Конспект урока по Литературе «В мастерской писателя»

В мастерской писателя.

( приёмы создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»)

Тип урока Изучение нового материала

Цель урока:

обеспечить условия для усвоения учащимися приёмов создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»

Задачи:

  1. создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

  2. совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

  3. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.


Оборудование: распечатанный текст рассказа, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА

Слово учителя

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их. Посмотрите на меня. Мысленно пожелайте себе удачи. Вы успешны и у вас все получится.

Работать мы сегодня будем в группах. Я напоминаю вам, что ваша цель – помогать друг другу, обсуждать вопросы, но не мешать другим.

От каждой группы выступает один человек, который коротко представляет ответ, к которому пришли в группе, а другой ученик ведёт «лог-файл» для того, чтобы было легче рассказать о том, как работала его группа.

  1. Вызов

На прошлом занятии мы с вами познакомились с рассказом А.Грина «Акварель» и сделали открытие (можно прочитать несколько открытий с предыдущего занятия)

А сегодня у нас занятие — знакомство.

(прикрепляет на доску блок кластера ЗНАКОМСТВО)

— Что такое знакомство?

— Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…

(Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой) а) Отношения между людьми, знающими друг друга, связанными общением. б) Начало сближения, первая встреча.

— Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

— Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

( На внешность, одежду)

— Скажите, для того, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Нет.

— Обсудите в группе: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (1 МИНУТА)

На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения.

(после ответов учитель прикрепляет блоки ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, ПОВЕДЕНИЕ, УВЛЕЧЕНИЯ)

Одежда

Внешность





Поступки



Знакомство




ОТНОШЕНИе К ДРУГИМ

Речь




Авторская оценка



Поведение

Увлечения





Вы назвали основные признаки, по которым можно судить о человеке.

А почему так важны для нас эти признаки? (Чтобы не ошибиться в человеке; сделать выбор: будет другом или нет)

Так и в литературном произведении: читатель либо принимает литературного героя, либо не принимает. Относится к нему с уважением или осуждает его.


-А кто такой литературный герой? (Это действующее лицо литературного произведения)

Кто его создает? Автор

Любой автор хочет, чтобы его главный герой был личностью. А она пробуждает любопытство, приковывает к себе внимание, заставляет сопереживать, не оставляя никого равнодушным.

Создавая произведение , автор воображает героя.

— Из чего складывается образ лит.героя? (Внешность, поступки, взаимоотношения с другими героями, отзывы других героев)

Давайте вернемся к кластеру и увидим, что мы перечислили все те основные моменты, на которые мы обращаем внимание при нашем знакомстве с реальным человеком.

Всё это приемы создания образа литературного героя.


Сегодня на занятии мы будем наблюдать, как из отдельных приемов складывается образ лит.героя в рассказе Грина «Игрушка».

Рассказ вы прочитали дома

— кто является повествователем в рассказе? Автор

можно ли его назвать героем рассказа? да

— Почему? (он видит, говорит «я» и осуждает)

— Что вы можете сказать об авторе как человеке. Какой он человек?(человек довольно замкнутый, , добрый, пожалел котенка, наблюдательный и неравнодушный. ).

А что помогло нам дать такую характеристику автору?( характер раскрывается через его поступки, его действия)

В литературе человек изображается почти всегда в действиях, в поступках, в отношениях к другим людям.

— он не только пожалел котёнка, но он и вмешался в жестокую игру Синицинына и Буланова. Это тоже герои рассказа»Игрушка».

— Давайте понаблюдаем, как писатель создаёт образ литературного героя на примере ребят

КЛАСТЕР

  • Давайте снова обратимся к кластеру-помощнику.

  • А может ли наш кластер нам помочь нам в работе? Да

учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на героев Синицын и Буланов

Понравились ли вам герои? Нет.

А почему?( жестокие)

Как мы называем таких героев?( отрицательные)

Перед нами очень сложная задача: нам предстоит узнать какие приемы используются для создания образа отрицательному герою.

Блок 1

На что обращает автор при описании героев в первую очередь? Он описывает внешность. ( Один, постарше, лет, вероятно, двенадцати, круглоголовый и низенький, выглядел сильным, задорным крепышом, румяный и загорелый. Другой, тоненький, высокий, с бледным, истощенным лицом и оттопыренными ушами, производил более симпатичное впечатление; природа как будто пожалела его, наградив парой чудных выразительных глаз.)

Вы зачитали описание внешности мальчиков.

-Какое впечатление производят на вас портреты мальчиков?

— Помогла ли их внешность увидеть нам в этих ребятах отрицательных героев? Нет

Всегда ли по внешностьи можно определить – хороший герой или плохой? Нет. Действительно, этого мало.

Блок 2

А теперь посмотрим, почему автор обращает наше внимание на одежду Синицына и Буланова? Зачитайте описание одежды ( Одеты были оба они в летние гимназические блузы и белые форменные фуражки)

— Кем были эти ребята?

— Где учились они?

Ребята, перед нами гимназисты. А кто такие гимназисты?

Рассказ Грина был написан в 1903году (это начало 20 столетия). Справка о гимназистах.

Поэтому можно сделать вывод: перед нами должны быть положительные герои.

Блок 3

А теперь давайте все вместе прочитаем последний абзац 1 главы.

Гимназистик кончил строгать и встал. В руках у него был толстый

заостренный кусок дерева. Он воткнул его в землю между вертикально торчащими кольями, взял бечевку и крепко, аккуратно завязал один ее конец вокруг только что воткнутого колышка. Другой конец спустил через перекладину, и я увидел… петлю. Младший, упираясь руками в согнутые колени, внимательно следил за работой, старательно помогая товарищу бровями и языком, точь-в-точь как на уроке чистописания.

— Готово, Синицын! — сказал крепыш и, быстро оглянувшись, прибавил

торжественным, сухим голосом: — Ведите преступника!

Обратите внимание на знак многоточия, который мы встречаем в этом отрывке.

— Как вы думаете, почему автор разделяет словосочетание и я увидел… петлю. многоточием? (многоточие обозначает особую паузу в авторском тексте, в данном случае – это удивление автора и неожиданный поворот в событиях)

— А почему он был удивлен? (игры того времени) Конечно, автор думал, что мальчики играют как все дети того времени.

Вывод : Ребята, автор не только использует интересный знак, но и вводит интересный приём художественной детали, который помог читателю по другому взглянуть на этих мальчиков.

— Кто из вас уже догадался , какая это деталь, противоречащая нашим представлениям?( петля)

Как мальчики относя к своему делу?. Ещё раз зачитайте внимательно этот эпизод.


Блок 4


И снова вернёмся к нашему кластеру и поработаем в группах. Я предлагаю вам понаблюдать за речью, поведением во время разговора с автором.( проходит работа над 2 частью рассказа)

1 группа – работа над речью.

2 группа – поведение

3 группа – будет анализировать взаимоотношения автора и мальчиков. ——Выпишите слова, словосочетания, которые помогают нам характеризовать героя, в таблицу. Она лежит на столах. На эту работу вам даётся 5 минут.

А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось? (зачитываются таблицы)

-Можем ли мы с вами сказать, что после проведённой работы , нам удалось больше узнать о героях.

— Соответствует ли наше первое впечатление о героях, основанной на внешности с тем, что мы увидели сейчас.

— Что может дополнить образ литературного героя?(речь, поведение, авторская позиция)

— Как вы думаете, для чего автор так подробно описывает котёнка .

Синицын встряхнул его, и на траву, беспомощно расставляя крошечные дрожащие лапы, вывалился слепой котенок. Он шатался,тыкался головой в траву и жалобно, тонко скулил, дрожа всем тельцем.( помог увидеть жестокость мальчиков по отношению к беззащитному существу)

Но вы пропустили второе описание котёнка( это снова художественная деталь)

Гимназистики, оторопев, пустились бежать со всех ног, бросив на произвол судьбы котенка, мешок и неиспользованную бечевку. Зверек пищал и ползал,путаясь в высокой траве.( мальчики обрекли на гибель.)

Вот только теперь мы с вами можем сказать, что перед нами отрицательные герои. Но посмотрите, как они не похожи.

_ кто из мальчиков организует эту забаву?

— Как ведёт себя Буланов? А Синицын?

Давайте вновь вернёмся к портрету. Один, постарше, лет, вероятно, двенадцати, круглоголовый и низенький, выглядел сильным, задорным крепышом, румяный и загорелый. Другой, тоненький, высокий, с бледным, истощенным лицом и оттопыренными ушами,производил более симпатичное впечатление; природа как будто пожалела его, наградив парой чудных выразительных глаз.

Они оба были одинаково жестоки?

Смог ли автор убедить ребят в том, что они совершили плохой поступок? Какие слова нашел автор, чтобы переубедить ребят? Он только Я ударил ногой миниатюрную виселицу, и она рассыпалась.

Я обратил их в бегство, но был ли я победителем? Нет, потому что они

остались при своем ясном и логическом убеждении:

Вывод: Что если бы у Синицына был другой друг, наверняка он бы играл в индейцев. Если бы автор нашел бы нужные слова, то ему удалось бы убедить хотя бы одного.

Вывод по уроку. Итак, проанализировав рассказ Грина, давайте сделаем вывод:

— что же помогло автору создать образ литературного героя?

— А что же нам, читателям, помогло понять образ литературного героя?( авторская оценка, речь, поведение, …. Помогли умения работать над речью, описанием внешности, умением находить художественную деталь, быть внимательным к знакам, наблюдать за поведением героев.

Рефлексия: А что нужно уметь, чтобы быть писателем?




Свежие документы:  Учебно-методическое пособие по литературе по творчеству И.А. Бунина

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: