внимания.
Слухи о пустынничестве шли. Стали являться люди, которых сначала Преподобный не принимал и даже запрещал им оставаться, утверждал Епифаний Премудрый, говоря о трудности жизни в таком месте. Но они не отступали. А Борис Зайцев анализирует, почему же это так. И говорит о том, что «Троица вела святого».
Биографы заканчивают свои произведения после смерти Сергия. Описание чудес после смерти уже не произошло. Здесь Епифаний Премудрый оборвал такими словами: «Сергий, видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу передать, призывает братство, беседу повел подобающую, и, молитву совершив, душу Господу предал в год 6900 (1392) месяца сентября в 25-й день». Так же и Борис Зайцев, но с более точным описанием: «Он и в последнюю минуту прежний Сергий: завещал похоронить себя не в церкви, а на общем кладбище, среди простых. Но эта воля его не была исполнена. Митрополит Киприан разрешил, по просьбе братии, положить останки Преподобного именно в церкви». Далее он только пишет несколько слов о том, какие чудеса происходили после смерти святого: исцеления, помощь в боях по молитвам к святому Сергию [цитаты – 3 и 5].
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Итог урока. Слово учителя
Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана Преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского.
Мы познакомились с жизнеописанием великого святого Сергия Радонежского. Каждый художник слова увидел его разным и показал нам его таким, каким представлял сам. Бесспорны и общие выводы о жизни святого земли Русской: он враг всем ненавистникам Христа, всем утверждающим себя и забывающим об Истине. Их очень много в наше время, когда «раздрание» мира зашло так далеко.
В.О. Ключевский так говорит о значении Преподобного Сергия для русского народа и государства: «Еще при жизни Преподобного, как рассказывает его жизнеописатель-современник, многое множество приходило к нему из различных стран и городов, и в числе приходивших были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие». И в наши мои современники приходят к гробу Преподобного со своими думами, мольбами и упованиями [4].
Примером своей жизни, высотой своего духа добром и любовью, смирением и терпением, мужеством и стойкостью Преподобный Сергий дорог людям и в XXI веке. Не случайно мы начали урок со стихотворения Б. Окуджавы, ключевыми словами которого являются понятия, которые и делают человека человеком. Каждый, кто попытается понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души, будет жить честно, на благо других людей. Надеюсь, что сегодняшний урок никого не оставил равнодушным.
Список литературы
1. Булгаков С. Благодатные заветы Преподобного Сергия Радонежского русскому богословствованию/ С. Булгаков. – Сб. – М., 1991. С. 346, 355
2. Вагнер Г.К. В поисках Истины/ Г.К. Вагнер. – М.: Издательство «Искусство», 1993
3. Зайцев Б.К. Люди Божии/ Б.К.Зайцев. – М.: «Советская Россия», 1991
4. Ключевский В.О. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1988. т. II. С. 234
5. Хрестоматия по истории России. Кн. 1. С древнейших времен до XVII века. – М.: Международные отношения, 1994