Конспект урока по Литературе «Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова. Рассказ «Жемчужное ожерелье»» 10 класс

План-конспект урока по литературе, 10 класс.

Тема урока: Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова.

Рассказ «Жемчужное ожерелье».

Цель урока:

1. Познакомить с жанром «святочного рассказа», с его особенностями и отличительными чертами; формировать умение находить черты святочного рассказа в произведении Лескова «Жемчужное ожерелье»; учить анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать позицию автор.

2. развивать функциональную грамотность чтения и навыки функционального чтения: анализ, синтез, сопоставление, исследовательские и практические навыки; развивать умение оформлять высказывания в соответствии с нормами русского языка.

3. воспитывать квалифицированного читателя.

Формы работы: групповая.

Методы обучения: исследовательский, проблемно-поисковый, интерактивный метод обучения.

Оборудование: рабочие карты, ватман, фломастеры.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Справочная 5 –минутка.

Рассказ – прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета; небольшое по объему повествование, в котором описывается действительно возможное происшествие (Б.Томашевский).

Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

  1. Этап пробуждения.

Что такое Святки? Рождество?

С какими событиями связано Рождество? (ожидание чуда, счастья, радости )

— Какое настроение перед праздником? (Веселое, суета, сюрпризы, новогодние игрушки, мишура, светлые, добрые лица родных).

Обсуждение: Каким должен быть по-вашему святочный рассказ.

Вывод: от святочного рассказа непременно требуется , чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера- от Рождества до крещения, чтобы он был несколько фантастичен, имел какую-нибудь мораль и чтобы оканчивался весело.

  1. Работа с рассказом «Жемчужное ожерелье».

Сегодня мы будем анализировать рассказ Лескова. Каждая группа будет выполнять определенное задание по тексту, но в конце у вас должно сформироваться целостное понимание текста.

Формирование групп.

Инструктаж по выполнению заданий в группах.

Критерии для оценивания выступления от группы:

  1. Время- 1 балл.

  2. Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).

  3. Доступность изложения – 1 балл

  4. Логика изложения – 1 балл

  5. Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл

  6. Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.


10-9 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2».

P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.


Работа в группах.

1 группа.

Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье» элементы сюжетной композиции.

Справочный материал.

Экспозиция— введение действие; изложение событий необходимых для понимания происходящего в дальнейшем.

Завязка — начальный момент в развитии события; эпизод , определяющий все последующее развертывание действия.

Развитие действия — события , которые вытекают из завязки.

Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта.

Развязка — финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта.

Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого.

Эпилог— заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.


2 группа.

Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно аргументировать текстом.

Мораль — логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление.



3 группа.

Задание: озвучить признаки святочного рассказа по Лескову (в тексте), определить, какие из них соблюдаются , какие нет . Обязательна доказательная база ( знание текста)

4 группа.

Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на прямой и переносный смыслы.

  1. Жемчужное ожерелье , как конкретный предметный образ в сюжете;

  2. Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина», как аллегория.

  3. Почему автор выбирает именно это образ-предмет и выносит его в название.

Приветствуются дополнительные сведения о предмете.

Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.

  1. Выступление групп.

  2. Оценивание учителем по критериям:

Критерии

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Время- 1(0) балл





Правильность (3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов





Доступность изложения – 1 (0) балл





Логика изложения – 1 (0) балл





Речь и эмоциональность -1 (0) балл





Рефлексия:

(3 ,2 , 1, 0 баллов





Всего баллов





Оценка






  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: написать эссе.










Приложение:

1 группа.

Задание: выявить в рассказе «Жемчужное ожерелье» элементы сюжетной композиции.

Экспозиция— введение действие; изложение событий необходимых для понимания происходящего в дальнейшем.

Завязка — начальный момент в развитии события; эпизод , определяющий все последующее развертывание действия.

Развитие действия — события , которые вытекают из завязки.

Кульминация — момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта.

Развязка — финальный эпизод, в котором описывается разрешение изображаемого конфликта.

Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого.

Эпилог— заключительная часть произведения, где кратко излагается то, что произошло с действующими лицами после окончания основного сюжетного действия.


Критерии для оценивания выступления от группы:

  1. Время- 1 балл.

  2. Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).

  3. Доступность изложения – 1 балл

  4. Логика изложения – 1 балл

  5. Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл

  6. Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.


10-9 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2».



P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.








2 группа.

Задание: выявить мораль рассказа. Обязательно аргументировать текстом.

Мораль — логический, поучительный вывод из чего-либо; нравоучение, наставление.


Критерии для оценивания выступления от группы:

  1. Время- 1 балл.

  2. Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).

  3. Доступность изложения – 1 балл

  4. Логика изложения – 1 балл

  5. Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл

  6. Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.


10-9 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2».



P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.





















3 группа.

Задание: озвучить признаки святочного рассказа по Лескову (в тексте), определить, какие из них соблюдаются , какие нет . Обязательна доказательная база ( знание текста)

Критерии для оценивания выступления от группы:

  1. Время- 1 балл.

  2. Правильность (знание текста и умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).

  3. Доступность изложения – 1 балл

  4. Логика изложения – 1 балл

  5. Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл

  6. Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.


10-9 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2».



P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.























4 группа.

Задание: определить символику названия рассказа «Жемчужное ожерелье». Обратить внимание на прямой и переносный смыслы.

  1. Жемчужное ожерелье , как конкретный предметный образ в сюжете;

  2. Жемчужное ожерелье, «жемчуг», «жемчужина», как аллегория.

  3. Почему автор выбирает именно это образ-предмет и выносит его в название.

Приветствуются дополнительные сведения о предмете.

Аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.


Критерии для оценивания выступления от группы:

  1. Время- 1 балл.

  2. Правильность (знание и понимание текста, умение ориентироваться в нем; конкретный ответ на вопросы) – 3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов ( в зависимости от правильности).

  3. Доступность изложения – 1 балл

  4. Логика изложения – 1 балл

  5. Речь (грамотность и культура) и эмоциональность -1 балл

  6. Рефлексия: умение воспроизвести основное содержание выступления всех групп – 3 балла.


10-9 баллов – оценка «5»

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3»

Менее 5 баллов – оценка «2».



P.S. Учащиеся, не принимавшие участия в работе группы, по данным критериям не оцениваются, а получают минимальный балл.
















Оценивание


Критерии

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Время- 1(0) балл





Правильность (3 балла,2 балла, 1 балл, 0 баллов





Доступность изложения – 1 (0) балл





Логика изложения – 1 (0) балл





Речь и эмоциональность -1 (0) балл





Рефлексия:

(3 ,2 , 1, 0 баллов





Всего баллов





Оценка










Свежие документы:  Разработка внеклассного мероприятия по литературе для обучающихся 5 – 6 классов «Живая классика»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: