Конспект урока по Литературе «Величайшая сила искусства» 10 класс

Учитель русского языка и литературы

Касимова Жанна Георгиевна

МОАУ «Гимназия имени А.Грина» г.Кирова


Урок регионального компонента по литературе вятского края в 10 классе


Модель урока

Тема: «Величайшая сила искусства» (по рассказу А.Грина «Чёрный алмаз»)

Дидактическая цель: создать условия для вторичного прочтения и осмысления текста.

Цели по содержанию:

Образовательная: через вторичное прочтение и осмысление подвести учащихся к пониманию силы искусства в раскрытии «вечных истин» человеческой жизни.

Развивающая: продолжить формирование аналитической компетенции читателя.

Воспитательная: продолжить формирование ценностных ориентаций: понимание добра и зла в жизни человека, любви, совести, дружбы.

ХОД УРОКА:

  1. Вступительное слово учителя литературы.

Искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека. В человеческой душе нет ни одной грани, ни одной струны, которые не были бы подвержены воздействию искусства. Но искусство не только дает знания. Оно ставит перед людьми проблемы, заставляет размышлять, осмысливать и оценивать жизнь. Поэтому огромно воздействие искусства на мысль человека. Каждый человек выбирает и вбирает от искусства то, что ему нужно в данный момент жизни. Кто-то черпает вдохновение, кто-то силу для дальнейших подвигов в обыденной жизни. Искусство дает право выбора.

  1. Словарная работа.

Что означает слово «искусство»? Составим синонимический и ассоциативный ряды. (На экран выводятся предложенные учащимися синонимический, ассоциативный ряды и значения слова по словарю С.И.Ожегова искусство, творчество, мастерство, созидание, художественная деятельность; вдохновение, музыка, театр, скульптура, литература, красота, восторг, восхищение, образность, гармония)

— Исходя из записанного, скажите, какое воздействие искусство должно оказывать на человека?

(Искусство радует нас гармонией красоты, вызывает восторженные чувства, потрясает душу, пробуждает вдохновение.)

  1. Работа с эпиграфом

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть». 
Б. Васильев «Завтра была война»

Прав ли автор? Кто согласен с его мнением? Почему? Кто не согласен, хочет возразить? Почему?

Сегодня на уроке мы постараемся понять, в чём же сила музыки, анализируя рассказ А.Грина «Чёрный алмаз»

  1. Аналитическая работа с произведением

А теперь я предлагаю обратиться к рассказу А.Грина

  • Что мы узнаем о герое в начале рассказа? Каково его состояние?

( Тоска душила его. Ему хотелось ничего не видеть, не слышать, не знать; Так тяжко.. что и не высказать )

  • Что привело Трумова на каторгу? (любовь).

  • Расскажите историю любви Трумова. Почему Трумов решил пойти на преступление?

Грин в этом произведении раскрывает образ тюрьмы.

  • Каков же этот образ тюрьмы в произведении Грина? Найдите в тексте и зачитайте(Музыкант играть вам будет, идиотам…; по коридору, разившему кислым спертым воздухом, шла шумная толпа каторжан, звон кандалов временами заглушал голоса; вы так поете свои завывания, а настоящей музыки не слыхали)

  • И даже начальник тюрьмы ничем практически не отличается от сидящих в неё. Зачитайте описание и дайте характеристику персонажу (Человек мелкий и подозрительный, он не любил никакой музыки, затею Ягдина играть перед арестантами считал не только предосудительной и неловкой, но даже стыдной, как бы уничтожающей суровое значение тюрьмы)

Да, действительно, в изображении тюрьмы нет ни лжи, ни фарса, ни обмана. Автор нарисовал её такой, какая она есть на самом деле, не упустив при этом ни одной детали.

  • Каково же было состояние Трумова, когда он узнал, что в тюрьму приехал Ягдин?( Ноги его вдруг задрожали, он весь ослабел, затосковал. Сознание, что уйти нельзя, усиливало страдание)

  • Зачитайте портрет Ягдина(На скрипаче был щегольский белый костюм, желтые ботинки и дорогая панама. Его пышный бледно-серый галстук походил на букет)

  • Зачем Ягдин приехал с концертом в тюрьму?

  • медленно обвел каторжан внимательным проходящим взглядом и, незаметно кивнув головой, улыбнулся измученному, застывшему лицу Трумова. Объясните, почему Грину так важно было показать действия Ягдина?

  • Расскажите о схеме мести Ягдина. Удалась ли отомстить?

  • Почему Ягдин решил, что «… Трумов услышит от него прекрасную, волнующую музыку, которая ярко напомнит каторжнику счастливую жизнь человека любимого и свободного: такая музыка угнетет и отравит душу»

  • Огромное влияние на Трумова сыграл романс «Чёрный алмаз». Почему? Как вы думаете, что пришлось пережить Ягдину, когда он услышал этот романс?

  • О какой жестокой и непростительной ошибке говорит Трумов Лефтелю?

Да, музыка, как искусство выполняет в творчестве Грина важную роль. Она может являться эмоциональным фоном, создающим определенную атмосферу, может служить средством передачи мыслей и чувств героя, его психологического состояния.

В конце рассказа Ягдин получает письмо, которое раскрывает ценность всего рассказа. Зачитайте его.

  • «…она сделала чудо: освободила меня…» Объясните слова, как вы их понимаете?

ВЫВОД: Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос: “Почему музыка волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном, когда, желая высказать высшую прелесть мира, он говорит: “музыка природы”, “музыка души”?..

И сегодняшний урок мне бы хотелось закончить словами из письма Трумова ” Искусство-творчество никогда не принесет зла»

Домашнее задание: напишите эссе «В чём сила музыки?»

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению ТЕМА: «Характеристика героя, его поступки и мотивы в произведении Л.Чарской «Записки гимназистки» 4 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: