ТЕМА: Военная поэзия.
Цели: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны;
Показать, что поэзия как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Оборудование: записи песен военных лет,
Поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации.
Эпиграф: Имеем ли мы право предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит еще службу людям будущего? Надеемся.
А.Блок
Ход урока.
1.Слово учителя.
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение литературы периода Великой Отечественной войны. Особый подъем пережила в годы ВОВ советская поэзия. Именно в стихе выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили Фадеев, Лебедев-Кумач. А.Фадеев заявил: «Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером».
Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт (свыше 400 не вернулись назад). Остались их талантливые стихи, обещания яркой талантливой жизни, которая оборвалась на фронте.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народов в борьбе с врагом – «Священная война», на стихи Василия Лебедева-Кумача (грамзапись. В ходе урока учащиеся записывают названия стихотворений, его автора и год написания).
— Ребята, а как вы думаете, почему эта песня стала легендарной? (эта песня пробудила дух патриотизма, звучала как могучий призыв к защите Родины, песня призывала каждого к ответственности за свою Родину, за судьбу страны).
— На фронте поэты и писатели были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны – артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран- в военных госпиталях. Поэт А.Сурков писал: «Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько стихов». Как вы думаете, почему? (поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой).
— Один из наиболее ярких поэтов этой поры — Константин Симонов (учащиеся слушают сообщение подготовленного ученика о творчестве Симонова в годы войны).
— Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» (1941). По признаниям участников войны, оно было первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души воинов. Это стихотворение поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову.(стихотворение читает подготовленный ученик).
— Ребята, а почему стихотворение так волновало читателей? Какие чувства солдат передавал автор? (стихотворение никого не может оставить равнодушным. В нем поэт передает горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать. Также нужно отметить любовь и гордость автора за свою страну. И «усталые женщины», и «деревни с погостами» , и «изба под Борисовом» — все это для Симонова его Родина, его земля, пусть «горькая», но «самая милая», за которую и жизнь в бою отдать не жалко).
Словарная работа
Погост – это слово пришло из древней Руси. При княгине Ольге покоренные племена восточных славян должны были платить князю Киевскому дань. Княгиня Ольга установила точный размер дани и место, куда должны были эту дань свозить. Место сбора дани.
Погост – 1) сельское кладбище.
2) сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком.
— Ребята, а какие жанры были наиболее популярны в творчестве поэтов военного времени? (наиболее распространенным был жанр «письма»: письмо матери, жене, любимой. Это письма – обещания, письма – клятвы: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, «Темная ночь» Агатова). (стих. «Жди меня» читает подготовленный ученик)
— О чем это стихотворение? (это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать, как никто другой, нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать).
— Стихотворение Суркова «В землянке» стало одним из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале. Глубоко личные, прочувствованные стихи Суркова вдохновили композитора Константина Листова. Он написал к ней музыку и, аккомпанируя на гитаре, спел ее. А впервые песня была опубликована в газете «Комсомольская правда» 25 марта 1942 года. Первыми ее исполнителями были Леонид Утесов и Лидия Русланова. Послушаем песню «В землянке».
—Ребята, выразите свое отношение к только что прослушанной песне. (ярко представляется картина, изображенная в стихотворении Суркова. Мы видим темную землянку с низким потолком, бойца, склонившегося над письмом к любимой, едва мерцающий огонек печки – буржуйки. Вокруг холодный снежный лес, слышится завывание вьюги и далекие артиллерийские раскаты).
— Семен Гудзенко, Николай Майоров, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий… В 1941 году им было чуть больше, чем вам сегодня, ребята. Не всем суждено было вернуться с войны. Под Новороссийском был убит поэт, лейтенант Павел Коган. Он поступил на курсы военных переводчиков, хотя по состоянию здоровья был снят с воинского учета. В январе 1943 года под Сталинградом был убит Михаил Кульчицкий. При выполнении боевого задания в феврале 1942 года погиб 20 летний Всеволод Багрицкий, сын известного поэта. В его кармане нашли тоненькую коричневую тетрадь фронтовых стихов, пробитую тем же осколком, который убил юношу. (прослушивание стих-ий этих поэтов).
—Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать. Говорят, у войны «не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц… Их стихи знали, ждали… На фронт идет 17-летняя Юлия Друнина, становится медсестрой Вероника Тушнова. ( рассказ уч-ся об О.Берггольц, Ю.Друниной. чтение их стихотворений).
—Ребята, сегодня вы услышали много стихов, написанных в годы войны, узнали о судьбе отдельных поэтов – фронтовиков. Как вы думаете, стихи, пришедшие из боя, остаются в строю? Понравились ли они вам? (ответы учащихся).
— Завершая урок, обратимся к эпиграфу. Александр Блок в далеком 1919 году писал: «Имеем ли мы право предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит еще службу людям будущего? Надеемся». Ребята, поэзия тех, кто был охвачен чистым огнем поэтического горения, переполнена любовью к Родине, ненавистью к врагам, — такая поэзия не может быть забыта, так как «предавать забвению добытое кровью» мы, действительно, не имеем права.
3. Итог урока, выставление оценок.
4.Дом.задание:прочитать статью учебника о прозе военных лет; перечитать повесть Виктора Некрасова « В окопах Сталинграда».