Конспект урока по Литературе «Выразительное чтение. К. Чуковский «Путаница» 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1












Методическая разработка урока

литературного чтения в 1 классе

по системе Л.В.Занкова






«Выразительное чтение.

К. Чуковский «Путаница»










Разработала:

учитель начальных классов

Борисова Людмила Васильевна








Лебедянь

2014

  1. Аннотация.


Методическая разработка посвящена изучению творчества К.И.Чуковского, проблеме развития связной устной и письменной речи, выработке навыка правильного, осознанного, выразительного чтения. Она раскрывает вопросы нравственного воспитания, воспитания любви к русской поэзии. Разработка показывает приёмы работы с таким художественным приёмом, как звукопись, обогащает речь детей. Данная разработка может быть использована как учителем начальных классов и студентами педагогического колледжа, так и учителем изобразительного искусства при изучении темы «Рисование домашних животных».


  1. Содержание.


  1. Аннотация.

  2. Содержание.

  3. Введение.

  4. Основная часть.

  5. Заключение.

  6. Список использованных источников.

  7. Приложение.


  1. Введение.


Данная работа актуальна в настоящее время. Тема нравственного воспитания, воспитания любви к животным важна в настоящее время, когда есть примеры жестокого обращения с животными, смешения понятий добра и зла, отсутствия милосердия и доброты.

Кроме того, данная разработка раскрывает один из основных вопросов содержания методики – работу по развитию речи, работу над навыками выразительного чтения. Повторяются вопросы и по теории литературы: различие понятий художественный жанр и художественный приём, в данном случае художественный приём – звукопись. Показывается использование и средств наглядности (портрет К.И.Чуковского), фрагментов инсценирования, включение мультфильма по произведению «Путаница», снятого старшеклассником, что является хорошим примером для детей.

Методическая разработка имеет и практическую направленность: её можно использовать как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка, а также элементы урока можно использовать во внеклассной работе или воспитателями в старших группах детских садов.


  1. Основная часть


Характеристика темы. Тема программы.

Урок объяснения нового (из раздела «Букварный период (основной)», урок №72)


Тема урока: «Выразительное чтение. К.Чуковский «Путаница».


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: слово учителя, самостоятельная работа, работа в группах, элементы инсценирования, беседа, словарная работа, сопоставление, исследование, выразительное чтение.


Цель урока: выработка навыков работы со стихотворным текстом, работа над грамматическим строем речи, совершенствование умений и навыков связного изложения мыслей, выразительного чтения.




Задачи урока:


Образовательная: организовать и провести урок в условиях использования средств ИКТ, познакомить обучающихся с новым художественным приёмом- звукопись, обучать детей необходимым навыкам выразительного чтения, навыкам драматизации.


Воспитательная: развивать эстетические чувства, чувства любви к своей малой родине, прививать бережное отношение к животным.


Развивающая: развивать творческий потенциал обучающихся, который необходим для дальнейшего самообучения, самообразования, развивать интерес к чтению книг.



Материально – техническое обеспечение урока:

Портрет К.Чуковского (на экране), книги Чуковского, маски животных, мультфильм по произведению К.Чуковского «Путаница», 3 карточки с его фамилией, из которых нужно выбрать одну без орфографических ошибок, фотографии домашних животных, которые принесли дети.

Формирование ключевых компетенций:

  1. Стимулирование деятельности обучающихся, активизация необходимых знаний по выразительному чтению и развитию речи.

  2. Формирование новых понятий и способов действий: выразительное чтение, вопросы теории литературы (звукопись).

  3. Применение понятий и способов действий, полученных на уроке, в учебной деятельности.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Связь с уроками русского языка и изобразительного искусства.



Планируемые результаты образования.

Предметные: иметь представление о многообразии малых жанров литературных произведений; уметь голосом показывать различие в цели высказывания.

Личностные: формирование чувства бережного отношения к природе, к животным.


Метапредметные УУД.

Регулятивные: формирование произвольной и осознанной речи, отражённой в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

Познавательные: умение осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.


Технологическая карта.


Структура урока (этапы)

Методическая подструктура

Методы обучения

Форма деятельности

Средства обучения

Способы организации деятельности

Время

Организаци-

онный момент

Слово учителя

Беседа


Фронтальный

1 мин.

Подготовка к восприятию новой темы, постановка целей.

Сообщение учителя

Шифр


Коллективный

3 мин.

Изучение нового материала.

Выразительное чтение,

словарная

работа,

сравнительный

анализ.

Выразительное чтение,

исследование, беседа,

драматизация, работа с

учебником.

С помощью интерактивной доски показ портрета, двух физкульт-

минуток и

мульт-фильма

Индивидуаль-

ный,

фронтальный,

работа в группах

25 мин

Устное сочинение.

Сочинение.

Рассказ.

Фото

домашних животных

Коллективный

индивидуальный

11 мин

Рефлексия.

Слово учителя.

Беседа.


Коллективный

5 мин



Ход урока.


I Организационный момент.

II Подготовка к восприятию новой темы.


–Угадайте, какое слово у меня зашифровано? (На доске шифр)


1 3 4 5 9 8 2 6 7

ч к о в й и у с к

(Чуковский)

-Да, мы сегодня будем говорить о Корнее Ивановиче Чуковском.

-Ребята, а кто такой К.И.Чуковский?

— Какие его книги вы сегодня принесли?

III. Изучение нового материала.


1 — Сегодня мы познакомимся с творчеством К.И.Чуковского. У меня трижды написана его фамилия. Выберите ту, на которой фамилия написана без ошибок:

чуковский

Чюковский

Чуковский

— Какие ошибки допущены в остальных случаях? (Стираю записи с ошибками)

— Какие правила вы знаете?


2 Показ портрета (на экране)

— Как вы думаете, каким был по характеру Чуковский? Посмотрите на выражение его лица, может быть оно вам подскажет ответ на мой вопрос. (Добрый, весёлый, любящий детей)


3 Ребята, а на самом деле его настоящее имя и фамилия не К.И.Чуковский, а совсем другое. К.И.Чуковский – это его псевдоним.

Псевдоним – это вымышленное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение.

Исследование о его фамилии и творчестве провела Пашинцева Вера, послушайте внимательно. (Настоящее имя и фамилия его Корнейчуков Николай Васильевич, 1882 – 1969 г.г.) В слове Корнейчуков ударение падает на букву «у».

— Что же мы узнали о писателе?

— Какие виды жанров устного народного творчества вы знаете? (Загадки, путаницы, сказки, небылицы, страшилки).


4. Работа с учебником.

– Откройте стр. 89.

— Сегодня мы будем читать отрывок из произведения Чуковского «Путаница». Как вы понимаете слово «путаница»?

Путаница – это один из жанров устного народного творчества и название произведения тоже «Путаница».

— Ребята, как вы думаете, если медведя, например, попросить прокукарекать, как он это сделает? Кто покажет?

(Выходят трое детей и показывают)

— У кого более похоже на голос медведя?

— А теперь показать, как, например, воробышек замычит, как корова.

— Кто лучше сыграл роль воробья?


Физкультминутка.


IV. Продолжение работы


1. Прочитайте вполголоса «Путаницу».


2. Сейчас вы будете работать в группах. Распределите сами роли между собой, порепетируйте, и мы устроим конкурс на самое интересное театральное представление. Подготовьтесь инсценировать отрывок «Путаница» так, чтобы было интересно слушать и смотреть. Не забывайте о том, какой голос у каждого героя этого произведения.


3. Коллективная подготовка детей к инсценированию.


4. Инсценирование. Выходят по очереди каждая группа.


5. Итог групповой работы.

— Выступление какой группы понравилось больше и почему?


— Перечислите героев этой путаницы. (Котята, утята, свинки, кошечки, уточки, курочки, воробышек, медведь)


6. — Вам понравился отрывок?

Тогда давайте ещё раз прочитаем его.


7. Выборочное чтение.

— Прочитайте, что сказали котята?

8. А теперь в театральном представлении будет участвовать весь класс. Кто хочет быть учителем? Кто мне поможет?

Мяукать, хрюкать, квакать и т.д. будем все мы, а всё остальное будет читать Дима, он сейчас в роли учителя. Следите за чтением.

Вам понравилось, как мы сейчас читали?


9. Ребята, животные издавали различные звукосочетания: мяу, хрю-хрю. Ещё какие, назовите. (кря-кря, …) Такие звукосочетания называются звукописью.

Звукопись – это художественный приём.

— Какой художественный приём мы уже знаем? (Сравнение)


Физкультминутка.


10. – А теперь скажите мне, у кого голос тонкий, у кого толстый, а у кого резкий?

Тонкий – у воробья, …

Толстый – у медведя,…

Резкий – у поросёнка,…


11. Ребята, вы уже поняли, что это не полное произведение, а только отрывок.

— А как в учебнике обозначено, что есть продолжение этого стихотворения? (Многоточие)

— Что такое многоточие? (Знак препинания, который показывает, что продолжение следует)

— Сколько в русском языке знаков препинания? (10)

— Какие? (Это , . ! ? … ( ) ; : — «»)

— Чем отличается путаница от сказки?


12. Просмотр мультфильма «Путаница»


V. Устное сочинение о своём домашнем животном.


— Ребята, а у вас есть домашние животные. Вы сегодня принесли их фотографии. Опишите внешний вид своего друга и расскажите, как вы за ними ухаживаете.


VI. Рефлексия.


— Вы сказали, что можете отличить путаницу от сказки, тогда откройте учебник и скажите, кому из детей вы поручите читать путаницу? (Девочке слева)

-А что может читать мальчик справа? (Что-то страшное)

— Как вы думаете, девочка, которая сидит посередине, слушательница страшилок или путаниц?

— Вы сегодня были настоящими артистами, вам эта роль понравилась?


— Покажите мне выражением лица, кто доволен своей работой на уроке – скажите радостно «Ах!», не совсем довольны – улыбнитесь и скажите «Ух!», а если вам было плохо и неуютно на уроке – скажите недовольно «Эх!»





  1. Заключение.

Урок достиг поставленных методических, обучающих, воспитательных, развивающих целей. Проблема нравственного, эстетического воспитания актуальна в современной жизни. Это и проблема милосердия, сострадания не только к людям, но и к животным.

Тема урока раскрыта полностью и реализована. На уроке использовались разные формы и методы: слово учителя, беседа, исследование, выразительное чтение, драматизация, словарная работа, работа с теоретическими понятиями – псевдоним, звукопись.

Удачно было применение на уроке интерактивной доски для знакомства с поэтом и просмотра мультфильма.

Урок достиг главной воспитательной цели – привитие бережного отношения к животным. Содержание урока хорошо продумано, что способствовало активной работе детей на уроке.


  1. Список литературы для учителя.

  1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Москва 2010.

  2. Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.В.Нечаевой, К.С.Белорусец. Волгоград: Учитель, 2009.


  1. Список литературы для обучающихся.

  1. Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец. Азбука: учебник по обучению грамоте для 1 класса. – 12-е издание. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.














































Приложение.









Свежие документы:  Сочинение на тему: "Образ Наташи Ростовой"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: