Класс: 5 в
Тема: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение»?
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
ΙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). СЛАЙД №1
— Добрый день! Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Начнём занятие.
II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) СЛАЙД №2
— Скажите, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
— Какие основные факты биографии вам запомнились?
— Владимир Солоухин говорит, что именно в детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, он проносит через всю долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества писатель называет главными.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
— Ребята, а как вы понимаете смысл слова «мститель»?
— Для того, чтобы узнать от какого слова оно образовано, вам нужно разгадать ребус.
1. Ребус СЛАЙД №3
— Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r м l е g с d т s n i w ь z
МЕСТЬ
— Какое слово у вас получилось?
— Что оно обозначает? (действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь. (Из словаря Д.И. Ожегова)) СЛАЙД №4
2. Составление кластера (на доске)
— Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «месть»?
— Сейчас посовещайтесь с соседом по парте и запишите в овалы, которые лежат у вас на столах, одно слово, ассоциирующееся у вас с местью (дети записывают).
— Я тоже выписала несколько слов. Алина, пожалуйста, подойди к столу, выбери те слова, которые, на твой взгляд, более подходят к интересующему нас слову и прикрепи на доску.
— Молодцы!
Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.
— Теперь внимательно посмотрите на свои записи, записи на доске и сделайте вывод, что же мы чувствуем, произнося это слово (дети отвечают).
Вывод: слово «месть» вызывает грустные, тревожные ассоциации.
— На доске у нас получился кластер, который поможет нам разобраться в тех чувствах, которые испытывал наш герой к своему обидчику.
IV. Постановка учебной задачи.
— Ребята, посмотрите какие синонимы можно подобрать к слову месть. СЛАЙД №5
— Попробуйте подобрать антоним к данному слову (прощение, милосердие).
— А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.
(«Месть или прощение»?) СЛАЙД №6
— Исходя из темы, скажите, какую цель на этом уроке вы можете поставить перед собой? (оценить поступки героя)
— Чтобы восстановить последовательность всех событий, нам нужно заполнить карточку, расставив номера от 1 до 10. Работаем в парах.
Восстановите последовательность чувств и рассуждений мстителя. Поставьте номера 1-10 | |
1. Обида и злость | 1 |
2.Норка шмеля | 5 |
3.План мести | 2 |
4.Нечаянно заманить в лес | 3 |
5.Рыжики, за солью | 6 |
6.Очень непросто ударить человека | 10 |
7.Теплинка (небольшой костер) | 7 |
8.Мысли о мести | 4 |
9.Витька не такой плохой мальчишка | 8 |
10.Очень не хотелось сразу идти домой | 9 |
ПРОВЕРКА СЛАЙД №7
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
— Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, какое слово объединяет все события? (МЕСТЬ)
— Слово одно, а сколько негативных эмоций оно вызывает. Попробуем разобраться, что чувствовал наш герой и как он сумел преодолеть это чувство. А для этого обратимся к тексту (стр. 227)
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
— Понравилось ли вам произведение?
—На сколько частей можно разделить текст? (3)
-Теперь давайте вместе озаглавим каждую часть.
План рассказа:
Удар между лопаток
— Зачитайте последнее предложение 1ой части (стр. 228 В горле у меня стоял горький комок… чтобы в другой раз было неповадно)
— Итак, что же произошло с нашим героем? (Витька ударил комком грязи по спине)
— Состояние рассказчика. Какие мысли у него? (стр. 228 – зачитать Насколько я помню, никогда не плакал от физической боли….. маленькой обиды или несправедливости)
— За что Витька его ударил? (Ни за что)
— Что решил рассказчик? (стр. 228 … в голове зародилась мысль отомстить Витьке)
— Почему такую обиду вызвал поступок Витьки? (стр. 228 – зачитать Ну, за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал)
— Какой же вывод сделаем по 1ой части? (дети высказываются)
ВЫВОД: Герою было больно не от физической, а от душевной боли.
— Где начинается 2ая часть? (стр. 228 – зачитать Вскоре созрел план мести)
— Как озаглавим ее?
Желание и план мести
— Что задумал герой? (стр. 228 Отомстить. Позову в лес и набью морду)
— Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент? (На горе был удачный момент)
— Почему не получилась месть? (Герой раздумывает)
— Что на опушке леса увидел Витька? (стр. 229 Витька увидел шмеля и им стало интересно за ним наблюдать)
— Чем потом занялись ребята? (стр. 230 Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку и жарить их)
ВЫВОД: Мы видим как желание отомстить постепенно ослабевает, обида утихает, главный герой успокаивается. СЛАЙД №8
ФИЗМИНУТКА
— Отдохнули и снова вернемся к нашему рассказу. Переходим к 3ей части. Как озаглавим ее?
3. Отказ от мести
— Какие мысли появились у рассказчика? Зачитайте на стр. 232 ( Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька…..вечно что-нибудь придумывает)
— Что повлияло на изменение первоначального плана мести? ( Витька – хороший парень, с ним интересно)
ВЫВОД: Ребята, мы увидели с вами, как необдуманный поступок, слово может сделать лучших друзей врагами.
— А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (художественные средства выразительности)
2. Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение»
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР.
— Какие выразительные средства вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте.
Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».
Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».
Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».
— Еще одним художественным приемом в литературе является ПЕЙЗАЖ.
— События в рассказе можно разделить на 2 части: до и после конфликта. Посмотрите, каким пейзаж был до конфликта и после него. СЛАЙД №9
Пейзаж | |
До конфликта | «Теплый, радостный денек»; «Серебряные нити паутины»
|
После конфликта | «Не видел ни солнца, ни неба»
|
— Продолжите мою фразу: «Эти средства выразительности помогают подчеркнуть…..»
V. Итог урока. Включение нового знания в систему. СЛАЙД №10
Выбрать из данных высказываний одно, которое могло бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.
— Умей прощать, и мощь твоя умножится.
— Сильнее всех побед — прощение.
— И рад бы заплакать, да смех одолел.
— Месть – это ответное зло.
— Можно ли сказать, что главный герой одержал победу? Если да, то какую? (сумел отказаться от мести, простить друга)
VI. Самостоятельная работа с проверкой.
— Мы поговорили о чувствах, которые испытывал герой. Теперь бы мне хотелось узнать ваше отношение к мести. Используя материалы сегодняшнего урока, дайте небольшую характеристику слову «месть» в виде синквейна.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Ответы детей
— Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили в начале занятия? (оценить поступки героя)
— Мы ее достигли? (Да)
— Как вы думаете, какой вырастет из нашего героя человек? (добрый, честный, умеющий прощать)
VII.Рефлексия деятельности. СЛАЙД № 11
-Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить…
Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________
Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________
Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (что?) ______________
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
Осталось непонятным (что?) _______________________________________
Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) _________
VIII. Оценки за урок
—Как вы оцениваете свою работу на уроке? (ответы детей)
-….., какую бы оценку ты себе поставил(а)?
— Ребята, сдайте, пожалуйста, свои рабочие листы. За них вы получите оценки.
IX. Информация о домашнем задании. СЛАЙД №12
—Откройте дневники, запишем домашнее задание
По выбору:
— Я попросила старшеклассников ответить на вопрос «На что похожа месть?»
Вот лишь некоторые из их ответов:
Месть – это…пожар в лесу; смерч; бумеранг; водоворот……
Задание: Вы должны будете выбрать одно из этих определений или дать своё, написать сочинение на тему: Месть можно сравнить с ….( объем сочинения – 1-2 стр.)
— Нарисуйте, какими вы представляете месть и прощение, подумайте, какие краски для этого вы подберёте.
— Дать характеристику главному герою рассказа в виде синквейна.
— В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. И в память о нашем уроке я бы хотела вам подарить по солнышку.
Резерв: тест