Конспект урока по литературе В.В. Набоков «Аня в Стране Чудес» 5 Класс

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема:    В.В. Набоков  «Аня в Стране Чудес».

Цель:        

  1. ввести детей в художественный мир сказки;

  2. развивать умение анализа художественного произведения;

  3. развивать познавательную активность учащихся с помощью литературного текста;

  4. развивать фантазию и воображение ребёнка;

  5. научить понимать авторскую идею.

Задачи:  

  1. совершенствование монологической речи;

  2. формирование умения уверенно держать себя во время выступления;

  3. формирование артистических навыков и творческих способностей; 

  4. воспитание вдумчивого, внимательного читателя;

  5. воспитание нравственных ценностей.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, тексты сказки В. Набокова «Аня в Стране чудес».

Ход урока

Организационный момент.

Знакомство с темой урока, постановка цели и задач

Изучение нового материала.

Мы с вами познакомимся с произведением Владимира Набокова «Аня в Стране чудес». В. Набоков известный писатель 20 века. Ещё в юношеском возрасте он уехал из России. Он написал много произведений как на русском, так и на английском языке. Каким же человеком был Набоков? Он был человеком талантливым и увлечённым. Великолепно играл в шахматы, увлекался миром насекомых (особый интерес вызывали у него бабочки), был человеком любознательным. Он очень любил сочинять загадки, потому что обладал богатой фантазией, и придумывал для них необычные решения, так как был человеком находчивым. Не случайно именно он создал один из лучших переводов на русский язык знаменитого произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Набоков хотел познакомить русского читателя с этой великолепной сказкой, и так Алиса стала русской девочкой Аней. Кэрролл был человеком разносторонним. Профессор математики, он ещё хорошо рисовал, был замечательным фотографом, придумывал головоломки, загадки, игры. Очень любил детей, заботился о них, и они любили его, потому что чувствовали его доброе отношение.

По ходу рассказа учитель на доске раскрывает заранее приготовленные карточки с качествами характера, которыми обладали писатели.

  1. Любознательность

  2. Фантазия

  3. Находчивость

  4. Забота

  5. Доброта

  6. Умение преодолевать трудности

1.Постановка проблемного вопроса.

Это произведение остаётся интересным до сих пор и детям, и взрослым. Так почему же “Аня в Стране чудес” завоевала такую любовь среди читателей? Попытаемся разобраться в данном вопросе.

2.Анализ 1 главы сказки

Давайте вместе с Аней отправимся в Страну чудес. А начиналось всё так… (учитель читает начало сказки)

3. Беседа по вопросам:

  1. Что сделала Аня, когда увидела Кролика? (любознательность)

  2. Какие события происходят с Аней после того, как она бросилась вслед за Кроликом?

  3. А в этих удивительных приключениях Ани мы можем увидеть те качества характера, которыми обладали и Владимир Набоков, и Льюис Кэрролл? Можем ли мы сказать, что Аня любознательна, что у неё богатая фантазия, что она находчива, проявляет заботу и доброту?

  4. Докажите это примерами.

4.Творческая работа.

Ребята, если вы внимательно читали сказку, то вы должны были понять, где же происходят приключения Ани?

— Это сон. А сама Аня называет это несуразицей (чтение учителем отрывка).

Задание: а давайте мы с вами тоже составим несуразицу, Представим, какой бы сон увидели бы вы.

5.Словарная работа.

Несуразица – что-то нелепое, нескладное.

6.Работа по карточкам.

Учитель читает начало истории, которую должны продолжить дети, выполнив задание на карточках.

Однажды летним жарким деньком я отправился за ягодами. Вот передо мной зелёная полянка, разными красками пестреют цветы, по голубому небу плывут пушистые белые облака и вдруг…

На подготовку даётся 1 минута, затем дети отвечают разделившись на 2 команды.

Итог урока.

  1. У вас получилась настоящая несуразица. А каким же качеством вы обладаете, если у вас получились такие интересные и смешные истории.

  2. Вы можете сказать о себе, что вы обладаете такими же качествами характера, как и Аня? Приведите примеры. Когда вы можете сказать о себе, например, что вы добрый и заботливый?

  3. А взрослые должны обладать такими качествами? Можете объяснить почему?

  4. Значит, автор не просто хотел нас повеселить. Он хотел донести до нас какую-то мысль. За этим интересным сюжетом мы должны что-то разглядеть, и тогда мы сможем ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Почему это произведение остаётся интересным до сих пор и детям, и взрослым?



Заключительное слово учителя.

1 глава заканчивается так (учитель читает). Аня всегда ждёт чудес, а чудеса это не только что-то волшебное, это то, что нас удивляет. Мы должны хранить в себе способность удивляться обычным вещам: первому подснежнику, ласковому солнышку, красоте зимнего леса. Это необходимо людям любого возраста. Только тогда наша жизнь будет интересной и нескучной.

Рефлексия.

Продолжите предложение: «Путешествуя с Аней, я понял(а), что…».

Свежие документы:  Урок-проект «…как грустна наша Россия…» 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: