Конспект урока по Литературе «Запорожская Сечь» на страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 7 класс

Урок литературы в 7 классе по теме: «Запорожская Сечь» на страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».


Цели урока:


— познакомить с исторической эпохой в художественном произведении;

— проверить знание учащимися текста произведения;

— развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать произведение;

— отработка техники выразительного чтения.


Оборудование:


— иллюстрации учащихся;

— репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;

— толковый словарь С. И. Ожегова.


Словарная работа:

— Закон

— Брань

Ход урока.


  1. Сегодня урок по повести Н, В. Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь на страницах повести».

— Какая она, Запорожская Сечь, и каковы ее законы (правила)?

На этот вопрос необходимо найти ответ.

Сначала поработаем с записью на доске. Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.


«Ваша нежба – чистое…(поле) да добрый… (конь).

Сабля – вот ваша…(матерь)!

(Запорожье)…- вот где наука, так наука!

Там вам школа».


Беседа:


— Кому из героев принадлежат эти слова? (Тарасу Бульбе).

— Можем ли мы считать, что Тарас Бульба – воин? (да; сабля, конь, поле).

— А кто может так утверждать, что Запорожская Сечь – школа? (тот, кто сам прошел эту школу).

— А что значит «школа»?

Знакомство с Запорожской Сечью начинается задолго до появления в ней Тараса Бульбы с сыновьями.


Обратимся к началу 1 главы.

— Вспомните, о ком Тарас Бульба сначала сказал «экий ты смешной какой», а потом – «добрый будет казак»? (о сыне Остапе).

_ Меняется мнение Тараса Бульбы об Остапе, и есле да, почему? (меняется, так как увидел в своем сыне воина, казака. Это важно было Тарасу).


Работа с текстом.

Начинаем работу с текстом.

Зачитаем из 1 главы от слов «чтоб я стал гречкосеем…» до слов «я так поеду с вами на Запорожье!»

С каким чувством произносит Тарас «Я казак!» А чем же он гордится?

А как автор оценивает поведение в этот момент? Какие здесь оценки: прямые, косвенные?

Как вы объясните словосочетание «бранная тревога»? (по словарю С. И. Ожегова – брань — битва, война).

— Вспомните текст: жена видела мужа 2-3 дня в год, а потом несколько лет не было о нем слуха.

Где же проходила жизнь казаков? (в походах и битвах).

Сделаем вывод: кто наши казаки? Что для них главное?

Казаки – воины. Главное для них: «чистое поле, добрый конь, матерь – сабля». (Обращение к началу урока, к записи на доске).


Продолжаем работать с текстом.


1). Как откликнулись друзья на решение Тараса поехать в Сечь? (одобрительно).

2). Решение Тараса друзья оценили, как «доброе дело».

3). Как вы понимаете это словосочетание (доброе – надо понимать как нравственное).

4). Что значит для героев Гоголя, для нас читателей «доброе дело»?


III. Сейчас я вам предлагаю решить кроссворд (коллективная работа).

Он поможет вам представить, где располагалась Сечь.


Вопросы:

1.Как называлась речка, впадавшая в Днепр? (Татарка)


2.Сколько дней были в пути Тарас и его спутники, направляясь в Сечь? (три дня)

3.Как назывался остров, где располагалась Сечь? (Хортица)

Вот теперь экскурсоводы познакомят вас с историей Запорожской Сечи.

Экскурсия по воображаемому музею «История Запорожской Сечи».


Оформление музея:


  1. иллюстрация – общий вид Запорожской Сечи;

  2. оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля. Пороховница, нагайка.

  3. отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.

  4. репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».


Содержание сообщения экскурсоводов:


1-й:


Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15-17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.


2-й:

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.


1-й:

Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).


2-й:

Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Сечь состояла из шести – десяти куреней (селений), которые были похожие на отдельные независимые республики.


1-й:

Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:

— обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц.

Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре – кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.

— какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек – наделенный силой и властью?

— какие еще фигуры привлекают ваше внимание?

— кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?

— о чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?

— как художник относится к казакам? (И. Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов)

Учитель: я думаю, что рассказ экскурсоводов и репродукция картины И. Репина помогут вам представить и Запорожскую Сечь и могучих запорожцев.


Продолжение работы с текстом.


-А что же происходит с героями повести? Мы опять возвращаемся к тексту и понаблюдаем за происходящим.


1) Что же увидели Тарас и его сыновья, подьезжая к Запорожской Сечи?

(Кузницы; запорожцы; тесные улочки)

2) Чтение текста от слов «Первый, кто попался им…» до слов «умевшую только гулять да палить…»

— Как автор охарактеризовал увиденное героями? Почему? («Довольно смелая картина»)

Автор здесь не только высказывает свое мнение, но и характеризует качество.

— Отметьте в тексте, что помогает представить казака? (Запорожец – лев, гордо закинутый чуб, шаровары алого сукна, запачканные дегтем = гордые, сильные, презирающие роскошь).

3) Чтение текста от слов «Наконец они минули предместье…» до слов «пустился бы право, пустился сам бы в танец!»

— Найдите и прочитайте слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. (так вот она, Сечь!…)

— А почему Сечь — это гнездо?

(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)

— Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Докажите.

— Почему, не смотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?

— Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?

— Почему казаки подержали Тараса?

— Как вы понимаете словосочетание «бранное дело»?

— Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

— Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)


Вывод: какая же она, Запорожская Сечь?

(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры).

VI. Проверка на внимательность. (Работает весь класс).

Работа с карточками.

— Восстановите авторский текст и ответьте на вопрос: как автор относится к Запорожской Сечи и ее обитателям?

Авторский текст: «Вот то…(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как …(львы)! Вот откуда разливается…(воля) и казачество на всю Украину!»

VII. Домашнее задание.

Прочитать главы 5-8 и подготовиться к устному рассказу на тему «запорожцы в бою».







Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "А.Н. Толстой «Приключения Буратино»" 2 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: