Конспект урока по Литературе «ЗАГАДКИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ХУДО-ЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЗАГАДОК» 5 класс

1001 идея интересного занятия с детьми


ЗАГАДКИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЗАГАДОК.

Абжаппарова Бахыт Абжаппаровна, учитель русского языка и литературы СШ №222,город Кызылорда, область Кызылординская, Республика Казахстан


Предмет (направленность): русская словесность

Возраст детей: 5 класс

Место проведения: класс



Класс: 5

Предмет: Русская словесность.

Тема: Загадки. Происхождение, функции, художественное своеобразие загадок.

Цели:

1. образовательная — закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках; сформировать у учащихся знания о загадках, их происхождении, функциях и художественном своеобразии;

2. развивающая — развивать речь, развивать познавательные способности, логическое мышление, творческую активность;

3. воспитательная — прививать интерес учащихся к учёбе, стремление к знаниям; прививать интерес к предмету, к русскому народному творчеству; прививать дружеское отношение к друг другу.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: репродуктивный, объяснительно — иллюстративный.

Наглядности: слайды с музыкальными видеофрагментами, иллюстрациями, заданиями; табло-небосвод, мозаика, иллюстрации к загадкам, подвижная таблица, литературное лото, карточки-тесты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Побуждение интереса.

-Голубое поле серебром усыпано. Что это? (Звёздное небо)

III. Реализация важного.

1) Вступительное слово учителя.

-Ребята, есть звёзды на небе, а какие ещё звёзды бывают? Каких людей называют звёздами? Назовите известных вам звёзд.

Звезда. Так говорят о людях, добившихся огромного успеха, достижения в каком-либо деле, о людях, ставших лучшими в своём деле, в своей работе. Бывают звёзды эстрады, звёзды литературы, звёзды театра и кино, звёзды спорта.

Сегодня на уроке вы сможете сами стать звёздами, зажечь свою звезду. Для этого вы должны приложить все свои знания, умения и терпение.

У нас есть небо, но нет звёзд. Сейчас мы вместе зажжём на нём звёзды. (У каждого ученика (в классе 10 учеников) звёздочки определённого цвета. За каждый ответ ученик получает свою звезду определённого цвета и устанавливает на «табло-небосводе». В конце урока подсчитывается количество звёзд каждого ученика. В зависимости от количества звёзд ученики получают оценки. У кого больше всех — оценка 5, чуть меньше — оценка 4 и т.д.)

2) Игра «Мозаика».

-Собрать рассыпанные предложения. (Пока ученики собирают мозаику, на слайде видеофрагмент (герои поют песню «Мир похож на цветной луг») из мультфильма «Однажды утром».)

(Пословицы для игры:

1.Дружба, что стекло, разобьёшь- не склеишь.

2.Жить без друзей, что есть пищу без соли.

3.Нет краше родной земли, нет ближе родного народа.

4.Нет земли без цветов, а народа без героев.

5.Человек без друзей, что дерево без корней.

6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Свежие документы:  Сочинение на тему "Жизнь и творчество Максима Горького"

7.Нет друга- ищи, а нашёл- береги.

8.Друзья познаются в беде.

9.Старый друг лучше новых двух.

10.Один за всех и все за одного.)

3) Беседа по домашнему заданию.

1.Что у вас получилось? Прочитайте.

2.Как называются такие краткие изречения?

3.Что вы знаете о пословицах?

4.Чем пословицы отличаются от поговорок?

5.Какие художественные средства используются в пословицах и поговорках?

4) Выполнение задания (загадки — складки)

Докончите стихотворения о дружбе:

1.Дружней этих ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой ….(не разольёшь)

2. Приятель твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь медвежью ….. (услугу)

5) Слово учителя о загадках, их происхождении, функциях.

— Это загадки — складки. Но есть очень много других видов загадок. о них я вам расскажу. Но прежде попробуйте ответить, как вы думаете, что такое загадка, что вы знаете о загадках.

Итак, ребята, тема сегодняшнего урока: Загадки. Происхождение, функции, художественное своеобразие загадок. Загадка- это жанр устного народного творчества, краткое иносказательное описание какого- либо предмета или явления. По содержанию загадки разнообразны. В них отразился окружающий человека мир.

Загадка, шутя и смеясь, развивает наблюдательность, любознательность, сообразительность, логическое мышление.

Чем смелее выдумка, тем труднее её отгадать. Это своеобразная ловушка для ума. Загадка от слова «гадать», что в древнерусском языке означало «думать, размышлять».

Загадки отличает точность, краткость, выразительность.

В загадках загаданные предметы спрятаны в других, имеющих отдалённое сходство с ними.

Например: 1. В брюхе баня, на голове пупок, всего одна рука, да и та на спине.

2. Голубое поле серебром усыпано.

Загадка непременно подразумевает отгадку. Если отгадки нет, загадка разрушается, исчезает её художественный образ. Например, загадка: Телятки гладки привязаны к грядке. Если исключить отгадку, исчезнет иносказание, получится простое сообщение о том, что гладкие телятки привязаны к грядке. Неотгаданная загадка теряет смысл и перестаёт быть загадкой.

У загадки может быть несколько отгадок. Потому что: признаки, названные в загадке, могут быть свойственны нескольким предметам, а загадка разгадывается разными людьми, имеющими разный жизненный опыт. Например. на загадку: Зимой и летом одним цветом, могут ответить — ель, сосна, крокодил, лягушка, домашние растения, и каждый из них будет прав.

Жанр загадки возник в глубокой древности. Загадка отражает определённое время. В её содержание попадает мир предметов и явлений, окружающих человека. Она связана с его занятиями, работой, домашним хозяйством, бытом. Меняется жизнь человека, и в загадке появляются новые образы, загадываются новые предметы.

Свежие документы:  Сочинение на тему "Лицей Пушкина"

В древности загадка выполняла много функций. Древний человек пытался понять, как устроен мир, хотел отгадать тайну природы: почему день сменяется ночью, почему идут дожди и т.д. И загадки объясняли тайну мироустройства. Много загадок относится к солнцу, месяцу, звёздам: Золотой хозяин- на поле, серебрян пастух- с поля. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё прячется.

Многие загадки имели магический характер, была тайная речь. Древние люди были убеждены, что весь мир понимает человеческую речь, и нужно было скрывать от злых духов намерения человека. Настоящее название предмета, явления находилось под запретом (табу), вместо него появились подставные слова.

Загадка была одним из видов тайного военного языка, чтобы вражеские воины не узнали о планах, о численности, оружиях.

Загадка в старину служила испытанием мудрости. Много сказок построено на том, что герой должен отгадать какую- то трудную загадку, от этого зависела его судьба.

6) Отгадывание загадок- литературное лото.

(На слайде таблица с картинками- отгадками. На каждой парте подвижная таблица с картинками- отгадками, а на отдельных карточках загадки. Нужно соотнести загадки с картинками — ответами.)

Загадки, которые даны на отдельных карточках:

1. Без крыльев летит, без кореньев растёт.

2. Летит птица, летит, взвивается, другом называется. Кто эту птицу убьёт, тот свою кровь прольёт.

3. Что за птица на три ноги садится?

4. Усатенькая, мохнатенькая, молочко пьёт, песенки поёт.

5. В комнате четыре угла, в каждом углу по кошке, а против каждой кошки ещё по три кошки. сколько всего кошек?

6. Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

7. Кругла, как луна,

Листья, как ель,

А хвост, как у мыши.

8. Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица.

9. Без рук, без ног. а рисовать умеет.

10.Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(После разгадывания загадок картинки- отгадки с подвижной таблицы снимаются и рядом с загадками вместо картинок- отгадок появляются названия видов загадок, художественных средств, форм загадок.)

7) Слово учителя о художественном своеобразии загадок

(работа по подвижной таблице).

-Выполняя это задание, вы узнали, что загадки могут иметь как прозаическую, так и стихотворную форму.

В загадках велика роль олицетворения (перенесение человеческих качеств или качеств живых существ на неодушевлённые предметы и явления.

Свежие документы:  Конспект урока литературы в 5 классе «Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом»

В загадке используются разнообразные формы сравнения: прямое и отрицательное.

Загадки имеют особое строение:

1. Краткое сообщение, состоящее из одного предложения.

2. Рассказ

3. Загадки — вопросы

4. Загадки — описания

5. Загадки — задачи

Подвижная таблица.

Виды загадок

Загадки

1. Краткое сообщение, состоящее из одного предложения

Без крыльев летит, без кореньев растёт.

2. Рассказ

Летит птица, летит, взвивается, другом называется. Кто эту птицу убьёт, тот свою кровь прольёт.

3. Загадки — вопросы

Что за птица на три ноги садится?

4. Загадки — описания

Усатенькая, мохнатенькая, молочко пьёт, песенки поёт.

5. Загадки — задачи

В комнате четыре угла, в каждом углу по кошке, а против каждой кошки ещё по три кошки. сколько всего кошек?

Художественные средства

Загадки

1. Олицетворение

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

2. Прямое сравнение

Кругла, как луна,

Листья, как ель,

А хвост, как у мыши.

3. Отрицательное сравнение

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица.

Формы загадок

Загадки

1. Прозаическая

Без рук, без ног. а рисовать умеет.

2. Стихотворная

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

IV. Рефлексия.

8) Обобщение (работа по карточкам — тестам).

1.Краткое изречение, состоящее из одного, чаще всего рифмованного предложения-

А) пословица.

Б) поговорка.

В) загадка.

2. Загадка-

А) крылатое выражение.

Б) узнавание одного предмета через другой.

В) устный рассказ.

3. О чём говорится в этой загадке:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

А) о предмете быта.

Б) о домашнем животном.

В) о явлении природы.

4. Художественное средство, использованное в загадке:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

А) прямое сравнение.

Б) олицетворение.

В) отрицательное сравнение.

5. Строение загадки:

Шла баба в город,

навстречу ей попало три мужика.

У мужиков было по мешку,

А в мешке было по петушку.

Сколько всего шло в город?

А) рассказ.

Б) описание.

В) задача.

9) Оценивание.

V. Информация о домашнем задании.

Читать стр.20- 24. Задание 4 на стр.22: сочинить загадку. (Учебник «Русская словесность» для учащихся 5 классов средней общеобразовательной школы.)

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Автор, Название издания или публикации, Город издания, Название издательства, год издания

Автор, Название Публикации, адрес сайта в интернете, год публикации.


6

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: