Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1
Методическая разработка урока
литературного чтения в 1 классе
по системе Л.В.Занкова
«Выразительное чтение.
К. Чуковский «Путаница»
Разработала:
учитель начальных классов
Борисова Людмила Васильевна
Лебедянь
2014
Аннотация.
Методическая разработка посвящена изучению творчества К.И.Чуковского, проблеме развития связной устной и письменной речи, выработке навыка правильного, осознанного, выразительного чтения. Она раскрывает вопросы нравственного воспитания, воспитания любви к русской поэзии. Разработка показывает приёмы работы с таким художественным приёмом, как звукопись, обогащает речь детей. Данная разработка может быть использована как учителем начальных классов и студентами педагогического колледжа, так и учителем изобразительного искусства при изучении темы «Рисование домашних животных».
Содержание.
Аннотация.
Содержание.
Введение.
Основная часть.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложение.
Введение.
Данная работа актуальна в настоящее время. Тема нравственного воспитания, воспитания любви к животным важна в настоящее время, когда есть примеры жестокого обращения с животными, смешения понятий добра и зла, отсутствия милосердия и доброты.
Кроме того, данная разработка раскрывает один из основных вопросов содержания методики – работу по развитию речи, работу над навыками выразительного чтения. Повторяются вопросы и по теории литературы: различие понятий художественный жанр и художественный приём, в данном случае художественный приём – звукопись. Показывается использование и средств наглядности (портрет К.И.Чуковского), фрагментов инсценирования, включение мультфильма по произведению «Путаница», снятого старшеклассником, что является хорошим примером для детей.
Методическая разработка имеет и практическую направленность: её можно использовать как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка, а также элементы урока можно использовать во внеклассной работе или воспитателями в старших группах детских садов.
Основная часть
Характеристика темы. Тема программы.
Урок объяснения нового (из раздела «Букварный период (основной)», урок №72)
Тема урока: «Выразительное чтение. К.Чуковский «Путаница».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: слово учителя, самостоятельная работа, работа в группах, элементы инсценирования, беседа, словарная работа, сопоставление, исследование, выразительное чтение.
Цель урока: выработка навыков работы со стихотворным текстом, работа над грамматическим строем речи, совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей, выразительного чтения.
Задачи урока:
Образовательная: организовать и провести урок в условиях использования средств ИКТ, познакомить обучающихся с новым художественным приёмом- звукопись, обучать детей необходимым навыкам выразительного чтения, навыкам драматизации.
Воспитательная: развивать эстетические чувства, чувства любви к своей малой родине, прививать бережное отношение к животным.
Развивающая: развивать творческий потенциал обучающихся, который необходим для дальнейшего самообучения, самообразования, развивать интерес к чтению книг.
Материально – техническое обеспечение урока:
Портрет К.Чуковского (на экране), книги Чуковского, маски животных, мультфильм по произведению К.Чуковского «Путаница», 3 карточки с его фамилией, из которых нужно выбрать одну без орфографических ошибок, фотографии домашних животных, которые принесли дети.
Формирование ключевых компетенций:
Стимулирование деятельности обучающихся, активизация необходимых знаний по выразительному чтению и развитию речи.
Формирование новых понятий и способов действий: выразительное чтение, вопросы теории литературы (звукопись).
Применение понятий и способов действий, полученных на уроке, в учебной деятельности.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
Связь с уроками русского языка и изобразительного искусства.
Планируемые результаты образования.
Предметные: иметь представление о многообразии малых жанров литературных произведений; уметь голосом показывать различие в цели высказывания.
Личностные: формирование чувства бережного отношения к природе, к животным.
Метапредметные УУД.
Регулятивные: формирование произвольной и осознанной речи, отражённой в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.
Познавательные: умение осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.
Технологическая карта.
Методическая подструктура | |||||
Методы обучения | Форма деятельности | Средства обучения | Способы организации деятельности | Время | |
Организаци- онный момент | Слово учителя | Беседа |
| Фронтальный
| 1 мин. |
Подготовка к восприятию новой темы, постановка целей. | Сообщение учителя | Шифр |
| Коллективный | 3 мин. |
Изучение нового материала. | Выразительное чтение, словарная работа, сравнительный анализ. | Выразительное чтение, исследование, беседа, драматизация, работа с учебником. | С помощью интерактивной доски показ портрета, двух физкульт- минуток и мульт-фильма | Индивидуаль- ный, фронтальный, работа в группах | 25 мин |
Устное сочинение. | Сочинение. | Рассказ. | Фото домашних животных | Коллективный индивидуальный | 11 мин |
Рефлексия. | Слово учителя. | Беседа. |
| Коллективный | 5 мин |
Ход урока.
I Организационный момент.
II Подготовка к восприятию новой темы.
–Угадайте, какое слово у меня зашифровано? (На доске шифр)
1 3 4 5 9 8 2 6 7
ч к о в й и у с к
(Чуковский)
-Да, мы сегодня будем говорить о Корнее Ивановиче Чуковском.
-Ребята, а кто такой К.И.Чуковский?
— Какие его книги вы сегодня принесли?
III. Изучение нового материала.
1 — Сегодня мы познакомимся с творчеством К.И.Чуковского. У меня трижды написана его фамилия. Выберите ту, на которой фамилия написана без ошибок:
чуковский
Чюковский
Чуковский
— Какие ошибки допущены в остальных случаях? (Стираю записи с ошибками)
— Какие правила вы знаете?
2 Показ портрета (на экране)
— Как вы думаете, каким был по характеру Чуковский? Посмотрите на выражение его лица, может быть оно вам подскажет ответ на мой вопрос. (Добрый, весёлый, любящий детей)
3 Ребята, а на самом деле его настоящее имя и фамилия не К.И.Чуковский, а совсем другое. К.И.Чуковский – это его псевдоним.
Псевдоним – это вымышленное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение.
Исследование о его фамилии и творчестве провела Пашинцева Вера, послушайте внимательно. (Настоящее имя и фамилия его Корнейчуков Николай Васильевич, 1882 – 1969 г.г.) В слове Корнейчуков ударение падает на букву «у».
— Что же мы узнали о писателе?
— Какие виды жанров устного народного творчества вы знаете? (Загадки, путаницы, сказки, небылицы, страшилки).
4. Работа с учебником.
– Откройте стр. 89.
— Сегодня мы будем читать отрывок из произведения Чуковского «Путаница». Как вы понимаете слово «путаница»?
Путаница – это один из жанров устного народного творчества и название произведения тоже «Путаница».
— Ребята, как вы думаете, если медведя, например, попросить прокукарекать, как он это сделает? Кто покажет?
(Выходят трое детей и показывают)
— У кого более похоже на голос медведя?
— А теперь показать, как, например, воробышек замычит, как корова.
— Кто лучше сыграл роль воробья?
Физкультминутка.
IV. Продолжение работы
1. Прочитайте вполголоса «Путаницу».
2. Сейчас вы будете работать в группах. Распределите сами роли между собой, порепетируйте, и мы устроим конкурс на самое интересное театральное представление. Подготовьтесь инсценировать отрывок «Путаница» так, чтобы было интересно слушать и смотреть. Не забывайте о том, какой голос у каждого героя этого произведения.
3. Коллективная подготовка детей к инсценированию.
4. Инсценирование. Выходят по очереди каждая группа.
5. Итог групповой работы.
— Выступление какой группы понравилось больше и почему?
— Перечислите героев этой путаницы. (Котята, утята, свинки, кошечки, уточки, курочки, воробышек, медведь)
6. — Вам понравился отрывок?
Тогда давайте ещё раз прочитаем его.
7. Выборочное чтение.
— Прочитайте, что сказали котята?
8. А теперь в театральном представлении будет участвовать весь класс. Кто хочет быть учителем? Кто мне поможет?
Мяукать, хрюкать, квакать и т.д. будем все мы, а всё остальное будет читать Дима, он сейчас в роли учителя. Следите за чтением.
Вам понравилось, как мы сейчас читали?
9. Ребята, животные издавали различные звукосочетания: мяу, хрю-хрю. Ещё какие, назовите. (кря-кря, …) Такие звукосочетания называются звукописью.
Звукопись – это художественный приём.
— Какой художественный приём мы уже знаем? (Сравнение)
Физкультминутка.
10. – А теперь скажите мне, у кого голос тонкий, у кого толстый, а у кого резкий?
Тонкий – у воробья, …
Толстый – у медведя,…
Резкий – у поросёнка,…
11. Ребята, вы уже поняли, что это не полное произведение, а только отрывок.
— А как в учебнике обозначено, что есть продолжение этого стихотворения? (Многоточие)
— Что такое многоточие? (Знак препинания, который показывает, что продолжение следует)
— Сколько в русском языке знаков препинания? (10)
— Какие? (Это , . ! ? … ( ) ; : — «»)
— Чем отличается путаница от сказки?
12. Просмотр мультфильма «Путаница»
V. Устное сочинение о своём домашнем животном.
— Ребята, а у вас есть домашние животные. Вы сегодня принесли их фотографии. Опишите внешний вид своего друга и расскажите, как вы за ними ухаживаете.
VI. Рефлексия.
— Вы сказали, что можете отличить путаницу от сказки, тогда откройте учебник и скажите, кому из детей вы поручите читать путаницу? (Девочке слева)
-А что может читать мальчик справа? (Что-то страшное)
— Как вы думаете, девочка, которая сидит посередине, слушательница страшилок или путаниц?
— Вы сегодня были настоящими артистами, вам эта роль понравилась?
— Покажите мне выражением лица, кто доволен своей работой на уроке – скажите радостно «Ах!», не совсем довольны – улыбнитесь и скажите «Ух!», а если вам было плохо и неуютно на уроке – скажите недовольно «Эх!»
Заключение.
Урок достиг поставленных методических, обучающих, воспитательных, развивающих целей. Проблема нравственного, эстетического воспитания актуальна в современной жизни. Это и проблема милосердия, сострадания не только к людям, но и к животным.
Тема урока раскрыта полностью и реализована. На уроке использовались разные формы и методы: слово учителя, беседа, исследование, выразительное чтение, драматизация, словарная работа, работа с теоретическими понятиями – псевдоним, звукопись.
Удачно было применение на уроке интерактивной доски для знакомства с поэтом и просмотра мультфильма.
Урок достиг главной воспитательной цели – привитие бережного отношения к животным. Содержание урока хорошо продумано, что способствовало активной работе детей на уроке.
Список литературы для учителя.
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Москва 2010.
Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.В.Нечаевой, К.С.Белорусец. Волгоград: Учитель, 2009.
Список литературы для обучающихся.
Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Азбука: учебник по обучению грамоте для 1 класса. – 12-е издание. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.
Приложение.