План-конспект урока по литературе, 10 класс.
Тема урока: Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова.
Рассказ «Жемчужное ожерелье».
Цель урока:
1. Познакомить с жанром «святочного рассказа», с его особенностями и отличительными чертами; формировать умение находить черты святочного рассказа в произведении Лескова «Жемчужное ожерелье»; учить анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать позицию автор.
2. развивать функциональную грамотность чтения и навыки функционального чтения: анализ, синтез, сопоставление, исследовательские и практические навыки; развивать умение оформлять высказывания в соответствии с нормами русского языка.
3. воспитывать квалифицированного читателя.
Формы работы: групповая.
Методы обучения: исследовательский, проблемно-поисковый, интерактивный метод обучения.
Оборудование: рабочие карты, ватман, фломастеры.
Ход урока.
Организационный момент.
Справочная 5 –минутка.
Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; небольшое по объему повествование, в котором описывается действительно возможное происшествие (Б.Томашевский).
Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
Этап пробуждения.
— Что такое Святки? Рождество?
— С какими событиями связано Рождество? (ожидание чуда, счастья, радости )
— Какое настроение перед праздником? (Веселое, суета, сюрпризы, новогодние игрушки, мишура, светлые, добрые лица родных).
Обсуждение: Каким должен быть по-вашему святочный рассказ.
Вывод: от святочного рассказа непременно требуется , чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера- от Рождества до крещения, чтобы он был несколько фантастичен, имел какую-нибудь мораль и чтобы оканчивался весело.
Работа с рассказом «Жемчужное ожерелье».
Сегодня мы будем анализировать рассказ Лескова. Каждая группа будет выполнять определенное задание по тексту, но в конце у вас должно сформироваться целостное понимание текста.
Формирование групп.
Инструктаж по выполнению заданий в группах.
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время- 1 балл.
Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).
Доступность изложения – 1 балл
Логика изложения – 1 балл
Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл
Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.
10-9 баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
5-6 баллов – оценка «3»
Менее 5 баллов – оценка «2».
P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.
Работа в группах.
1 группа.
Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье» элементы сюжетной композиции.
Справочный материал.
Экспозиция— введение действие; изложение событий необходимых для понимания происходящего в дальнейшем.
Завязка — начальный момент в развитии события; эпизод , определяющий все последующее развертывание действия.
Развитие действия — события , которые вытекают из завязки.
Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта.
Развязка — финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта.
Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого.
Эпилог— заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.
2 группа.
Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно аргументировать текстом.
Мораль — логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление.
3 группа.
Задание: озвучить признаки святочного рассказа по Лескову (в тексте), определить, какие из них соблюдаются , какие нет . Обязательна доказательная база ( знание текста)
4 группа.
Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на прямой и переносный смыслы.
Жемчужное ожерелье , как конкретный предметный образ в сюжете;
Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина», как аллегория.
Почему автор выбирает именно это образ-предмет и выносит его в название.
Приветствуются дополнительные сведения о предмете.
Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.
Выступление групп.
Оценивание учителем по критериям:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Время- 1(0) балл |
|
|
|
|
Правильность (3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов |
|
|
|
|
Доступность изложения – 1 (0) балл |
|
|
|
|
Логика изложения – 1 (0) балл |
|
|
|
|
Речь и эмоциональность -1 (0) балл |
|
|
|
|
Рефлексия: (3 ,2 , 1, 0 баллов |
|
|
|
|
Всего баллов |
|
|
|
|
Оценка |
|
|
|
|
Рефлексия.
Домашнее задание: написать эссе.
Приложение:
1 группа.
Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье» элементы сюжетной композиции.
Экспозиция— введение действие; изложение событий необходимых для понимания происходящего в дальнейшем.
Завязка — начальный момент в развитии события; эпизод , определяющий все последующее развертывание действия.
Развитие действия — события , которые вытекают из завязки.
Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта.
Развязка — финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта.
Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого.
Эпилог— заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время- 1 балл.
Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).
Доступность изложения – 1 балл
Логика изложения – 1 балл
Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл
Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.
10-9 баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
5-6 баллов – оценка «3»
Менее 5 баллов – оценка «2».
P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.
2 группа.
Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно аргументировать текстом.
Мораль — логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление.
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время- 1 балл.
Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).
Доступность изложения – 1 балл
Логика изложения – 1 балл
Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл
Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.
10-9 баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
5-6 баллов – оценка «3»
Менее 5 баллов – оценка «2».
P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.
3 группа.
Задание: озвучить признаки святочного рассказа по Лескову (в тексте), определить, какие из них соблюдаются , какие нет . Обязательна доказательная база ( знание текста)
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время- 1 балл.
Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).
Доступность изложения – 1 балл
Логика изложения – 1 балл
Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл
Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.
10-9 баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
5-6 баллов – оценка «3»
Менее 5 баллов – оценка «2».
P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.
4 группа.
Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на прямой и переносный смыслы.
Жемчужное ожерелье , как конкретный предметный образ в сюжете;
Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина», как аллегория.
Почему автор выбирает именно это образ-предмет и выносит его в название.
Приветствуются дополнительные сведения о предмете.
Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.
Критерии для оценивания выступления от группы:
Время- 1 балл.
Правильность (знание и понимание текста, умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).
Доступность изложения – 1 балл
Логика изложения – 1 балл
Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл
Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.
10-9 баллов – оценка «5»
7-8 баллов – оценка «4»
5-6 баллов – оценка «3»
Менее 5 баллов – оценка «2».
P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.
Оценивание
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | |
Время- 1(0) балл |
|
|
|
|
Правильность (3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов |
|
|
|
|
Доступность изложения – 1 (0) балл |
|
|
|
|
Логика изложения – 1 (0) балл |
|
|
|
|
Речь и эмоциональность -1 (0) балл |
|
|
|
|
Рефлексия: (3 ,2 , 1, 0 баллов |
|
|
|
|
Всего баллов |
|
|
|
|
Оценка |
|
|
|
|