Конспект урока по литературе в 5 классе.
Тема: В.В. Набоков «Аня в Стране Чудес».
Цель:
ввести детей в художественный мир сказки;
развивать умение анализа художественного произведения;
развивать познавательную активность учащихся с помощью литературного текста;
развивать фантазию и воображение ребёнка;
научить понимать авторскую идею.
Задачи:
совершенствование монологической речи;
формирование умения уверенно держать себя во время выступления;
формирование артистических навыков и творческих способностей;
воспитание вдумчивого, внимательного читателя;
воспитание нравственных ценностей.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, тексты сказки В. Набокова «Аня в Стране чудес».
Ход урока
Организационный момент.
Знакомство с темой урока, постановка цели и задач
Изучение нового материала.
Мы с вами познакомимся с произведением Владимира Набокова «Аня в Стране чудес». В. Набоков известный писатель 20 века. Ещё в юношеском возрасте он уехал из России. Он написал много произведений как на русском, так и на английском языке. Каким же человеком был Набоков? Он был человеком талантливым и увлечённым. Великолепно играл в шахматы, увлекался миром насекомых (особый интерес вызывали у него бабочки), был человеком любознательным. Он очень любил сочинять загадки, потому что обладал богатой фантазией, и придумывал для них необычные решения, так как был человеком находчивым. Не случайно именно он создал один из лучших переводов на русский язык знаменитого произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Набоков хотел познакомить русского читателя с этой великолепной сказкой, и так Алиса стала русской девочкой Аней. Кэрролл был человеком разносторонним. Профессор математики, он ещё хорошо рисовал, был замечательным фотографом, придумывал головоломки, загадки, игры. Очень любил детей, заботился о них, и они любили его, потому что чувствовали его доброе отношение.
По ходу рассказа учитель на доске раскрывает заранее приготовленные карточки с качествами характера, которыми обладали писатели.
Любознательность
Фантазия
Находчивость
Забота
Доброта
Умение преодолевать трудности
1.Постановка проблемного вопроса.
Это произведение остаётся интересным до сих пор и детям, и взрослым. Так почему же “Аня в Стране чудес” завоевала такую любовь среди читателей? Попытаемся разобраться в данном вопросе.
2.Анализ 1 главы сказки
Давайте вместе с Аней отправимся в Страну чудес. А начиналось всё так… (учитель читает начало сказки)
3. Беседа по вопросам:
Что сделала Аня, когда увидела Кролика? (любознательность)
Какие события происходят с Аней после того, как она бросилась вслед за Кроликом?
А в этих удивительных приключениях Ани мы можем увидеть те качества характера, которыми обладали и Владимир Набоков, и Льюис Кэрролл? Можем ли мы сказать, что Аня любознательна, что у неё богатая фантазия, что она находчива, проявляет заботу и доброту?
Докажите это примерами.
4.Творческая работа.
Ребята, если вы внимательно читали сказку, то вы должны были понять, где же происходят приключения Ани?
— Это сон. А сама Аня называет это несуразицей (чтение учителем отрывка).
Задание: а давайте мы с вами тоже составим несуразицу, Представим, какой бы сон увидели бы вы.
5.Словарная работа.
Несуразица – что-то нелепое, нескладное.
6.Работа по карточкам.
Учитель читает начало истории, которую должны продолжить дети, выполнив задание на карточках.
Однажды летним жарким деньком я отправился за ягодами. Вот передо мной зелёная полянка, разными красками пестреют цветы, по голубому небу плывут пушистые белые облака и вдруг…
На подготовку даётся 1 минута, затем дети отвечают разделившись на 2 команды.
Итог урока.
У вас получилась настоящая несуразица. А каким же качеством вы обладаете, если у вас получились такие интересные и смешные истории.
Вы можете сказать о себе, что вы обладаете такими же качествами характера, как и Аня? Приведите примеры. Когда вы можете сказать о себе, например, что вы добрый и заботливый?
А взрослые должны обладать такими качествами? Можете объяснить почему?
Значит, автор не просто хотел нас повеселить. Он хотел донести до нас какую-то мысль. За этим интересным сюжетом мы должны что-то разглядеть, и тогда мы сможем ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Почему это произведение остаётся интересным до сих пор и детям, и взрослым?
Заключительное слово учителя.
1 глава заканчивается так (учитель читает). Аня всегда ждёт чудес, а чудеса это не только что-то волшебное, это то, что нас удивляет. Мы должны хранить в себе способность удивляться обычным вещам: первому подснежнику, ласковому солнышку, красоте зимнего леса. Это необходимо людям любого возраста. Только тогда наша жизнь будет интересной и нескучной.
Рефлексия.
Продолжите предложение: «Путешествуя с Аней, я понял(а), что…».