Тема проекта «Загадки. Составление загадок по опорам»
Определение проблемы.
Интерес учащихся к устному народному творчеству понизился. Дети с трудом сравнивают, обобщат, отбирают точную информацию, не умеют абстрагировать.
Актуальность.
Проект «Загадки» современен, т. к. способствует развитию ассоциативного мышления.
Обогащает словарный запас учащихся.
Адресован каждому индивидуально, позволяет прийти к положительному значимому результату, достичь успеха каждому и всем вместе.
Цель проекта.
Развитие творческого воображения и фантазии, связанной речи, повышение мотивации к чтению произведений устного народного творчества.
Задачи.
Провести отбор материала для составления загадок.
Учить составлять загадку по опоре,
иллюстрировать свою работу,
классифицировать загадки.
Учитывать индивидуальные особенности при классификации загадок, составлении их и иллюстрировании.
Реализовать межпредметные связи.
Формировать нравственные ориентиры учащихся.
Ожидаемый результат:
Классификация отобранного материала, иллюстрация его.
Составление сборника загадок, самостоятельно составленных по опоре, по рисунку.
Осознание своей сопричастности к народному творчеству.
Период осуществления проекта 2 месяца.
I Подготовительный этап
Отбор загадок на тему, выбранную самостоятельно
Оформление иллюстраций.
II Основной этап
Сегодня у нас необычный урок. И если мы постараемся, он будет интересным.
— Послушайте внимательно и попробуйте ответить, что я вам прочитаю.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет—
В лесу подснежник зацветет.
(весна)
Это загадка о весне.
А как вы догадались?
А что такое загадка?
Возьмите лист желтого цвета (см приложение), прочитайте, что такое загадка.
Что значит иносказательное?
Как вы думаете , просто составить загадку?
Вот сегодня мы и попробуем составлять загадки. Начнем с простого.
Перед вами 4 строки, Прочитайте.
Дует…………………………ветер.
………………………………..все ярче светит.
………………………………..темнеет, мокнет, тает.
………………………………..горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Теперь прочитайте вопросы.
Подумаем, какие слова могут быть в загадке. Сам месяц нельзя называть, только его признаки.
Прочитаем загадку.
Дует теплый нежный ветер.
Солнышко все ярче светит.
Снег темнеет, мокнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(март)
Что помогло отгадать загадку?
3)
а) А теперь попробуем составить загадку по опоре.
что такое опора? (основа, фундамент)
Откройте книгу с желтой закладкой.
Посмотрите, ветка какого кустарника перед вами? (ива, верба)
будем говорить по опоре?
Какая?
На что похожа? (как снег, как пух, как заячий хвостик)
по цвету? (белая)
по форме? (продолговатая, как яйцо)
Что делает весной? (цветет)
Что же получилось?
Белая, но не снег.
Пушистая, но не пух.
Продолговатая, но не яйцо.
Цветет ранней весной.
А можно про цветок вербы сказать иначе. Выпишем слова.
Расцвел на кусточке (пушистый) комок,
Похож на (яичко)
Но сверху (желток)
б) В марте на крышах появляются сосульки.
Составим загадку.
В опоре используем слова:
на что похожа?
Что делает?
Используем противопоставление со словом «но». По форме похожа на морковку, но не красная.
Что делает?
Растет, но не в земле.
Сидит на крыше,но не цветок.
Засветит, но не солнце.
Пригреет, но не солнце.
—Прочитайте, что получилось.
в) Попробуем составить загадку о сосульке, используя дополнительные слова.
Большая (морковка) повисла на крыше.
Растет она вниз (головой).
Но (солнце) пригреет.
И что же я вижу? (Вода).
И (морковки—то) нет никакой.
Мы составили загадки по опоре. Используя эту опору, вы сами можете составить загадку.
Загадка может быть спрятана в рисунке. Перед вами сказочные домики. В окошке спряталась загадка.
Выберите домик, дорисуйте: кто или что спряталось в домике.
Что вы нарисовали?
Отгадки получились разные. А почему?
Каждый из вас видит окружающие вас предметы по—разному. От чего это зависит? (от того, как вы умеете фантазировать).
Загадка может быть в форме диалога.
Что такое диалог? Прочитаем диалог.
О ком эта загадка?
а) Выберите слова, отмеченные кружком.
А теперь попробуем составить загадку о дятле. Смотрим на картинку.
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
б) Выберете слова, отмеченные снежинкой.
Составим загадку о сове.
Всю ночь летает,
Мышей добывает.
А станет светло,
Спать летит в дупло.
Попробуйте сами, используя диалог, составить загадку о клесте.
Этот диалог написала моя ученица, девочка, которая сейчас учится в 9 классе, Антонова Настя.
Подведем итог.
Мы сочиняли загадки.
Что можно использовать при составлении загадки?
Мы с вам продолжим эту работу.
Что было интересно? Когда? Что трудно? Почему?
III Заключительный период.
Оформление сборника загадок с иллюстрациями.
Сборник загадок—рисунков.
Ответы
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет—
В лесу подснежник расцветет.
(Весна)
Дует (теплый южный) ветер
(Солнышко) все ярче светит.
(Снег) темнеет, мокнет, тает,
(Грач) горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
Белые овечки
Бегают по свечке
(Верба)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год
(ель)
Морковка белая всю зиму росла.
Растет она вниз головою,
не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет—
заплачет она и умрет.
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
Висит за окошком
кулек ледяной
Он полон капели
И пахнет весной
(сосулька)
Черный жилет, красный берет
Нос—как топор, хвост—как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
(дятел)
Всю ночь летает—мышей добывает.
А станет светло—спать летит в дупло.
(сова)
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет— и всех разбудит.
По небу ходит
Маляр без нитей
Краской коричневой
Красит людей
Ну—ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?
(солнце)
Летит орлица
Через тридевять земель.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
Над тобой и надо много
Пролетел мешок с водой.
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез.
Нахмурится, насупится,
В слезы ударится—
Ничего не останется.
(туча)