Конспект урока по Литературе «Жанр рождественского рассказа на примере рассказа Л. Андреева «Ангелочек»»

Копытина И.И

учитель русского языка и литературы

гимназии № 491

«Был на свете самый чистый и светлый праздник, он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе,- чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети; даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало — и дети, и догорающие огоньки свечек».

А. Блок. 

Тема урока: Жанр рождественского рассказа на примере рассказа Л. Андреева «Ангелочек».

Тип урока: погружение в новую тему урока по литературе с минипректом.

Образовательная цель урока:

формирование элементов проектной деятельности и УУД с использованием содержания предметной области «Филология»

-формирование умения отличать особенности «рождественского рассказа» как литературного жанра.

Педагогическая цель урока:

Выявление на материале рассказа Л. Андреева «Ангелочек» особенностей литературного жанра «рождественский рассказ».

Воспитательная цель урока:

Формирование устойчивого понятия «милосердие» как пути совершенствования современного человека.

Задачи:

— продолжить формирование умений проектной деятельности: проблематизация, целеполагание, актуализация, презентация;

-продолжить формирование личностных УУД: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усвоенного содержания;

— продолжить формирование регулятивных УУД: целеполагание, волевая саморегуляция;

— продолжить формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действий, оценка результатов деятельности, постановка и формулирование проблемы;

— продолжить формирование коммуникативных УУД в полном объеме, связанных с работой в группе, публичным выступлением.

— сформировать представления учащихся о жанре «рождественский рассказ»,; включить учащихся в социальную деятельность,, связанную с прочитанным произведением Л. Андреева «Ангелочек»

— содействовать расширению кругозора учащихся через изучение информации о творческих достижениях;

— развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;

— способствовать воспитанию уважения к истинным мастерам, создающим своим трудом духовные ценности; воспитанию милосердию.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

1 этап. Погружение в деятельность. Погружение в проект.

Здравствуйте, сегодня 25 декабря, в странах Европы отмечают праздник Рождества, я поздравляю вас с этим праздником.

ВИДЕОФИЛЬМ

Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь?

На столах у вас конверт, в котором есть задания для групп, материал для работы. Распределите обязанности в группе.

В течение урока вы будете оценивать свою работу и работу других групп в листах оценки. (Выберете ответственного за эту работу)

Выполним первое задание.

  1. Выберите признаки рождественского рассказа. Прикрепите выбранные признаки к части пазла. (красного цвета)



  1. Действие рассказа происходит в Рождество или Святки;

  2. Наличие среди героев ребенка;

  3. Начинается рассказ с описания несчастий героев;

  4. Обязательно происходит чудо

  5. Часто имеет счастливый финал.

  6. Мотив «нравственного перерождения.

  7. Короткий стихотворный рассказ нравоучительного характера.

  8. Сатирический рассказ.



Презентация работы групп. Самооценка. Взаимооценка.

  1. этап Проблематизация.

Какова, по-вашему, основная идея рассказа Л. Андреева

А есть ли такие «Сашки» сегодня?

А сегодня мы наблюдаем проявление доброты к людям?

(В ходе беседы — выход на слово МИЛОСЕРДИЕ)

-Как вы понимаете значение этого слова? Какие вы знаете еще качества, помогающие раскрыть значение этого слова? (Доброта, состадание и пр.)

-На экране — словарные статьи из разных словарей, какое определение вам ближе?

МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

dic.academic.ru › Философская энциклопедия

МИЛОСЕРДИЕ — сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия — различного рода помощь, благотворительность и т. п.

dic.academic.ru › Большой энциклопедический словарь

МИЛОСЕРДИЕ сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь нуждающимся. МИЛОСЕРДИЕ бескорыстно, однако, в отличие от милостыни, оно является не просто актом бескорыстия, а деятельным соучастием в судьбе др. человека.

Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г



Проявили «богачи Свешниковы» милосердие по отношению к Сашке? В чем это выразилось?

А мы сегодня можем чем- то помочь таким ребятам:оказать помощь кому-то, не требуя ничего взамен?


Сегодня перед нами стоит проблема: как, каким образом, используя материал рассказа Л. Андреева, можно продолжить традиции рождественского милосердия?

Попробуйте из формулировки проблемы определить цель предстоящей работы.

ЦЕЛЕПРЛАГАНИЕ: Разработать пример социальной акции или преемственности традиций рождественского милосердия, используя произведение Л. Андреева.

3 этап ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Выполните 2 задание

Придумайте и разработайте акцию, которую можно осуществить, составьте план ее проведения. (Записи делайте в шаблон)

4 этап. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПЛАНУ. Работа в группах

5 этап. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

6 ЭТАП РЕФЛЕКСИЯ.САМООЦЕНКА.ВЗАИМООЦЕНКА









Свежие документы:  Конспект урока в 4 классе «Анализ басни И.А.Крылова «Крестьянин и змея»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: