Оборудование урока: выставка книг В.Астафьева, на доске портрет писателя, на экране слова Д.Гранина:
«Виктор Астафьев был очень хороший прозаик, писатель и человек с характером. Это был настоящий солдатский характер… Его книги говорили о войне так, как мы не привыкли – не с точки зрения победы, а с интонацией трудной и горестной»
Ход урока
1.Слово учителя
Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашего народа день, когда мы вспоминаем тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы.1418 суток гремела Великая Отечественная война,70-летие Победы в которой мы отмечаем в следующем году.
Звучит песня В.Егорова «Облака»
Цель нашего урока, ребята, прикоснуться к творчеству В.П.Астафьева, поговорить о военных рассказах писателя, который, будучи молодым, прошёл сквозь огненные смерчи Великой Отечественной рядовым солдатом и о книгах которого Даниил Гранин сказал, что они «говорили о войне так, как мы не привыкли…»
2.Биографическая справка о писателе (сообщение учащегося)
3.Слово учителя
Самый первый рассказ, который был написан Астафьевым, был посвящён его фронтовому другу Моте Савинцеву, «умеющему негромко жить и без истерик отойти в мир иной».Писатель не скрывает, что он создан был «во зле» после чтения одного из героических произведений, где изображён был «удачливый боец, который врага лупит и в плен берёт, а сам остаётся цел и невредим».Виктор Петрович видел и понимал войну другую. За первым рассказом о войне появились в 50-е годы и другие, среди них «Солдат и мать», «Старая лошадь»…
4.Обсуждение рассказа «Солдат и мать» (с опорой на текст)
Расскажите о солдате. Как он попал в дом к женщине?
Что ему показалось странным в избе?
Какие детали в описании женщины говорят о постигшем её горе?
Как относятся к женщине в этой деревушке? Почему так?
Солдат, находясь в чужой избе, постоянно вспоминает свою мать. Почему?
Сначала писатель назвал рассказ «В одной деревушке», потом изменил название. Зачем?
Как эпиграф связан с содержанием рассказа?
Какие выводы делаем мы, обсудив рассказ?
Молодой солдат не ожесточился на войне, хотя успел хлебнуть горя полную чашу. Он понял отчаявшуюся мать, не оттолкнул её, оставил ей надежду: «Ничего, мать, всё перемелется… Перемелется. Отойдут наши люди сердцем и простят тех, кто прощения заслуживает: незлопамятные…»
5.Ученица читает стихотворение В. Шефнера «Милосердие»
6. Вывод по уроку. Рассказ Астафьева проникнут глубокой верой в человека. Писатель стремится понять истоки русского национального характера, поэтизирует доброту, совестливость. Поэтому наш урок я и назвала «Верю в добрых сердец бессмертие…»
В.П.Астафьев считал, что память о пережитом не умирает, «идущие вслед должны знать правду о войне, очень жестокую, но необходимую, чтобы, познавая, сострадая, негодуя, извлекать из прошлого уроки»
7.Ученица читает стихотворение Е.Исаева
И ходит по Земле
Босая Память – маленькая женщина.
Она идёт,
Переступая рвы, —
Ей не нужны не визы, не прописки,
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идёт,
Покинув свой уют,
Не о себе – о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают.
И обелиски кланяются в пояс.
9 Мая мы принесём к памятникам и обелискам цветы. Это от нас – с верой, надеждой, любовью…
8.Звучит песня «За того парня» (муз. Фрадкина, сл.Рождественского)
Список литературы
1.Антология русского советского рассказа(50-е годы)
М.,Современник,1988г.
2.Астафьев В.П. Избранное
М.,20004г.
3.Дорога к Победе
Новосибирск,1981г.
4.Присягаем Победой (стихи о войне)
М., Детская литература, 1982г.