Конспект урока по Литературе «Ярмарка» 5 класс







Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по фольклору



Разработала Помогаева Серафима Максимовна,учитель русского языка и литературы МОУ “Средняя школа № 11” города Кимры,Тверской области.















Ярмарка

Урок — концерт в 5 классе.





Цель урока: обобщить сведения о жанрах устного народного творчества, расширить представление о народном творчестве в результате знакомства с народными праздниками, народным театром.

Оборудование и оформление класса:1. Выставка народных изделий: вышитое полотенце, вязаные салфетки, вышивки крестом , берестяные изделия.

2.Стол жюри накрыт вязаной скатертью, на нем самовар, перепоясанный бумажной лентой с надписью: « Сам с вершок, а голова с горшок»; рядом связки бубликов и пряники в плетеных корзиночках.

3.Выставка книг о фольклоре,

4.Кроссворд ( см далее)

Ведут урок старшеклассники , одетые в народные костюмы.

Учащиеся получили задание на дом: подготовить загадки потрудней для группы соперников. Класс делится на три группы.

Ход урока.

Ведущий: Пойду на ярмарку, пойду погулять, красных девок повидать!

Ведущая: Деньги есть?

Ведущий: Есть!

Ведущая: Много ли?

Ведущий: Грош!

Ведущая: Этот парень не хорош!

Ведущий: Иду попить, погулять, красных девок повидать!

Ведущая: Деньги есть?

Ведущий: Есть!

Ведущая: Много ли?

Ведущий: Рупь восемь!

Ведущая: Милости просим!

Появляются четыре «коробейника»

1.- Кому пирожки! С пылу, с жару! Гривенник за пару! Ай да пироги! Только рыло береги! 2.-Кому квасу! Холодного квасу! Вот так квас! В самый раз! Баварский, со льдом — даром денег не берем! Пробки рвет, дым идет! В нос шибает, в рот икает!

3.- Кому мыльце- умыть рыльце !Небольшой расход! Подходи, народ!

4.- Покупай башмачки, мил Ванюшечка! Будет милая ходить как игрушечка!

Ведущий:К нам на ярмарку попадут те , кто лучше всех знает народное творчество. Давайте вспомним все виды фольклора .Подходит к кроссворду и дает »подсказку»: « Какой жанр начинается словами: « В некотором царстве, в некотором государстве..»? (Ведущая записывает ответы учащихся, заполняя клетки кроссворда, а члены жюри дают первому ответившему бублик за правильный ответ )

C:UsersНадежда ИвановнаDesktop111 001.jpg





Подсказки: 2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и выколпаковать.

3.В трех соснах заблудился.

4.Ведущая: К нам на праздник явились исполнительницы четвертого жанра (группа ребят в русских костюмах исполняют частушки)

Частушки:

1.Вы послушайте, ребята,

Нескладушечку спою,

Замест кренделя- баранки

Проглотил мужик дугу.


2.У нас лошади в галошах,

А коровы в сапогах,

У нас пашут на телегах,

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Чем близок Л.Н. Толстой современному читателю" 11 класс

А боронят на санях


3.Чепуха! Чепуха!

Это просто враки!

«Куры съели петуха»,-

Говорят собаки.


4.На заборе чепуха

Жарила варенье.

Куры съели петуха

В одно воскресенье.


5.Боже, боже! Дай мне кожи!

Я сошью себе сапожи.

Без сапожек мне негоже,

Може ноже обмороже!


Ведущий:5. Кто продолжит за мной? ( Читает первую строчку и ждет ответы ребят)

Федя- бредя…..

( Съел медведя,

Упал в яму,

Кричал маму )Как называются такие стихи в устном творчестве?Записывает ответ учащихся в клетки кроссворда.


Ведущая: 6. Продолжи за мной!

Аты- баты- шли солдаты,

Аты- баты- на базар…( ждет продолжение считалки ребятами)


Как называется этот вид? ( Записывает правильный ответ)


Ведущий:7. С умным разговориться, что.. ( делает паузу , ждет ответа учащихся )





Меду напиться. Правильно! Что мы использовали сейчас в нашей речи?

Ведущая:А теперь найдите название того жанра, о котором мы еще не говорили.

Ведущие вызывают капитанов каждой команды с заготовленными загадками ,начинается «дуэль». За правильный ответ-гостинец от жюри .В случае необходимости у учителя есть свои заготовки. Загадки следует предварительно прочитать учителю, чтобы не было повторов и другого рода неожиданностей.

Ведущий: А вот и наши голосистые Кати, Даши и Маши. (группа девочек исполняет народную песню « А я по лугу…»

Ведущая: Щедра наша ярмарка! Никого не осталось без лакомства, без гостинца! А теперь сядем рядком и поговорим ладком!

Ведущий: За самоваром и чаем- мы не подкачаем!


Все участники и гости садятся вокруг самовара и пьют чай с «гостинцами»


Примечание : использовались материалы статей И.В.Потаповой”Изучение фольклора в 5 классе”и Н.Л.Шашукова “Фольклор от самой колыбели”.”Литература в школе” 1994г.№4.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: