Учитель: Тимофеева И. Н.
Тема урока «Всё это сказки?» (по творчеству Дж. Родари)
Цели урока:
-познакомить учащихся с произведениями Дж. Родари;
-навести детей на размышления о добре и зле, о милосердии и справедливости в человеческой жизни;
-учить анализу текста
Оборудование урока, наглядность:
-портрет писателя;
-выставка книг писателя;
-рисунки учащихся
Ход урока
Вступительное слово учителя об уроке-путешествии в удивительную страну Италию к замечательному сказочнику Джанни Родари.
Выступление «экскурсоводов», заранее подготовленных к уроку учащихся о творческой биографии писателя.
Учитель:
-Мы совершим путешествие в мир сказок Дж. Родари, но нам необходимо разгадать пароль этих сказок, потому что без него не состоится наше путешествие. Для этого нам необходимо выяснить:
— Вспомните, что такое сказка? Сформулируйте определение.
Ученики:
-Сказка один из видов устного народного творчества.
-Сказка – это то, что рассказывается.
-Сказка – это рассказ о чём-либо интересном…
Учитель:
-Ознакомьтесь с определением этого слова по словарю
Учащиеся находят и читают определение слова «Сказка» по толковому словарю.
Учитель:
-Чем народная сказка отличается от литературной?
Ответы учащихся.
Запись в тетрадях определения «литературная сказка»
Учитель:
Почему же произведения Дж. Родари называются «Сказки по телефону»?
Выступление «экскурсоводов» с сообщением о том, как создавались «Сказки по телефону».
Чтение сказки «Тонино – невидимка»
Вопросы для обсуждения
Учитель:
-Почему Тонино очень хотел стать невидимкой?
Ученики:
-Тонино не выучил урока, он очень боялся, что его спросит учитель.
-Тонино боялся, что его вызовет к доске учитель.
-Тонино не хотел, чтобы все узнали, что он не выучил урока…
Учитель:
-Как вы думаете, трудно или легко быть невидимкой?
Ученики:
-Сначала мальчику понравилось то, что его никто не видел и не слышал.
-Ему показалось, что невидимкой быть очень удобно.
— Теперь он мог делать всё, что угодно.
— Тонино мог совершать разные поступки, его это сначала занимало.
— Потом ему стало трудно, он больше не хотел быть невидимкой…
Учитель:
-Проследите по тексту, куда направляется Тонино, как можно оценить поступки, которые он совершает, будучи невидимым?
Ответы учащихся приводят их к выводу о том, что поступки героя сказки построены на лжи и безответственности. Именно тот факт, что Тонино не уличён в воровстве, толкает его на преступление.
Учитель:
— Как же быть в той ситуации, когда тебя никто не может уличить в плохих поступках?
Рассуждения учеников.
Учитель:
-Кто даёт шанс мальчику снова стать видимым человеком?
— Можно сказать, что старик спас жизнь мальчику?
-Почему автор не наказывает мальчика за его плохие поступки, а даёт ему шанс снова стать человеком?
-Есть ли в сказках Дж. Родари что-то необычное, отличающее его сказки от сказок других писателей?
6. Вывод: несмотря на то, что мы с вами читаем сказки, мы видим жизненную основу этих произведений, на страницах своих произведений Дж. Родари соединяет фантастическое и реальное.
7. Изучение сказок «Война колоколов», «Пугало»
1) Чтение сказок
2) Анализ сказок
3) Творческая работа в группах: задание – создать фильм в рисунках по сказкам писателя (3 группы учащихся по 4-5 человек)
4) Выступления «режиссёров» от каждой группы по сказкам «Тонино-невидимка», «Война колоколов», «Пугало»
Взаимный отзыв групп о работе одноклассников по творческой работе.
Учитель:
-Как бы вы сформулировали тему урока?
Ученики:
-Всё это сказки и правдивые истории
-Сказка – ложь, да в ней намёк…
9. Домашнее задание:
Сочинить сказку, в которой выдумка и волшебство переплетаются с правдой жизни. Озаглавить сказку. Определить главную мысль. Подготовить выразительный пересказ придуманной сказки.
Итоги урока