«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» (Любовная лирика Константина Бальмонта.11 класс) |
Урок составила Муратова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№41 г. Нижнего Новгорода |
|
|
|
|
|
|
Тема: « Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце» (Любовная лирика Константина Бальмонта).
Смерть и время царят на земле,-
Ты владыками их не зови,
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Вл. Соловьёв (поэт и философ)
— С чем сравнивает Вл.Соловьёв любовь? ( С солнцем, Солнце – Любовь — символ – образ)
— Как вы понимаете этот символ? (Солнце — Вечность; Любовь вечна)
Приложение:
На уроке исполняются 2 текста К. Бальмонта:
«До последнего дня»
Быть может, когда ты уйдёшь от меня
Ты будешь ко мне холодней.
Но целую жизнь, до последнего дня,
О друг мой, ты будешь моей.
Я знаю, что новые страсти придут,
С другим ты забудешься вновь.
Но в памяти прежние образы ждут,
И старая тлеет любовь .
И будет мучительно- сладостный миг,
В лучах отлетевшего дня,
С другим заглянувши в бессмертный родник,
Ты вздрогнешь — и вспомнишь меня.
* * *
Она отдалась без упрёка,
Она целовала без слов.
— Как тёмное море глубоко,
Как дышат края облаков!
Она не твердила : «Не надо»,
Обетов она не ждала.
-Как сладостно дышит прохлада,
Как тает вечерняя мгла!
Она не страшилась возмездья,
Она не боялась утрат.
— Как сказочно светят созвездья,
Как звёзды бессмертно горят.
Заданием к уроку было анкетирование по вопросам (анонимно):
— Для меня любовь – это . . .
— Если бы не было любви, было бы . . .
— Можно ли жить только любовью?
Ход урока:
Начать с высказываний детей о любви. Вспомнить эпиграфы к урокам о любви и стихи русских поэтов – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева и Фета. Что общего во всех высказываниях о любви?
Есть такое высказывание: «Любовь можно испытать, но рассказать о ней невозможно». Может быть обычные люди и не расскажут о любви, но есть люди, как сказал А.Блок, «называющие всё по имени, отнимающие аромат у живого цветка». Люди эти — поэты. Один из них- К. Бальмонт. Что для него любовь?
Цель урока: Давайте попытаемся вместе ответить на этот вопрос.
Читаю стихотворение 1
— Вас ничего не настораживает в первой строчке? (Поэт заранее прощается с любимой)
-Уход любимой ещё не означает конец любви. Докажите это строчками из стихотворении ( « Но целую жизнь, до последнего дня,
О друг мой, ты будешь моей»)
— Получается парадокс. Почему она будет «целую жизнь» с поэтом,
Если она уйдёт, «будет к нему холодней» ( Любовь останется в памяти, в душе старая любовь «тлеет вечно»)
-Поэт — символист говорит своим стихотворением: «Я люблю тебя в себе!» Как вы понимаете это?
-С чем сравнивает любовь поэт? ( «бессмертный родник»),
-Почему использовал Бальмонт такое сравнение?(бессмертный- вечный, как любовь; родник- водный источник, текущий из глубины земли (толк. словарь) Вода очень чистая, как чистая настоящая любовь).
-Всмотримся в последнюю строчку стихотворения: «Ты вздрогнешь — и вспомнишь меня». Что в ней необычного, как она построена?
( ты и я; влюблённые смотрят в глаза друг друга ; как два зеркала; как кольцо- строчка закольцована- кольцо символ любви; поэт и его любимая неразделимы)
Читаю стихотворение №2
-Бальмонт в этом стихотворении пытается понять женщину, разгадать тайну её любви. Ради какой любви можно «отдаться без упрёка», « не ждать обетов» и «не страшиться возмездия»? (искренней )
-На протяжении всего стихотворения Бальмонт проводит параллель между женщиной и природой. Найдите примеры из текста . (Любовь глубока как море, сладостна как дыхание прохлады, сказочна как созвездие и бессмертна как звёзды)
— А почему поэт сравнивает любовь женщины с природой, именно с природой?(Природа также непознаваема , как женщина
и вечна, как любовь)
Задание классу(10 мин.)
Сделайте письменный анализ одного из стихотворений Бальмонта.
Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть(знать тропы и фигуры речи).