В мастерской писателя.
( приёмы создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»)
Тип урока Изучение нового материала
Цель урока:
обеспечить условия для усвоения учащимися приёмов создания литературного героя на примере рассказа А.Грина «Игрушка»
Задачи:
создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;
совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.
Оборудование: распечатанный текст рассказа, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
Слово учителя
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их. Посмотрите на меня. Мысленно пожелайте себе удачи. Вы успешны и у вас все получится.
Работать мы сегодня будем в группах. Я напоминаю вам, что ваша цель – помогать друг другу, обсуждать вопросы, но не мешать другим.
От каждой группы выступает один человек, который коротко представляет ответ, к которому пришли в группе, а другой ученик ведёт «лог-файл» для того, чтобы было легче рассказать о том, как работала его группа.
Вызов
На прошлом занятии мы с вами познакомились с рассказом А.Грина «Акварель» и сделали открытие (можно прочитать несколько открытий с предыдущего занятия)
А сегодня у нас занятие — знакомство.
(прикрепляет на доску блок кластера ЗНАКОМСТВО)
— Что такое знакомство?
— Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…
(Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой) а) Отношения между людьми, знающими друг друга, связанными общением. б) Начало сближения, первая встреча.
— Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.
— Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?
( На внешность, одежду)
— Скажите, для того, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Нет.
— Обсудите в группе: на что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? (1 МИНУТА)
На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения.
(после ответов учитель прикрепляет блоки ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, ПОВЕДЕНИЕ, УВЛЕЧЕНИЯ)
Одежда Внешность
Поступки
Знакомство
ОТНОШЕНИе К ДРУГИМ Речь
Авторская оценка
Поведение Увлечения
— Вы назвали основные признаки, по которым можно судить о человеке.
— А почему так важны для нас эти признаки? (Чтобы не ошибиться в человеке; сделать выбор: будет другом или нет)
Так и в литературном произведении: читатель либо принимает литературного героя, либо не принимает. Относится к нему с уважением или осуждает его.
-А кто такой литературный герой? (Это действующее лицо литературного произведения)
— Кто его создает? Автор
Любой автор хочет, чтобы его главный герой был личностью. А она пробуждает любопытство, приковывает к себе внимание, заставляет сопереживать, не оставляя никого равнодушным.
Создавая произведение , автор воображает героя.
— Из чего складывается образ лит.героя? (Внешность, поступки, взаимоотношения с другими героями, отзывы других героев)
Давайте вернемся к кластеру и увидим, что мы перечислили все те основные моменты, на которые мы обращаем внимание при нашем знакомстве с реальным человеком.
Всё это приемы создания образа литературного героя.
Сегодня на занятии мы будем наблюдать, как из отдельных приемов складывается образ лит.героя в рассказе Грина «Игрушка».
Рассказ вы прочитали дома
— кто является повествователем в рассказе? Автор
— можно ли его назвать героем рассказа? да
— Почему? (он видит, говорит «я» и осуждает)
— Что вы можете сказать об авторе как человеке. Какой он человек?(человек довольно замкнутый, , добрый, пожалел котенка, наблюдательный и неравнодушный. ).
—А что помогло нам дать такую характеристику автору?( характер раскрывается через его поступки, его действия)
В литературе человек изображается почти всегда в действиях, в поступках, в отношениях к другим людям.
— он не только пожалел котёнка, но он и вмешался в жестокую игру Синицинына и Буланова. Это тоже герои рассказа»Игрушка».
— Давайте понаблюдаем, как писатель создаёт образ литературного героя на примере ребят
КЛАСТЕР
Давайте снова обратимся к кластеру-помощнику.
А может ли наш кластер нам помочь нам в работе? Да
учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на героев Синицын и Буланов
—Понравились ли вам герои? Нет.
А почему?( жестокие)
Как мы называем таких героев?( отрицательные)
Перед нами очень сложная задача: нам предстоит узнать какие приемы используются для создания образа отрицательному герою.
Блок 1
На что обращает автор при описании героев в первую очередь? Он описывает внешность. ( Один, постарше, лет, вероятно, двенадцати, круглоголовый и низенький, выглядел сильным, задорным крепышом, румяный и загорелый. Другой, тоненький, высокий, с бледным, истощенным лицом и оттопыренными ушами, производил более симпатичное впечатление; природа как будто пожалела его, наградив парой чудных выразительных глаз.)
Вы зачитали описание внешности мальчиков.
-Какое впечатление производят на вас портреты мальчиков?
— Помогла ли их внешность увидеть нам в этих ребятах отрицательных героев? Нет
— Всегда ли по внешностьи можно определить – хороший герой или плохой? Нет. Действительно, этого мало.
Блок 2
А теперь посмотрим, почему автор обращает наше внимание на одежду Синицына и Буланова? Зачитайте описание одежды ( Одеты были оба они в летние гимназические блузы и белые форменные фуражки)
— Кем были эти ребята?
— Где учились они?
Ребята, перед нами гимназисты. А кто такие гимназисты?
Рассказ Грина был написан в 1903году (это начало 20 столетия). Справка о гимназистах.
Поэтому можно сделать вывод: перед нами должны быть положительные герои.
Блок 3
А теперь давайте все вместе прочитаем последний абзац 1 главы.
Гимназистик кончил строгать и встал. В руках у него был толстый
заостренный кусок дерева. Он воткнул его в землю между вертикально торчащими кольями, взял бечевку и крепко, аккуратно завязал один ее конец вокруг только что воткнутого колышка. Другой конец спустил через перекладину, и я увидел… петлю. Младший, упираясь руками в согнутые колени, внимательно следил за работой, старательно помогая товарищу бровями и языком, точь-в-точь как на уроке чистописания.
— Готово, Синицын! — сказал крепыш и, быстро оглянувшись, прибавил
торжественным, сухим голосом: — Ведите преступника!
— Обратите внимание на знак многоточия, который мы встречаем в этом отрывке.
— Как вы думаете, почему автор разделяет словосочетание и я увидел… петлю. многоточием? (многоточие обозначает особую паузу в авторском тексте, в данном случае – это удивление автора и неожиданный поворот в событиях)
— А почему он был удивлен? (игры того времени) Конечно, автор думал, что мальчики играют как все дети того времени.
Вывод : Ребята, автор не только использует интересный знак, но и вводит интересный приём художественной детали, который помог читателю по другому взглянуть на этих мальчиков.
— Кто из вас уже догадался , какая это деталь, противоречащая нашим представлениям?( петля)
Как мальчики относя к своему делу?. Ещё раз зачитайте внимательно этот эпизод.
Блок 4
И снова вернёмся к нашему кластеру и поработаем в группах. Я предлагаю вам понаблюдать за речью, поведением во время разговора с автором.( проходит работа над 2 частью рассказа)
1 группа – работа над речью.
2 группа – поведение
3 группа – будет анализировать взаимоотношения автора и мальчиков. ——Выпишите слова, словосочетания, которые помогают нам характеризовать героя, в таблицу. Она лежит на столах. На эту работу вам даётся 5 минут.
А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось? (зачитываются таблицы)
-Можем ли мы с вами сказать, что после проведённой работы , нам удалось больше узнать о героях.
— Соответствует ли наше первое впечатление о героях, основанной на внешности с тем, что мы увидели сейчас.
— Что может дополнить образ литературного героя?(речь, поведение, авторская позиция)
— Как вы думаете, для чего автор так подробно описывает котёнка .
Синицын встряхнул его, и на траву, беспомощно расставляя крошечные дрожащие лапы, вывалился слепой котенок. Он шатался,тыкался головой в траву и жалобно, тонко скулил, дрожа всем тельцем.( помог увидеть жестокость мальчиков по отношению к беззащитному существу)
Но вы пропустили второе описание котёнка( это снова художественная деталь)
Гимназистики, оторопев, пустились бежать со всех ног, бросив на произвол судьбы котенка, мешок и неиспользованную бечевку. Зверек пищал и ползал,путаясь в высокой траве.( мальчики обрекли на гибель.)
Вот только теперь мы с вами можем сказать, что перед нами отрицательные герои. Но посмотрите, как они не похожи.
_ кто из мальчиков организует эту забаву?
— Как ведёт себя Буланов? А Синицын?
Давайте вновь вернёмся к портрету. Один, постарше, лет, вероятно, двенадцати, круглоголовый и низенький, выглядел сильным, задорным крепышом, румяный и загорелый. Другой, тоненький, высокий, с бледным, истощенным лицом и оттопыренными ушами,производил более симпатичное впечатление; природа как будто пожалела его, наградив парой чудных выразительных глаз.
Они оба были одинаково жестоки?
Смог ли автор убедить ребят в том, что они совершили плохой поступок? Какие слова нашел автор, чтобы переубедить ребят? Он только Я ударил ногой миниатюрную виселицу, и она рассыпалась.
Я обратил их в бегство, но был ли я победителем? Нет, потому что они
остались при своем ясном и логическом убеждении:
Вывод: Что если бы у Синицына был другой друг, наверняка он бы играл в индейцев. Если бы автор нашел бы нужные слова, то ему удалось бы убедить хотя бы одного.
Вывод по уроку. Итак, проанализировав рассказ Грина, давайте сделаем вывод:
— что же помогло автору создать образ литературного героя?
— А что же нам, читателям, помогло понять образ литературного героя?( авторская оценка, речь, поведение, …. Помогли умения работать над речью, описанием внешности, умением находить художественную деталь, быть внимательным к знакам, наблюдать за поведением героев.
Рефлексия: А что нужно уметь, чтобы быть писателем?