1001 идея интересного занятия с детьми
Петрова Наталья Владимировна, МБОУ ХМР «Общеобразовательная начальная школа п. Горноправдинск», учитель, ХМАО
Предмет (направленность): литературное чтение.
Возраст детей: 4 класс
Место проведения: класс.
Тема: В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 3 урок
Задачи:
Познавательные: — продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина;
-помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;
-учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.
-формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.
Развивающие: — развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно- следственных связей.
Воспитательные: — воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе;
-воспитывать умение анализировать поступки других людей;
-воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки со «шляпами», костюмы для сценки.
Ход урока:
1. Организационный момент. Настрой на урок.
— Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости.
Звучит мелодия Антона Григорьевича Рубинштейна.
— Ребята, вам понравилась эта музыка?
— Однажды Всеволод Михайлович Гаршин присутствовал на концерте Антона Григорьевича Рубинштейна в частном дому. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. А прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Всеволода Михайловича на мысль написать сказку. Писатель слушал музыку, а в голове его уже рождались трогательные слова и сцены.
— О какой сказке идет речь? (Слайд1)
— Абсолютно правильно. Сегодня мы продолжим работу над этим произведением.
II. Речевая разминка. (Запись на слайде №2)
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
И.Бунин
— Прочитайте стихотворение по слогам.
— А теперь прочитайте «птичьим базаром»
— Какие слова вам непонятны?
Млели – в данном случае: изнемогать в неге, то есть находились в состоянии полного довольства, услады;
Томные — преисполненные истомы, чувство приятной расслабленности;
Очами – глазами.
-Прочитайте четверостишие выразительно? (читает 1-2 ученика)
III. Проверка домашнего задания.
— Дома вы рисовали героев сказки: розу и жабу. (Выставка рисунков)
— Почему вы розу изобразили именно такой? (Потому что она красивая, добрая, нежная, прекрасная).
— Какие краски вы использовали для своих рисунков? (Розовую, алую, жёлтую)
— То есть вы брали тона яркие, чистые, радующие глаз и душу.
— А теперь давайте посмотрим, какой вы изобразили жабу.
— Почему вы изобразили ее именно такой? (Потому что она страшная, гадкая и безобразная)
— Какие цвета вы использовали? (Темно-коричневые, черные, темно-зеленые)
— Какое настроение создает букет такой цветовой гаммы?
— Что вы хотели показать таким контрастом цветов? (Что роза и жаба вместе не смотрятся)
IV. Сообщение целей урока.
— Работая над произведением на уроке, мы должны понять, что существуют два мира.
— Ребята, о чем это я говорю, какие такие два мира? (мир добра и мир зла). А также постараемся выяснить, что собой олицетворяет роза в произведении, а что жаба.
V. Работа по теме урока.
— Скажите, пожалуйста, чем закончилась история написанная Гаршиным? Что вы об этом думаете? (Очень жалко мальчика)
— Готовы ли вы сейчас ответить, почему именно так заканчивается произведение? Тогда давайте постараемся разобраться в этом и ответить на этот вопрос.
— Подумайте, сколько сюжетов (историй) в этой сказке? (Два).
— О чем первый сюжет?
(Первый о жабе и розе, второй – о сестре и брате)
— Начнем работу с первого сюжета
1. Выборочное чтение
а) Образ розы
— Вспомните первый сюжет. Можно ли сказать, что герои противопоставляются друг другу? Докажите отрывками из текста. (с. 172)
— Подробно ли описана красота розы? (нет)
— А что описано? (утро, роса, голубое небо, лучи сиявшего солнца, всё вокруг)
— О чём это говорит? (о счастье)
— О счастье для кого?
— Какие чувства испытывает роза? Как об этом говорит автор? (плакать не от горя, а от счастья жить)
— Что же главное для розы?
— Главное для розы: счастье жить.
Нежная роза, её хрупкий стан,
В изящной головке мыслей караван.
Запах – молитва, запах – слова,
В запахе сладком жизнь вся была.
— Что помогает понять счастье розы? (аромат)
— Какие эпитеты и образные определения автор использует для этого? Найдите в тексте подтверждение (Тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами.)
— Что это значит? (роза была счастлива)
б) Образ жабы
Эта героиня сидит под кустом,
Мысли её в ерунде, о пустом.
Изредка лишь нарушает мышленье
Майского ветра слегка дуновенье.
— Кто эта героиня? (жаба)
— Прочитайте отрывок о жабе. (стр 172)
— Какие эпитеты и образные определения использует автор при описании жабы? (жирная, старая жаба; грязно-серые бородавчатые и липкие бока; безобразные лапы)
— Почему жаба ничему не радовалась?(она была ленивой, наелась и собралась отдыхать)
— Почему жаба хотела уничтожить розу?
— Такие разные герои! А нет ли у них чего-то общего? (и розе и жабе нужно тепло, свет, еда)
— О чём мечтают главные герои? (Они мечтают, хотят счастья)
— В чём заключается счастье для жабы? Для розы? (Для жабы – еда, лень. Для розы – дарить радость)
— Назовите мне, какие же качества присуще розе, а какие жабе. (Слайд 3)
в) Выводы.
— Как вы думаете, с кем автор сравнивает Розу и Жабу? (с человеком)
-Каким бы Роза была человеком? А Жаба?
— Какой можно сделать вывод? (Люди, которые делают добро, — прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить)
2. Работа над иллюстрациями (Слайд 4)
— Ребята, рассмотрите иллюстрации. Найдите отрывки из произведения, которые точно подходят к данным иллюстрациям. (стр. 175-176)
Некоторым ученикам было задание: подходящий отрывок из текста, то есть прозу перевести в стихотворную форму. Давайте послушаем.
1 иллюстрация:
Вдруг жаба замечает изящный цветок,
И разевает в восторге роток.
Ей не хватает эмоций добра,
Жаба-толстуха ужасно злобна.
2 иллюстрация:
И захрипела, от злобы кривляясь:
«Я тебя слопаю!», шепча, издеваясь.
И по кусту она вверх поползла,
Гибель красавицу-розу ждала.
3. Работа над вторым сюжетом. Инсценирование.
— Какой же второй сюжет сказки? (о мальчике и его сестре)
— Давайте посмотрим.
В этот цветник уж давно не выходят,
Весна для двоих словно мимо проходит.
И для дитяти лет семи от рожденья,
И для сестры, чьей не знаем уменья.
Девушка дремлет с книгой в руках,
«Маша!», услышала голос во снах.
Дитё неподвижно лежит на постели,
Малыш не встает уже больше недели.
«Маша, родная, цветут уже розы?»
«Да, мой голубчик», скрывая слёзы,
Уходит сестрица в цветник и не знает,
Что славная роза почти погибает.
Жаба к цветку уже лапу тянула.
Чтоб ветром врага озлобленного сдуло!
Однако судьба порядила другое –
От девушки строгой получит иное.
Пнув негодяйку, срезает цветок,
Сестрица скорее в домишко идёт.
Братишке понюхать розу дала,
Словно бы радость ему принесла.
«Как хорошо, Боже, как хорошо,
Розочка пахнет так славно, свежо…»
Малыш вздохнул в последний раз,
И свет в его глазах погас…
— Кто главный герой в этом сюжете? (Брат)
— Как к нему относится автор? (С любовью, состраданием, нежностью)
— В какой момент сказки сюжеты пересекаются? (Когда розу срезают для мальчика)
— Какие чувства испытывала роза в момент встречи с мальчиком? (она была счастлива, что осчастливила другого)
— Что роза считала самым лучшим происшествием в своей жизни? (Когда маленькая слезинка сестры упала на цветок)
VI. Итог урока.
4. Игра «Три шляпы»(слайд5)
— Итак, подвести итоги поможет знакомая нам игра «Три шляпы».
— Те ребята, у кого синяя шляпа, должны поразмышлять и оценить поступки героев, высказать свое мнение.
— Ребята с жёлтой шляпой должны рассказать о том, что положительного вы для себя вынесли из этой ситуации, что показалось трогательным в произведении.
— Последняя – зелёная шляпа. Вам надо подумать, что можно в нём изменить, улучшить.
(Дети разбиваются на группы, выполняют задание 3-5 минут)
5. Выступление ребят.
6. Выводы по произведению
— Что победило мир добра или мир зла?
1. О чем думает роза в период цветения?
А. быстрей бы распуститься.
Б. умереть бы другой смертью.
В. Цвести вечно.
2. Что в жабе самое омерзительное?
А. грязно-серые бородавчатые бока.
Б. скверные липкие лапы.
В. Бесчувственность и равнодушие.
3. Роза не жалеет о преждевременной гибели, потому что
А. она не досталась жабе.
Б. ее гибель была неизбежна
В. Она украсила последние минуты жизни мальчика.
4. Символом света, добра, красоты в сказке является:
А. роза
Б. жаба
— Почему же финал произведения такой? (Гаршин таким образом показал значение добрых дел. Помог нам понять, что хорошее сохраняется)
— Что олицетворяет роза в произведении?
— Что олицетворяет жаба в произведении?
— Какой вывод следует из прочитанного? (счастлив тот, кто своей жизнью осчастливил другого)
— Нам с ребятами тоже захотелось сделать что-то прекрасное, доброе. На уроках труда мы старались создать свой «сад», в котором будут благоухать наши цветы.
-Наш урок я хочу закончить словами Сергея Острового.
«В жизни по-разному можно жить
В горе можно, и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать, и, не помышляя о чуде
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям».
— Урок окончен. Всем спасибо.
7. Домашнее задание
— задание по вариантам:
— Попробуйте представить себя прекрасной чистой розой и поведать историю своей жизни.
— Попробуйте представить себя жабой и рассказать свою историю.
6