Конспект урока по Литературе «Я весь мир заставил плакать над красой земли моей» 6 класс



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Староибрайкинская средняя школа» Аксубаевского района Республики Татарстан.



Всероссийский заочный открытый конкурс «Мастерская учителя»



Тема: « Я весь мир заставил плакать над красой земли моей»

Работу выполнил:Давлетшина Роза Дамировна, учитель русского языка и литературы.

Название учебного заведения: МОУ «Староибрайкинская средняя школа»

Название номинации: Лингвистика (русский и иностранные языки)

Адрес:423078 Р.Т., Аксубаевский район, дер. Старое Ибрайкино ул. Береговая д.1

Дом телефон: 8-843-44-4-63-38 сот:89179293467

Электронный адрес: dislam@rambler.ru

Дата рождения: 25.02.1957

Номер ИНН :160300804596

Номер свидетельства пенсионного страхования : 049-941-596-93

Паспортные данные : 9204 265999 ,выдан ОВД Аксубаевского района Р.Т.

Дата выдачи: 05.03.2003

Пед.стаж учителя: 32 года









Я весь мир заставил плакать над красой земли моей…

( урок- открытие по творчеству Л.Пастернака в 6-классе)

Р.Д.Давлетшина, учитель русского языка и литературы МОУ «Староибрайкинская средняя школа» Аксубаевского муниципального района РТ.

Тип урока: литературно- музыкальный монтаж.

Цели урока:

Обучающая —ввести шестиклассников в поэтический мир Пастернака.

Развивающая —развивать навыки выразительного чтения, развитие устной речи.

Воспитательная —воспитание чувства любви к Родине, к родному краю, к жизни; воспитание чувства ответственности за свои слова и дела.

Оборудование: портрет Л.Пастернака, выставка книг поэта, фотографии, магнитофонная запись с музыкой Чайковского и Скрябина, картины художников –передвижников.

Эпиграф к уроку:

«Верю я

Придет пора

Силу подлости

И злобы

Одолеет дух добра» Л.Пастернак

Словарь к уроку: живопись_______,ваяние___________,зодчество___________.философия____

Слово учителя: Ребята , сегодня у нас не обычный урок, а урок- праздник. Таким праздником стал для нас 1974 год, когда мы были юными студентами Казанского педагогического института, когда в наши руки попала книга стихов тогда еще запрещенного поэта Пастернака. Мы увлеченно читали его стихи, многие из которых знали наизусть. Говорят, что стихи Пастернака трудны для понимания .Но постижение любого поэта далеко не просто .Сперва появляется увлеченность. Эта увлеченность подчас переходит в любовь .Именно любовь открывает все входы в мир поэта .От тебя эта любовь переходит к другим людям, и они начинают пересматривать свое отношение к поэту. Чтобы понять творчество любого поэта или писателя, нужно вернуться к его времени. Давайте, ребята, откроем сегодня каждый для себя своего Пастернака, стихи которого наполнены сетом, музыкой и счастьем, и в них всегда присутствует тайна и глубокий смысл.

Первый ученик. Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве. Отец поэта- академик живописи ,ваяния зодчества. Мать- известная пианистка. Перед нами огромный дом родителей Пастернака, где частыми гостями были музыканты и художники, писатели и поэты. Например , в их дом часто заходил Лев Николаевич Толстой, произведения которого иллюстрировал отец будущего поэта.

Свежие документы:  Конспект внеклассного мероприятия по Литературе "Актуальность пьесы Д.И.Фонвизина "Недоросль"

Второй ученик. Каждый в детстве мечтает кем-то стать. О чем же мечтал юный Пастернак? Сначала домашнее воспитание и образование, потом 5 –ая московская гимназия. Мальчик, который с 13 лет сочинял музыку, изучал теорию и музыкальную композицию, мечтал только о композиторской деятельности. «Больше всего на свете я любил музыку ,больше всего в ней Скрябина» ,-вспоминал позже поэт.

( звучит музыка Скрябина)

Слово учителя(на фоне музыки).

Раздается звонок

Голоса приближаются

Скрябин!

О, куда мне бежать

От шагов моего божества!

Пастернак ,действительно, свою жизнь без музыки не представлял. Тем более музыкальные сочинения Пастернака получили одобрение Скрябина. Все близкие были уверены ,что он – будущий композитор. Но оправданно для себя( ведь у него отсутствовал абсолютный слух)неожиданно и огорчительно для окружающих он навсегда оставил музыку.

Третий ученик. Рядом с музыкой жила живопись( на слайде идет показ картин художников-живописцев.)Пастернак наблюдал за жизнью мастерской отца, у которого бывали Врубель и Серов, Васнецов и Коровин, Ге и Трубецкой и многие другие художники. Перед глазами юноши проходили первые полотна Репина, Мясоедова, Маковского, Сурикова, Поленова.

Четвертый ученик. Именно в это время Пастернак, закончив гимназию, поступает на юридический факультет Московского университета, а в 1909 году , по совету Скрябина, переходит на исторический, а именно на философский. Пастернак серьезно и надолго увлекается философией, чтобы еще лучше знать эту науку , едет в Германию. Увидев его способности, предложили остаться в Марбурге для получения докторской степени, но Пастернак наотрез отказался, как отказался ранее от композиторского поприща.

Пятый ученик. Пастернак не стал музыкантом, не стал философом, ведь он давно уже понял, что главное его призвание-это поэзия. Именно в ней он оставался и музыкантом, и философом.

Шестой ученик. Борис Пастернак первую книгу стихов напечатал еще в 1913 году. Стал знаменитым после сборника «Сестра моя- жизнь» в 1927 году. Он пришел в поэзию одновременно с Маяковским, Есениным, Цветаевой. А поэт Блок был, как и Пушкин, любимым поэтом Пастернака.

Учитель. Он никому не подражал, своими стихами стремился открывать прекрасное в природе, в душе и сердце человека.

(чтение наизусть стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» )

Седьмой ученик. Через все творчество Бориса Пастернака проходит любовь к русскому пейзажу, к людям. Нельзя найти поэтов более близких по ощущению природы ,чем Пастернак и Есенин, у которых нет разделения природы на живую и неживую.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "История одной любви. Марина Цветаева и Сергей Эфрон" 11 класс

Восьмой ученик. Чтение наизусть стихотворения «Июль».

Девятый ученик. Чтение наизусть стихотворения «Золотая осень»

Учитель. Все , что происходило в России: революция 17 го года, появление первых колхозов, жизнь народа при Сталине – отразилось в жизни и творчестве поэта .До войны и в первые послевоенные годы он занимался , в основном, с переводами.

Десятый ученик. В начале Великой Отечественной войны Пастернак проходил курсы военного обучения, добивался посылки на фронт, но был отправлен с семьей в город Чистополь, где прошлым летом мы посетили дом- музей поэта.

Первый ученик. Зимой 1941-1942 годов Пастернак жил в Чистополе. Трудной была жизнь в полуголодном городе, но он был терпелив и прост, вынослив и скромен. Переводил , писал стихи

«Мил моему сердцу Чистополь

И зимы в нем ,и люди

И дома»

Второй ученик у литературной карты Татарстана.

Город Чистополь. Вот этот дом. Первый этаж из красного кирпича, второй из простых бревен. Таких домов в городе множество. На верхний этаж поднимается узкая деревянная лестница, на последней ступеньке которой любил оставлять свою обувь поэт. Всего одна маленькая комнатушка. Здесь и спальня ,и кабинет , и кухня. Два маленьких окна с видом на улицу. «Поэт любил белый цвет,- рассказывает экскурсовод,- поэтому и занавески ,и и скатерть, и покрывало белого цвета»

Не часто встречаешь в одном человеке простоту и рыцарское отношение к бытию- таким его запомнили чистопольцы. А мы стоим в этом доме ,слушаем стихотворения Пастернака, которые наизусть читает экскурсовод, и чувствуем дыхание поэта. Это незабываемо. Это навсегда.

Звучит стихотворение Пастернака «СНЕГ ИДЕТ»

Трио исполняет романс на слова Пастернака « Никого не будет в доме»

Третий ученик. Жизнь поэта была сложной. Было время, когда его в любой момент могли арестовать, когда отказывались его печатать. Не случайно его роман «Доктор Живаго», который является нравственным подвигом поэта, печатался за границей. за этот роман поэта 7 раз выдвигали на Нобелевскую премию. Такого в мире нигде и никогда не было.

Четвертый ученик. Присуждение Нобелевской премии не принесло радости. Поэта критиковали, предлагали немедленно покинуть Родину, наконец его исключили из союза писателей. Поэту было вдвойне обидно потому, что его критиковали случайные люди, которые были не знакомы или мало знакомы с его творчеством. Все это для тонкой души поэта было тяжело и скоро отразилось на его здоровье.30 мая 1960 года ,в возрасте семидесяти лет он скончался.

Свежие документы:  Сочинение на тему "Мое любимое занятие"

Звучит стихотворение поэта «Нобелевская премия»

Учитель .В одном из писем Пастернак писал: «Вся моя жизнь была только единоборством с царящей и торжествующей пошлостью за свободный и играющий талант .На это ушла вся жизнь»

Пастернак, действительно, был очень сильной личностью. Несмотря на все тяготы он умел всегда ощущать себя счастливым человеком, никогда не переставал верить в силу добра и красоты .Я хочу, чтобы вы не только полюбили этого неповторимого поэта, но и сами стали бы чуть-чуть похожими на него.

Под музыку Чайковского звучит стихотворение «Пастернаку»

Домашнее задание:

сочинение- миниатюра «Мой Пастернак»



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: