Конспект урока по Литературе «Великая Отечественная война в лирике XX века»

Тема: «Великая Отечественная война в лирике XX века»


(Урок – литературно-музыкальная композиция)


Цели: Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии; силой слов и музыки воздействовать на души детей; развитие лирического чувствования; воспитание патриотизма; интереса к героическому прошлому своей страны.

Эпиграф


«Кто сказал, что надо бросить

песню на войне?

После боя сердце просит

музыки вдвойне».

(В. Лебедев-Кумач 1943г.)



Оборудование: учебное пособие, под ред. Курдюмовой, записи песен на стихи Суркова, Окуджавы и др.


План

I. Организационный момент

II. Изучение темы урока

III. итог урока

IV. Д /З: наизусть стихотворение о войне.



II. 1. Слово учителя

Тема войны особая в русской литературе XX века. Поэзия этого периода просто уникальное явление. Вопреки расхожему мнению, что когда грохочут пушки музы молчат. В первые дни войны появились стихи. 24 июня 1941г. стихотворение Лебедева – Кумача « Священная война». Поэты писали о войне, о ее тяготах, о трагедии отступления, о смерти близких людей, военные картины соседствовали с картинами мирной жизни – родная природа, малая родина.

Обратим внимание на эпиграф урока. Сегодня на уроке у нас состоится серьезный разговор о поэзии, посвященной Великой отечественной войне, и об одной из ее особенностей, что многие стихи стали песнями.


2. Литературно – музыкальная композиция.

Ученик

Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей силой эмоционального воздействия произведения искусства способны минувшие события воспроизвести

Ученик

Война…Страшное, жестокое время. Время тяжелых испытаний, неимоверного напряжения сил народа, сражающегося против фашизма. До песен ли в такое тяжелое время?

Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.


Музыка. Звучит песня « Священная война». Музыка-Александрова, стихи — В. Лебедева-Кумача


Ученик

Сколько их прекрасных незабываемых! В песнях этих запечатлены и трагические, и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского солдата!


Ученик

До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в Великой Отечественной войне по радио и телевидению, звучат песни военных лет, грустные и задушевные.


Ученик

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русской музыке. Написанные в годы тяжелых испытаний, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед нами как памятники истории, овеянные романтикой военного героизма. Песни не утратили своего воздействия, трогают сердца слушателей величием подвига людей на войне


Ученик

В своих мемуарах маршал Советского союза И.П. Баграмян отмечал: «у народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом…И всегда песня достигала своей благородной цели. Звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей родной, кровной помощницей»


Ученик

Автор музыки к песне «Священна война» Александров писал: « Внезапное нападение вероломного врага на нашу родину вызвало у меня, как у всех советских людей чувство возмущения, гнева…с первых дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею – Песни…»


Ученик

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его народная слава больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора «В лесу прифронтовом», « Враги сожгли родную хату», «Огонек», «Катюша».


Музыка


Михаил Исаковский преимущественно поэт – песенник. Послушаем некоторые из его песен.


Учитель

Мы прослушали песни. Удалось ли передать композиторам мелодичность лирики поэта, его настроение? Что сближает песни по смыслу? О чем они? Почему они так популярны, что стали «народными»?


Ученик

Другой не менее известный поэт – песенник Алексей Сурков. Песня на стихи. А Суркова «Бьется в тесной печурке огонь» — одна из самых популярных в военные и послевоенные годы.

Музыка


Учитель

Холодная землянка – это примета фронтовой жизни, фронтового быта.

  • Но только ли эту роль выполняет образ землянки в стихотворении?

  • Что противопоставлено тяжелым солдатским будням в землянке?

  • Почему в стихотворении нет описания конкретных черт адресата (кому направлено послание)


Ученик

На протяжении всей послевоенной истории и поэты – фронтовики и поэты новых поколений продолжали обращаться в творчестве к событиям Великой отечественной войны. Скорбь о потерях в этих стихах сочетается с обретением жизненной мудрости, стойкости, нравственной чистоты. Трагическое и жизнеутверждающее соседствуют в ней.


Ученик

Из – за школьной паты пришел добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все поэты – фронтовики часто обращался к теме войны в своем творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950г. Это «Король», « Песня о солдатских сапогах», «До свидания мальчики…», «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал» и др.


Музыка « До свидания мальчики»


Учитель

  • О чем эта песня?

  • Что в ней самое трагичное?


Ученик

Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и поют ее со слезами на глазах.


Учитель

  • Какое чувство оставила эта песня?

  • Что такое война в этом стихотворении?

  • Как изображает ее автор?



Ученик

Интересна судьба песни « Дороги», как бы подытоживая события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и серьезную песню – раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.


Музыка


Ученик

Маршал Советского союза Г.К. Жуков назвал «Дороги» в числе трех лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».


Учитель

Вот и подошел к концу наш урок о поэзии Великой Отечественной войны. Минули годы, совсем скоро мы будем отмечать уже 62 годовщину со дня Победы. Но и сейчас эти песни о войне волнуют нас, заставляют задуматься о том, что война страшное событие, не должно быть горя и слез. Война противна человеческой природе. « Мир – это покой и счастье, а война – это смерть и разрушение» — считал Лев Толстой.


III. Итог урока


Оценки за урок.

Беседа по вопросам.

  • Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой отечественной войне, прослушанные вами сегодня?

  • Какую тему поднимает каждая из песен?


IV. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение о войне.



Свежие документы:  Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Творчество Сергея Есенина»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: