Копытина И.И
учитель русского языка и литературы
гимназии № 491
«Был на свете самый чистый и светлый праздник, он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе,- чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети; даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало — и дети, и догорающие огоньки свечек».
А. Блок.
Тема урока: Жанр рождественского рассказа на примере рассказа Л. Андреева «Ангелочек».
Тип урока: погружение в новую тему урока по литературе с минипректом.
Образовательная цель урока:
— формирование элементов проектной деятельности и УУД с использованием содержания предметной области «Филология»
-формирование умения отличать особенности «рождественского рассказа» как литературного жанра.
Педагогическая цель урока:
Выявление на материале рассказа Л. Андреева «Ангелочек» особенностей литературного жанра «рождественский рассказ».
Воспитательная цель урока:
Формирование устойчивого понятия «милосердие» как пути совершенствования современного человека.
Задачи:
— продолжить формирование умений проектной деятельности: проблематизация, целеполагание, актуализация, презентация;
-продолжить формирование личностных УУД: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усвоенного содержания;
— продолжить формирование регулятивных УУД: целеполагание, волевая саморегуляция;
— продолжить формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действий, оценка результатов деятельности, постановка и формулирование проблемы;
— продолжить формирование коммуникативных УУД в полном объеме, связанных с работой в группе, публичным выступлением.
— сформировать представления учащихся о жанре «рождественский рассказ»,; включить учащихся в социальную деятельность,, связанную с прочитанным произведением Л. Андреева «Ангелочек»
— содействовать расширению кругозора учащихся через изучение информации о творческих достижениях;
— развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;
— способствовать воспитанию уважения к истинным мастерам, создающим своим трудом духовные ценности; воспитанию милосердию.
1 этап. Погружение в деятельность. Погружение в проект.
Здравствуйте, сегодня 25 декабря, в странах Европы отмечают праздник Рождества, я поздравляю вас с этим праздником.
ВИДЕОФИЛЬМ
Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет речь?
На столах у вас конверт, в котором есть задания для групп, материал для работы. Распределите обязанности в группе.
В течение урока вы будете оценивать свою работу и работу других групп в листах оценки. (Выберете ответственного за эту работу)
Выполним первое задание.
Выберите признаки рождественского рассказа. Прикрепите выбранные признаки к части пазла. (красного цвета)
Действие рассказа происходит в Рождество или Святки;
Наличие среди героев ребенка;
Начинается рассказ с описания несчастий героев;
Обязательно происходит чудо
Часто имеет счастливый финал.
Мотив «нравственного перерождения.
Короткий стихотворный рассказ нравоучительного характера.
Сатирический рассказ.
Презентация работы групп. Самооценка. Взаимооценка.
этап Проблематизация.
Какова, по-вашему, основная идея рассказа Л. Андреева
А есть ли такие «Сашки» сегодня?
А сегодня мы наблюдаем проявление доброты к людям?
(В ходе беседы — выход на слово МИЛОСЕРДИЕ)
-Как вы понимаете значение этого слова? Какие вы знаете еще качества, помогающие раскрыть значение этого слова? (Доброта, состадание и пр.)
-На экране — словарные статьи из разных словарей, какое определение вам ближе?
МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.
dic.academic.ru › Философская энциклопедия
МИЛОСЕРДИЕ — сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия — различного рода помощь, благотворительность и т. п.
dic.academic.ru › Большой энциклопедический словарь
МИЛОСЕРДИЕ сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь нуждающимся. МИЛОСЕРДИЕ бескорыстно, однако, в отличие от милостыни, оно является не просто актом бескорыстия, а деятельным соучастием в судьбе др. человека.
Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г
Проявили «богачи Свешниковы» милосердие по отношению к Сашке? В чем это выразилось?
А мы сегодня можем чем- то помочь таким ребятам:оказать помощь кому-то, не требуя ничего взамен?
Сегодня перед нами стоит проблема: как, каким образом, используя материал рассказа Л. Андреева, можно продолжить традиции рождественского милосердия?
Попробуйте из формулировки проблемы определить цель предстоящей работы.
ЦЕЛЕПРЛАГАНИЕ: Разработать пример социальной акции или преемственности традиций рождественского милосердия, используя произведение Л. Андреева.
3 этап ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Выполните 2 задание
Придумайте и разработайте акцию, которую можно осуществить, составьте план ее проведения. (Записи делайте в шаблон)
4 этап. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПЛАНУ. Работа в группах
5 этап. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
6 ЭТАП РЕФЛЕКСИЯ.САМООЦЕНКА.ВЗАИМООЦЕНКА