Урок литературы в 7 классе по теме: «Запорожская Сечь» на страницах повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Цели урока:
— познакомить с исторической эпохой в художественном произведении;
— проверить знание учащимися текста произведения;
— развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать произведение;
— отработка техники выразительного чтения.
Оборудование:
— иллюстрации учащихся;
— репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»;
— толковый словарь С. И. Ожегова.
Словарная работа:
— Закон
— Брань
Ход урока.
Сегодня урок по повести Н, В. Гоголя «Тарас Бульба» мы посвящаем теме «Запорожская Сечь на страницах повести».
— Какая она, Запорожская Сечь, и каковы ее законы (правила)?
На этот вопрос необходимо найти ответ.
Сначала поработаем с записью на доске. Предлагаю вам восстановить текст, который поможет нам выяснить, что является самым дорогим в жизни запорожских казаков.
«Ваша нежба – чистое…(поле) да добрый… (конь).
Сабля – вот ваша…(матерь)!
(Запорожье)…- вот где наука, так наука!
Там вам школа».
Беседа:
— Кому из героев принадлежат эти слова? (Тарасу Бульбе).
— Можем ли мы считать, что Тарас Бульба – воин? (да; сабля, конь, поле).
— А кто может так утверждать, что Запорожская Сечь – школа? (тот, кто сам прошел эту школу).
— А что значит «школа»?
Знакомство с Запорожской Сечью начинается задолго до появления в ней Тараса Бульбы с сыновьями.
Обратимся к началу 1 главы.
— Вспомните, о ком Тарас Бульба сначала сказал «экий ты смешной какой», а потом – «добрый будет казак»? (о сыне Остапе).
_ Меняется мнение Тараса Бульбы об Остапе, и есле да, почему? (меняется, так как увидел в своем сыне воина, казака. Это важно было Тарасу).
Работа с текстом.
Начинаем работу с текстом.
Зачитаем из 1 главы от слов «чтоб я стал гречкосеем…» до слов «я так поеду с вами на Запорожье!»
– С каким чувством произносит Тарас «Я казак!» А чем же он гордится?
– А как автор оценивает поведение в этот момент? Какие здесь оценки: прямые, косвенные?
– Как вы объясните словосочетание «бранная тревога»? (по словарю С. И. Ожегова – брань — битва, война).
— Вспомните текст: жена видела мужа 2-3 дня в год, а потом несколько лет не было о нем слуха.
– Где же проходила жизнь казаков? (в походах и битвах).
Сделаем вывод: кто наши казаки? Что для них главное?
Казаки – воины. Главное для них: «чистое поле, добрый конь, матерь – сабля». (Обращение к началу урока, к записи на доске).
Продолжаем работать с текстом.
1). Как откликнулись друзья на решение Тараса поехать в Сечь? (одобрительно).
2). Решение Тараса друзья оценили, как «доброе дело».
3). Как вы понимаете это словосочетание (доброе – надо понимать как нравственное).
4). Что значит для героев Гоголя, для нас читателей «доброе дело»?
III. Сейчас я вам предлагаю решить кроссворд (коллективная работа).
Он поможет вам представить, где располагалась Сечь.
Вопросы:
1.Как называлась речка, впадавшая в Днепр? (Татарка)
2.Сколько дней были в пути Тарас и его спутники, направляясь в Сечь? (три дня)
3.Как назывался остров, где располагалась Сечь? (Хортица)
Вот теперь экскурсоводы познакомят вас с историей Запорожской Сечи.
Экскурсия по воображаемому музею «История Запорожской Сечи».
Оформление музея:
иллюстрация – общий вид Запорожской Сечи;
оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля. Пороховница, нагайка.
отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.
репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Содержание сообщения экскурсоводов:
1-й:
Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15-17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.
2-й:
Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.
1-й:
Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).
2-й:
Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.
Сечь состояла из шести – десяти куреней (селений), которые были похожие на отдельные независимые республики.
1-й:
Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:
— обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц.
Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре – кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.
— какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек – наделенный силой и властью?
— какие еще фигуры привлекают ваше внимание?
— кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?
— о чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?
— как художник относится к казакам? (И. Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов)
Учитель: я думаю, что рассказ экскурсоводов и репродукция картины И. Репина помогут вам представить и Запорожскую Сечь и могучих запорожцев.
Продолжение работы с текстом.
-А что же происходит с героями повести? Мы опять возвращаемся к тексту и понаблюдаем за происходящим.
1) Что же увидели Тарас и его сыновья, подьезжая к Запорожской Сечи?
(Кузницы; запорожцы; тесные улочки)
2) Чтение текста от слов «Первый, кто попался им…» до слов «умевшую только гулять да палить…»
— Как автор охарактеризовал увиденное героями? Почему? («Довольно смелая картина»)
Автор здесь не только высказывает свое мнение, но и характеризует качество.
— Отметьте в тексте, что помогает представить казака? (Запорожец – лев, гордо закинутый чуб, шаровары алого сукна, запачканные дегтем = гордые, сильные, презирающие роскошь).
3) Чтение текста от слов «Наконец они минули предместье…» до слов «пустился бы право, пустился сам бы в танец!»
— Найдите и прочитайте слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. (так вот она, Сечь!…)
— А почему Сечь — это гнездо?
(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)
— Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства. Докажите.
— Почему, не смотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?
— Как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?
— Почему казаки подержали Тараса?
— Как вы понимаете словосочетание «бранное дело»?
— Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?
— Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)
Вывод: какая же она, Запорожская Сечь?
(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры).
VI. Проверка на внимательность. (Работает весь класс).
Работа с карточками.
— Восстановите авторский текст и ответьте на вопрос: как автор относится к Запорожской Сечи и ее обитателям?
Авторский текст: «Вот то…(гнездо), откуда вылетают все те гордые и крепкие, как …(львы)! Вот откуда разливается…(воля) и казачество на всю Украину!»
VII. Домашнее задание.
Прочитать главы 5-8 и подготовиться к устному рассказу на тему «запорожцы в бою».